Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Особенности организации уроков с детьми с ОВЗ в начальной школе | Монгуш Марта Борбакаевна. Работа №344437. Номер работы: №344437

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются особенности организации уроков для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в начальной школе. Особое внимание уделяется применению инклюзивных образовательных технологий, адаптации учебных программ и методик, а также роли учителя в создании комфортной образовательной среды для детей с различными видами ОВЗ.

Ключевые слова: дети с ОВЗ, инклюзивное образование, адаптация учебного материала, коррекционно-развивающая работа, начальная школа, педагогические технологии.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Монгуш Марта Борбакаевна,

учитель начальных классов МБОУ «Средняя

общеобразовательная школа №12» г. Кызыл

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности организации уроков для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в начальной школе. Особое внимание уделяется применению инклюзивных образовательных технологий, адаптации учебных программ и методик, а также роли учителя в создании комфортной образовательной среды для детей с различными видами ОВЗ.

Ключевые слова: дети с ОВЗ, инклюзивное образование, адаптация учебного материала, коррекционно-развивающая работа, начальная школа, педагогические технологии.

 

Включение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в систему общего образования требует особого подхода и организации учебного процесса. Младший школьный возраст — это период активного развития как познавательных, так и личностных качеств ребенка, и дети с ОВЗ нуждаются в поддержке и адаптации образовательной среды для полноценного участия в учебном процессе. Задача учителя — создать условия, при которых ребенок с ОВЗ сможет чувствовать себя комфортно, раскрыть свои способности и преодолевать трудности в обучении. Для этого требуется использование специальных педагогических технологий, методов индивидуальной и групповой работы, а также модификация учебных материалов в соответствии с потребностями учеников.

Выделим основные аспекты организации уроков для детей с ОВЗ.

Каждый ребенок с ОВЗ имеет свои уникальные потребности и особенности, которые необходимо учитывать при разработке учебных планов. Адаптация программ должна включать как изменение содержания, так и методов подачи материала. Например, для детей с нарушениями зрения или слуха учебные материалы должны быть представлены в формах, доступных для их восприятия: крупные шрифты, аудиофайлы, видео с субтитрами и т.д. Важно обеспечить разнообразие заданий и подходов, позволяющих ученикам с разными видами ОВЗ усваивать материал в комфортных условиях.

В процессе работы с детьми с ОВЗ важным элементом является коррекционно-развивающая работа, направленная на развитие тех функций, которые у ребенка развиты недостаточно. Это могут быть занятия с логопедом, психологом, дефектологом и другими специалистами. Учитель должен интегрировать коррекционно-развивающие элементы в учебный процесс, сочетая их с основными образовательными задачами.

Для успешного обучения детей с ОВЗ важно создать инклюзивную образовательную среду, которая будет способствовать социальной интеграции и взаимодействию всех учащихся. Это включает в себя не только физическую доступность классов и учебных материалов, но и психологическую поддержку. Дети с ОВЗ должны чувствовать себя полноценными участниками образовательного процесса, а их одноклассники — понимать и принимать их особенности.

Современные технологии играют важную роль в обучении детей с ОВЗ. Использование специальных технических средств, таких как интерактивные доски, планшеты, программы для синтеза речи, а также образовательные платформы с возможностью индивидуальной настройки, помогает адаптировать учебный процесс и повысить его эффективность. Учителю важно уметь пользоваться этими средствами и интегрировать их в повседневную работу с детьми.

В классе, где обучаются дети с ОВЗ, важно организовать дифференцированную работу, предоставляя каждому ученику задания в зависимости от его возможностей и потребностей. Учитель должен уметь планировать учебную деятельность таким образом, чтобы задания были посильны для каждого ребенка, но при этом способствовали его развитию. Например, некоторые дети могут нуждаться в дополнительной поддержке, в то время как другие — в усложненных заданиях для развития своих способностей.

Учитель начальных классов с детьми с ОВЗ должен обладать не только профессиональными знаниями в области педагогики, но и специальными навыками работы с такими детьми. Важной задачей педагога является создание атмосферы уважения и принятия в классе, чтобы каждый ученик, независимо от его особенностей, чувствовал себя комфортно и уверенно.

Учитель должен активно взаимодействовать с родителями и специалистами (дефектологами, логопедами, психологами), чтобы разработать индивидуальные образовательные программы для каждого ребенка. Это включает в себя как модификацию учебного материала, так и разработку специальных методов и приемов обучения, позволяющих детям с ОВЗ эффективно усваивать учебный материал.

Рассмотрим методы поддержки и мотивации детей с ОВЗ:

1. Постепенное введение новых знаний. Для детей с ОВЗ важно постепенное и последовательное введение новых тем. Учитель должен уделять внимание повторению и закреплению материала, давая детям возможность усвоить его в удобном для них темпе.

2. Положительная мотивация и поощрение. Педагог должен активно использовать методы положительного подкрепления, поощряя даже незначительные успехи. Это помогает детям с ОВЗ чувствовать уверенность в своих силах и мотивирует их на дальнейшее обучение.

3. Коллективные формы работы. Важно вовлекать детей с ОВЗ в коллективную деятельность, создавая условия для сотрудничества и взаимодействия с одноклассниками. Групповые задания и проекты помогают развивать коммуникативные навыки и чувство принадлежности к коллективу.

4. Создание индивидуального маршрута обучения. Для каждого ребенка с ОВЗ необходимо разработать индивидуальный образовательный маршрут, учитывающий его возможности и потребности. Это позволяет организовать процесс обучения максимально эффективно и поддерживать развитие ученика на всех этапах его обучения.

В заключение следует отметить, что организация уроков с детьми с ОВЗ в начальной школе требует особого подхода со стороны учителя. Индивидуализация учебных программ, использование коррекционно-развивающих технологий и создание инклюзивной среды способствуют успешному обучению таких детей. Важную роль играет готовность педагога к профессиональному взаимодействию с детьми, их родителями и специалистами, а также использование современных технологий и методов работы. В результате грамотно организованного учебного процесса дети с ОВЗ получают возможность развиваться и достигать успехов в учебной деятельности наравне со своими сверстниками.

 

Список литературы

 

Александрова, Т. В. (2022). Инклюзивное образование: теория и практика. Москва: Просвещение.

Иванов, С. А. (2021). Адаптация учебных программ для детей с ОВЗ. Санкт-Петербург: Питер.

Захарова, Е. А. (2018). Психологическая поддержка детей с ОВЗ в образовательном процессе. Вопросы современной педагогики, 6(1), 45-52.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×