ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | Мой кабинет. Работа №348589
Патриотизм можно определить как такое нравственное качество человека, которое выражается в его любви и преданности своей родине, осознании ее величия и славы и переживании своей духовной связи с ней, в потребности и стремлении в любых условиях беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять ее могущество и независимость.
Правильная организация работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников основана, прежде всего, на знании возрастных возможностей и психологических особенностей детей этого возраста.
УДК 373.211.24
Джемилова Анифе Нариман къызы
Магистрант
ГБОУВОРК «КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО–ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ФЕВЗИ ЯКУБОВА»
ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Патриотизм можно определить как такое нравственное качество человека, которое выражается в его любви и преданности своей родине, осознании ее величия и славы и переживании своей духовной связи с ней, в потребности и стремлении в любых условиях беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять ее могущество и независимость.
Правильная организация работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников основана, прежде всего, на знании возрастных возможностей и психологических особенностей детей этого возраста.
Любая работа, которая осуществляется с детьми в дошкольном образовательном учреждении, должна строго соответствовать принятым стандартам.
Реализация нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в детском саду происходит с учетом требований следующих законодательных документов:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Закон «О днях воинской славы (победных днях) России»;
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
Особенностью системы работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников является интеграция различных видов детской деятельности: речевой, изобразительной, познавательной, конструктивной, игровой. Это связано с потребностью создать у ребенка целостную картину окружающего мира, где находятся в единстве природа, общество и человек.
В соответствии с ФГОС ДО «Задачами патриотического воспитания дошкольников являются:
Формирование у детей системы знаний о своей Родине, которая может быть представлена следующим образом: природоведческие и географические сведения (географические особенности родного края, климата, природы страны ), сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций), социальные сведения (знания о достопримечательностях родного города, столицы, страны, знания названия страны, ее столицы, других городов, государственной символики), некоторые исторические сведения (о жизни народа в разные исторические периоды, о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны, знание исторических памятников города, улиц).
Воспитание у дошкольников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни. Предполагает активизацию эмоциональной сферы личности, воспитание таких чувств как любовь к родным и близким людям, родному городу, уважение к истории народа, восхищение произведениями народного творчества, любви к природе, ненависти к врагам.
Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний. Предполагает формирование у детей определенных навыков и умений: умение отразить накопленные знания в игре, художественной и трудовой деятельности, умение принять участие в общественно направленном труде, умение бережно относится к природе, результатам труда других, умение отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками» .
Более полно и в комплексе, задачи патриотического воспитания вобрала в себя Региональная программа «Крымский веночек», целью которой является — воспитание у ребенка уважения к родителям, их культурной самобытности, языку и национальным ценностям страны проживания и страны происхождения, к культурам, отличным от его собственной; подготовка ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, где родился человек. Сегодня как никогда становится ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании нельзя уверенно двигаться вперед, так как наше будущее должно иметь свою духовно-нравственную основу, свой духовно-нравственный стержень — Любовь к Отечеству, к своей Родине. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Поэтому именно с дошкольного возраста следует воспитывать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрыть им истинные ценности семьи, нации, Родины.
Следуя возрастным особенностям дошкольников, можно выделить следующие особенности воспитания патриотизма:
Воспитание патриотизма начинается c чувства любви к матери, к
родным. Воспитание патриотизма предполагает постепенное формирование
сыновней
любви,
сопереживания
другому
человеку,
дружелюбной
привязанности.
Данные
детские
эмоции
являются
основой
для
возникновения
более
сложных
общественных
чувств.
C
малой
на
более большую
область
социальных
отношений,
формирующихся
в
ходе
роста
ребёнка такой же глубокий личностный смысл, как и его взаимоотношения c
родителями,
c
родственниками.
