Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе» | Аксенова Светлана Александровна. Работа №319996

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации»

подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание

патриотов России, граждан правового демократического, социального

государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой

нравственностью».

 В связи с этим проблема патриотического воспитания детей становится одной

из актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно

новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса

социальной адаптации, жизненного определения и становления личности.

Консультация для педагогов «Художественная литература как средство всестороннего развития ребёнка».

 

Особое место в развитии дошкольника занимает художественная литература. Художественная литература - является основным источником воспитания, способствует развитию воображения, развивает речь, прививает любовь к Родине, к природе. В. Г. Белинский считал, что «книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон». Трудно не согласится со словами В. Г Белинского, так как художественное слово влияет на приобщение детей развитию культуры речи, также на это указывали многие педагоги, психологи и лингвисты. Художественная литература открывает и объясняет жизнь общества и природы мир чувств и взаимоотношений. Также чтение художественного произведений способствует развитию мышления и воображения ребенка, обогащают ребенка эмоциями. Художественная литература сопровождает человека с первых лет жизни, начиная с колыбельных песен, также с произведений А. Барто, С. Михалкова, К. Чуковского, а далее переходя в школе на классические произведения.Не стоит забывать, что книга - это прежде всего источник знаний. Из книг дети узнают много о жизни общества, о природе. Если рассматривать особенности восприятия художественной произведений по возрастным группам, то можно заметить, что в младшей группе ознакомление с художественной литературой происходит с использованием произведениями разных жанров: народные сказки, песни, потешки, загадки, где в основном содержится ритмическая речь, так детей учат к красочной речи. Именно в этом возрасте необходимо учить слушать сказки, рассказы, стихи, сочувствовать положительным героям и следить за развитием действия произведения. Перед педагогами в старшей группе стоят задачи привить любовь к художественной литературе, развивать поэтический слух, интонацию выразительной речи. В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма). В исследованиях отмечается, что у ребенка 4–5 лет начинает в полной мере функционировать механизм формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста. В возрасте 6–7 лет механизм понимания содержательной стороны связного текста, отличающегося наглядностью, уже вполне сформирован. Работа по ознакомлению с произведениями художественной литературы должна служить основой для развития общения детей с героями книги, писателями и поэтами, а также для обмена мнениями друг с другом по поводу прочитанного. В детском саду у ребенка формируют некоторые элементарные умения анализировать произведение (его содержание и форму). К моменту поступления в школу каждый ребенок должен уметь определить основных героев произведения, уметь высказывать к ним свое отношение, определять жанр произведения (стихотворение, рассказ, сказка). Часть программных произведений дети должны выучить наизусть (стихотворения, малые фольклорные жанры), часть — уметь передавать близко к тексту (пересказывать). Кроме того, ребенок овладевает способами исполнения ролей в инсценировке, в игре-драматизации по литературным сюжетам. Самуил Яковлевич Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он есть в каждом), его надо раскрыть, вырастить и воспитать. Истоки читательского таланта, как и многих других способностей, лежат в детстве. Перед нами стоит задача, открыть ребёнку то чудо, которое несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Исходя из этого, читательская судьба ребёнка зависит от взрослого, который является посредником между писателем и ребёнком. Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность.. Произведения художественной литературы раскрывает перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись переживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства – способность проявить участие. Доброту, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления. Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых, и наказывая злых. Художественная литература является универсальным развивающее -образовательным средством.

Отгадывая загадки - у ребенка развивается логическое мышление.

А развивая мышление ребенка, мы развиваем и речь. Посредством считалок играющие делят роли и устанавливают очередь для начала игры. Они организуют детский коллектив в игре, поддерживая строгий порядок во всех играх. Дети подчиняются этому порядку как незыблемому закону. Основой все считалок является счет. Не задумываясь о содержании, дети механически его запоминают, что приводит к развитию математических способностей.

С помощью дразнилок, дети все время себя воспитывают: учат товарищей, и сами учатся быть честными, справедливыми, добрыми. В фольклоре много дразнилок, которые высмеивают отрицательные качества личности. Развивая речь ребенка с помощью фольклорных произведений, мы развиваем и воображение, восприятие, мышление, память.

