Особенности подготовки к итоговому собеседованию/сочинению в выпускных классах | Чернакова Виолетта Андреевна. Работа №347095
Аннотация. В статье обсуждаются особенности подготовки учащихся выпускных классов к итоговому собеседованию и сочинению по русскому языку, являющимся важными этапами государственной итоговой аттестации. Рассматриваются основные требования к структуре и содержанию сочинения, методы и приемы, способствующие развитию навыков анализа, аргументации и самовыражения учащихся. Описаны практические рекомендации по подготовке к собеседованию, которое развивает устную речь и способность логически формулировать свои мысли. Особое внимание уделено созданию благоприятных условий для формирования навыков письменной и устной речи.
Ключевые слова: итоговое собеседование, итоговое сочинение, выпускные классы, подготовка, аргументация, письменная речь, устная речь.
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ/СОЧИНЕНИЮ В ВЫПУСКНЫХ КЛАССАХ
Чернакова Виолетта Андреевна,
учитель МБОУ города Иркутска СОШ №43
имени Главного маршала авиации А.Е. Голованова
Аннотация. В статье обсуждаются особенности подготовки учащихся выпускных классов к итоговому собеседованию и сочинению по русскому языку, являющимся важными этапами государственной итоговой аттестации. Рассматриваются основные требования к структуре и содержанию сочинения, методы и приемы, способствующие развитию навыков анализа, аргументации и самовыражения учащихся. Описаны практические рекомендации по подготовке к собеседованию, которое развивает устную речь и способность логически формулировать свои мысли. Особое внимание уделено созданию благоприятных условий для формирования навыков письменной и устной речи.
Ключевые слова: итоговое собеседование, итоговое сочинение, выпускные классы, подготовка, аргументация, письменная речь, устная речь.
Итоговое собеседование и итоговое сочинение являются обязательными этапами в образовательной системе России и проводятся для проверки уровня владения устной и письменной речью учащихся. Эти экзамены помогают выявить, насколько школьники готовы не только к итоговой аттестации, но и к продолжению обучения на более высоких ступенях.
В процессе подготовки к этим испытаниям важно акцентировать внимание на двух ключевых аспектах: развитие навыков построения связного высказывания и работа с аргументами. Итоговое собеседование проверяет способность выпускников формулировать мысли вслух, а сочинение требует от них умения логично и последовательно излагать свои мысли на бумаге, подкрепляя их литературными примерами и личными суждениями.
Рассмотрим шаги подготовки к итоговому сочинению:
1. Особенности формата итогового сочинения. Итоговое сочинение имеет конкретные требования к структуре и содержанию. Важнейшим аспектом является способность учащихся построить текст с четким делением на вступление, основную часть и заключение. Школьники должны уметь правильно сформулировать проблему, аргументировать свое мнение с опорой на литературные произведения и личный опыт, а также сделать вывод, подводящий итог их размышлениям.
2. Работа с тематическими направлениями. Ежегодно перед итоговым сочинением публикуются тематические направления, по которым ученикам предстоит писать сочинение. Преподавателю важно уделить внимание разбору каждого направления, предложив ученикам подготовить тезисы и литературные примеры по каждой теме. Рекомендуется активно использовать литературные произведения, входящие в школьную программу, такие как романы Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, рассказы А. П. Чехова и т. д.
3. Развитие навыков аргументации. Ключевым элементом итогового сочинения является аргументация, которая должна основываться на литературных произведениях. Учащиеся должны не только знать содержание произведений, но и уметь анализировать их с точки зрения заявленной темы. Важно научить выпускников не только пересказывать сюжет, но и находить в тексте ключевые моменты, которые могут служить аргументами для доказательства той или иной позиции. Для этого полезно проводить уроки по анализу произведений с акцентом на выявление проблематики, авторской позиции и значимых эпизодов.
4. Письменные тренировки. Один из лучших методов подготовки к итоговому сочинению — это регулярные тренировки по написанию сочинений на основе заданных тем. Эти практические занятия позволяют учащимся отработать структуру сочинения, навыки аргументации и анализа произведений. Важно проводить регулярную обратную связь, чтобы учащиеся могли исправлять ошибки и улучшать свои работы.
Рассмотрим шаги подготовки к итоговому собеседованию.
1. Основные требования и структура. Итоговое собеседование направлено на проверку навыков устной речи. Оно включает несколько этапов: чтение текста вслух, пересказ текста с использованием дополнительной информации, монологическое высказывание по одной из предложенных тем и диалог с экзаменатором. Основная задача учителя — помочь учащимся научиться формулировать мысли четко, логично и последовательно.
2. Развитие навыков пересказа и чтения. Для успешного прохождения собеседования необходимо развивать навыки чтения и пересказа текста. Ученики должны уметь не только грамотно прочитать предложенный текст, но и выделить его основную идею, сделать сжатый пересказ, дополнив его дополнительной информацией. Для тренировки полезно использовать тексты разных жанров и сложности, чтобы подготовить учащихся к различным вариантам заданий.
3. Работа над монологическими высказываниями. Монологическая часть собеседования требует от учеников умения самостоятельно формулировать свои мысли на заданную тему. Для подготовки можно использовать тематические обсуждения, где каждый ученик получает возможность высказаться на предложенную тему. Учащимся важно научиться структурировать свою речь, начиная с введения, затем излагая основную мысль и заканчивая заключением.
4. Диалог с экзаменатором. Диалоговая часть проверяет умение учащихся вести беседу, отвечать на вопросы и задавать их. На уроках рекомендуется организовывать ролевые игры, где один ученик играет роль экзаменатора, а другой — экзаменуемого. Это помогает ученикам привыкнуть к формату диалога и тренирует навыки быстрого реагирования на вопросы.
Предложим практические рекомендации по подготовке:
Регулярная практика. Для успешной подготовки к итоговому собеседованию и сочинению важна систематическая работа. Рекомендуется выделять на подготовку хотя бы 1-2 урока в неделю, чередуя письменные и устные задания.
Чтение и анализ текстов. Подготовка к экзаменам должна включать работу с текстами различного объема и жанра, чтобы развить навыки анализа и аргументации.
Групповые обсуждения. Регулярные дискуссии и обсуждения тем итогового сочинения и собеседования помогут учащимся лучше подготовиться к экзаменационным заданиям.
Обратная связь. Важно, чтобы учитель постоянно давал обратную связь на письменные работы и устные выступления учеников, указывая на их сильные стороны и области для улучшения.
В заключение отметим, что подготовка к итоговому собеседованию и сочинению — важный процесс, требующий систематического подхода и разнообразных методик. Важно развивать у учеников как навыки письменной аргументации, так и умение логично и последовательно излагать свои мысли устно. Регулярные тренировки, работа над литературными примерами и внимательное отношение к тематическим направлениям позволяют учащимся чувствовать себя уверенно и успешно справляться с заданиями итоговых экзаменов.
Список литературы
Беляева, А. А. (2021). Итоговое собеседование как форма оценки навыков устной речи. Педагогические науки, 4(3), 58-66.
Краснова, Л. П. (2019). Итоговое сочинение: методические рекомендации для подготовки выпускников. Школьная педагогика, 8(2), 37-45.
Николаева, Т. В. (2022). Проблемы и перспективы подготовки к итоговому собеседованию в 9 классе. Современные проблемы образования, 7(4), 50-57.