Воспитание
патриотизма
у
дошкольников
означает воспитание любви, привязанности
к малой Родине, к тому месту,
где ребенок родился и где находятся его предки, что становится в будущем
основой
для преданности,
любви
и
уважения к своей
стране. Все это предполагает чувство удовлетворения и
привязанности к месту рождения и родного дома, к своим близким людям,
этот круг становится больше и углубляется от встреч и общения c другими
людьми, от
знакомства c местными достопримечательностями, c природой
родного края. Относительно этого А.С. Макаренко писал – «Такие
слова,
как:
родился,
родители,
родственники,
родной
дом,
родной детский сад, родная улица, село, город
– постепенно развивают в
ребенке
понятия и чувства
Родины».
На каждом возрастном этапе дошкольного детства имеются свои
приоритетные
средства воспитания
патриотизма.
Для
детей
дошкольного
возраста
совместная
деятельность
со взрослыми и сверстниками является особенно важной для развития качеств личности и
формирования
эмоционально-действенного
отношения
к
окружающим.
Воспитание
патриотизма
успешно
проходит
в
процессе
вовлечения
детей к
культурному
наследию. Народная
культура
и
искусство
своими
возможностями
создают
в
реальных условиях наиболее благоприятную среду для выявления и развития
в
ребенке национальных
особенностей.
Воспитание
патриотизма
осуществляется
через
развитие
в
ребенке
национального
духовного характера.
Н.И. Власов
в
этой
связи писал: «Воспитать ребенка и воспитать в нем характер – значит, прежде
всего,
–
открыть
ему,
его
инстинкту,
его
глубокому
иррациональному
чувствилищу, его страсти способности и счастье беззаветно любить Родину и
верить
в
нее».
Важным фактором гражданского воспитания является природа.
Природе
отводят
особую
роль
в
воспитании
патриотизма,
так
как
она постоянно окружает
ребенка, очень рано входит в его жизнь, доступна и
понятна ему. Он чувствует себя c представителями живой природы сильным,
значимым, так как может для них что-то сделать: помочь, сохранить жизнь.
Ребенок
начинает
понимать,
что
он
–
созидатель,
у
него
появляется
ответственность,
повышается самооценка.
Согласно мнениям исследователей, «в понятие патриотизма входят когнитивный (знания, представления), эмоциональный (чувства) и поведенческий (умения, навыки) компоненты, которые реализуются в сфере социума и природы.
Когнитивный компонент обеспечивает содержание работы по патриотическому воспитанию.
Поведенческий – выполняет диагностическую функцию.
Эмоциональный компонент является ведущим в дошкольном возрасте
» .
В развитии патриотизма можно выделить этапы, которые следует учитывать при воспитании детей.
-1й этап. Инстинктивный патриотизм, выраженный в словах: «люблю я родину, за что не знаю сам». Инстинктивный характер патриотизма отражен в идее народности К. Д. Ушинского: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» .
-2й этап. Потребность в любви к ближним. Данный этап можно характеризовать как привязанность к социальной среде - окружающим людям с их менталитетом, обычаями, взаимоотношениями, законами и т.д. Необходимо также отметить, что Родина - это не только страна с её языком, историей, обычаями, это ещё и люди, населяющие её. Поэтому отношение к родным и близким, всему народу в целом является важным компонентом содержания патриотизма, «Особенно надо внушить детям родственную справедливости добродетель - готовность услужить другим и охоту к этому», - писал Я.А. Коменский.
-3й этап. Привязанность к физической среде с её реками, тёплым или холодным климатом, проявляющаяся в пристрастии к окружающей природе, играм с первых лет жизни, вызывающем приятные воспоминания о детстве у взрослого человека.
4-й этап. Привязанность к духовной среде: народному творчеству, литературе, искусству, науке и т. д. Важнейшей составляющей патриотизма является также знание и уважительное отношение к родному языку. Эту мысль высказывали многие писатели и педагоги. Так, Алаиза Пашкевич, писала, что «Родной язык как цемент, связывает людей, он даёт им наилучший способ понимать друг друга, одной мыслью жить, одной судьбы искать» .