Таким образом, можно твердо утверждать, что приобщая детей к художественной литературе, мы развиваем не только моральные и нравственные качества, но и психологические. В процессе работы с художественным произведением особое значение имеет пересказ детьми содержания услышанного . Если в тексте есть диалог, можно использовать пересказ по ролям. Важнейшим средством работы с художественной литературой является игра — драматизация.Своеобразие ее состоит в том, что она объединяет в себе сюжетно-ролевую игру и творческую деятельность детей. Кроме игр-драматизаций, где в основном сохраняется сюжет и язык произведений, в детском саду распространены ролевые игры на сюжеты художественных произведений, которые в целом развиваются произвольно по замыслу детей. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении героя, в проникновении в его внутренний мир. Текст произведения для детей является только канвой, в которую они вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли и т. д. Особое эмоциональное воздействие на детей оказывают литературные праздники, праздники книги — комплексные мероприятия, включающие в себя различные формы — беседа, рассказ, просмотр фильма, конкурс, викторина, театрализованное представление.

В практике работы ДОУ получили распространение игры типа «В библиотеке», «Книжкина больница», «Книжный магазин», ролевые игры по прочитанным книгам и викторины. Кроме того, свои впечатления от прочитанных книг дети могут отображать в продуктивных видах деятельности- рисовании и лепке. Таким образом, умение воспринимать художественное произведение и элементы художественной выразительности к ребенку само собой не приходит, его надо развивать и воспитывать с самого раннего детства. При целенаправленном изучении художественной литературы возможно обеспечить восприятие художественных произведений и осознание ребенком его содержание.

 

Теперь я предлагаю Вам игру.

 

За много веков народ придумал множество загадок: о явлениях природы, растениях, животных, людях и их быте. Есть загадки и о сказочных персонажах: простаках и хитрецах, храбрецах и трусах, добрых существах и злодеях.

 

1. «Назовите книжных героев»

 

1.Раз зимою баба с дедом

 

Внучку сделали из снега.

 

Жаль, друзья, что сказка эта

 

Продолжалась лишь до лета.

 

(Снегурочка.)

 

2.Парень слез с любимой печки,

 

За водой поплёлся к речке.

 

Щуку в проруби поймал

 

И с тех пор забот не знал.

 

(Емеля.)

 

3.Мальчик в джунглях очутился

 

И с волками подружился,

 

И с медведем, и с пантерой.

 

Вырос сильным он и смелым.

 

(Маугли.)

 

4.Больных зверей он исцелил

 

И Бармалея победил.

 

(Айболит.)

 

5.Отыскала мама дочку

 

В распустившемся цветочке.

 

(Дюймовочка.)

 

6.Шныряет по городу злая старушка.

 

А в сумке сидит её злая подружка.

 

(Шапокляк.)

 

7.Нравом зол, цветом сер

 

Шестерых козлят он съел.

 

(Волк.)

 

8.Плутовка пела под окошком:

 

- Я угощу тебя горошком!

 

Поверил песням петушок

 

И сразу угодил в мешок

 

(Лиса.)

 

2. «Доскажи словечко» Ведущий произносит первое слово имени (прозвища) сказочного героя. Участники поочерёдно называют второе слово.

 

Барон Мюнхгаузен, Старуха Шапокляк, Винни Пух, Соловей Разбойник, Дед Мороз, Старик Хоттабыч, Доктор Айболит, Сестрица Алёнушка, Домовёнок Кузя, Финист Ясный сокол, Черепаха Тортилла, Елена Прекрасная, Красная Шапочка, Железный Дровосек, Иванушка Дурачок, Змей Горыныч, Крошечка Хаврошечка, Иван Царевич, Кощей Бессмертный, Кот в сапогах, крокодил Гена, Маленький Мук, Мальчик с пальчик, Муха (цокотуха, Никита (Кожемяка, папа (Карло, почтальон (Печкин, Илья (Муромец, Василиса (Премудрая, Прекрасная, пудель (Артемон, Конёк (Горбунок) 3. Участники должны вспомнить название сказки.

 

- О многодетной маме. («Волк и семеро козлят».)

 

- О ветеринаре. («Доктор Айболит».)

 

- Об общежитии для зверей. («Теремок».)

 

- О хлебобулочном изделии. («Колобок».)

 

- О деревянном мальчике. («Буратино».)

 

- О трудолюбивой девочке. («Золушка».)

 

4.«Назови пословицу про книгу»

 

«Книга — лучший друг».

 

«Книга подобна воде – дорогу пробьёт везде»

 

«Золото добывают из земли, а знания из книги»

 

«Книгу читаешь, на крыльях летаешь»

 

«Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает»

 

«Неграмотный, как слепой, а книга глаза открывает»

 

«С книгами знаться, ума набраться»

 

«Книга мала, да ума придала»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×