-5й этап. Объективная оценка родного человека. Для данного этапа характерно воспитание гражданственности как высшего проявления патриотизма. Важна постановка вопроса о гармонизации прав детей и взрослых в семье. Равноправие членов семьи достигается в том случае, если они живут общей жизнью, знают и сообща делят радости и горести. Общие интересы будничной жизни обеспечивают нравственную связь членов семьи.
-6й этап. Изучение историко-культурного развития других народов в переходе от идеи своего народа к идее народа и государства вообще. На данном этапе происходит органическая взаимосвязь патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения. Как утверждал Сухомлинский В.А. – «Особенностью патриотизма становится исключение вражды к другим народам и готовность человека трудиться для всего человечества, если он может принести ему пользу».
-7й этап. Активный характер патриотизма, проявляющийся в практической деятельности на благо отечества. Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений.
Комратова Н.Г. обращала внимание воспитателей, на то, что «Решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
- «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);
- непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- деятельностный подход;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности».
В дошкольном учреждении, планирование воспитательно-образовательной работы с целью патриотического воспитания дошкольников осуществляется по доминирующим целям:
охрана и укрепление здоровья ребенка;
формирование сопереживания к родному дому, культурному наследию, природе малой Родины;
развитие любознательности;
формирование желания и умения заботиться о ближних, оказывать помощь окружающим;
развитие желаний и стремлений к познавательной и другим видам деятельности;
формирование коммуникативных способностей.
Планирование образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения должно соответствовать следующим требованиям:
разные виды детской деятельности логично и естественно связаны друг с другом;
включены разнообразные формы организации детей с преобладанием подгрупповых и индивидуальных форм;
основное содержание образовательной деятельности - воспитание патриотизма - пронизывается занятиями, прямо не относящимися к данному направлению (формирование элементарных математических представлений, конструирование, музыкальные и физкультурные занятия).
На рисунке 1, нами схематично представлена система и последовательность работы по патриотическому воспитанию детей.
Рис.1. Система и последовательность работы по патриотическому
воспитанию детей
Содержание патриотического воспитания определяется на основании его задач представлена в рисунке 2.
Представления о родном крае, чувство любви к Родине составляют основное содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста. В процессе накоплении знаний о жизни общества, о природе и труде людей, эти представления и чувства, ступень за ступенью формируются у детей.
Представления о родном крае и РоссииПоликультурное воспитаниеУважение к Вооруженным силам страныУважение к людям своей страныЛюбовь к родной природеОсновные направления патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Рисунок 2. Содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста
В патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) нужно привить детям такие принципиальные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к противнику», «трудовой подвиг» и т.д. Принципиально подвести дитя к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит собственных героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в заглавиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты монументы.
В педагогической работе с детьми дошкольного возраста по каждому направлению патриотического воспитания используются определенные методы и средства.
Методы патриотического воспитания дошкольников:
ознакомление с продуктами народного творчества (роспись, вышивка и т.д.);
знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов и пр.;
организация тематических выставок;
участие в общественных и календарных праздниках
участие детей в посильном общественно-полезном труде;
Сюжетно-ролевые игры: дом, семья, магазин, больница, парикмахерская
Таким образом, к старшему дошкольному возрасту у детей увеличивается общая произвольность поведения на основе активного развития волевых процессов. Развивается способность сдерживать непосредственные побуждения, подчинять свои поступки выдвигаемым требованиям. Деятельность ребенка начинает определяться общественными целями. Складываются действенные отношения к родине, проявляющиеся в умении заботиться о родных и близких людях, делать нужное для других, беречь то, что создано трудом человека, ответственно относиться к порученному делу, бережно обращаться с природой. Кроме того, в этом возрасте у ребенка появляется соподчинение мотивов, на основе чего формируются общественные мотивы различных видов деятельности. Это имеет большое значение для воспитания патриотизма у дошкольников, поскольку появление социальных мотивов деятельности является основой развития нравственных качеств личности.