Название статьи:
Особенности поискового планирования младших школьников с тяжелыми нарушениями речи | Мой кабинет. Работа №354010
Дата публикации:
12.12.2024
Автор:
Мой кабинет
Описание:
В данной статье представлены результаты экспериментальной работы, направленной на выявление общих и специфических особенностей поискового планирования обучающихся 7-8 лет с тяжелыми нарушениями речи в сравнении со сверстниками,обучающимися в общеобразовательном классе. Выявленные особенности позволят педагогу-психологу определить направления коррекционно-развивающей работы с обучающимися 7-8 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Г.Г. Павловская
Особенности поискового планирования
младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
Проблема развития планирования у младших школьников является частым проявлением более общей темы – развития мышления и саморегуляции в младшем школьном возрасте. Исследования Т.И. Бабаевой, О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцовой, Л.Ф. Обуховой Н.С. Пантиной выявили большие внутренние резервы интеллекта старшего дошкольника. Известно, что фундаментальные предпосылки теоретического мышления закладываются в дошкольном возрасте. К концу дошкольного и началу школьного возраста в познавательной деятельности ребенка возникают такие новообразования, как основы образного мышления, теоретическое отношение к действительности, планирование своей деятельности.
Планирование – вид умственной деятельности, при котором создается образ потребностного будущего, включающий понимание этапов его достижения [3]. А.З. Зак выделял два вида планирования: нормативное и поисковое. Под поисковым планированием он понимает мысленное экспериментирование, проигрывание, связанное с поиском лучшей организации решения задачи [1].
Существуют следующие компоненты планирования: действия по выделению отношений элементов задачи; фиксация отношений при мысленном замещении элементов задачи другими элементами для воспроизведения отношений в иной форме; определение разного числа ходов; осознание одного или нескольких вариантов решения. А.З. Зак относит планирование к вопросам организации и построения деятельности индивида, а именно – к мысленному выделению способа получения результата [1].
В современных исследованиях развитие планирования рассматривается в связи с поиском эффективных средств познавательного и эмоционально-личностного развития дошкольников (Т.И. Бабаева, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, О.М Дьяченко, А.З. Зак, Н.Н. Поддъяков и др). Специальных работ, посвящённых изучению поискового планирования у обучающихся младших школьников 7-8 лет с тяжелыми нарушениями речи, нами не обнаружено. Исследователи упоминают о планировании в более широкой теме, которая посвящена мышлению (Т.Д. Барменкова, Ю.Ф. Гаркуша, О.Н. Усанова и др.) Известно, что у этих детей имеются неустойчивость внимания, нарушения памяти, мышления и, как следствие, нарушение функций планирования и контроля. Дошкольники с общим недоразвитием речи, обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением и обобщением [2: 514].
Установлено, что в старшем дошкольном возрасте дети могут решать лабиринтные задачи. Поэтому перед педагогами школьных образовательных организаций стоит задача воспитать у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи самостоятельность, обучить их планированию своей деятельности, так как детям важно в любой деятельности уметь составлять план действий, достигать цели, анализировать свою деятельность, видеть свой результат.
Целью нашего исследования являлось изучение особенностей поискового планирования младших школьников 7-8 лет с тяжелыми нарушениями речи в сравнении со сверстниками с нормативным речевым развитием. В эксперименте принимали участие 30 младших школьников 7 лет: 10 обучающихся из первого общеобразовательного класса с нормативным речевым развитием, 10 обучающихся из первого класса для детей ТНР (логопедическое заключение: ОНР III уровень, дизартрия и стёртая дизартрия) и 10 обучающихся на школьном логопункте с ФФН (полиморфная дислалия, стертая дизартрия). Экспериментальное исследование проводилось на базе МАОУ СОШ № 19 городаСеверодвинска.
Нами использовалась методика педагогической диагностики поискового планирования М.Б. Знака, состоящая из трех интеллектуально-игровых задач:
– интеллектуально-игровые задачи Лабиринты с целью оценки способности к поисковому планированию младших школьников при решении игровых лабиринтных задач, в которых задана конечная цель перемещений объекта, но не оговариваются правила перемещений и количество ходов;
– Расколдуй фигуру: интеллектуально-игровые задачи по типу Обведи рисунок с целью оценки способности к поисковому планированию младших школьников при решении интеллектуально-игровых задач, в которых заданы правила перемещений объекта, но не оговаривается количество ходов;
– интеллектуально-игровая задача на перемещение Почтальон (модификация задачи А.З. Зака) с целью оценки способности к поисковому планированию при решении интеллектуально-игровых задач, в которых заданы определённые правила перемещений объекта и количество ходов [1].
Результаты констатирующего эксперимента позволили определить три уровня сформированности поискового планирования (высокий, средний, низкий), выявить общие особенности, характерные для обучающихся с нормативным и с нарушенным речевым развитием, и специфические, характерные для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
Общие особенности поискового планирования, характерные для обучающихся с нормативным и нарушенным речевым развитием:
– наблюдается этап предварительного практического планирования, то есть для решения задачи производятся предварительные пробы наметить путь персонажа движением пальца или обратной стороной фломастера (при проведении интеллектуально-игровых задач Лабиринты);
– характерен этап предварительного практического планирования решения задачи (производятся предварительные пробы наметить линию обвода фигуры движением пальца) при проведении интеллектуально-игровой задачи Расколдуй фигуру.
Специфические особенности, характерные для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи:
– нарушают правило при первых попытках решения задачи, это приводит к пониманию того, что решение задачи сначала необходимо спланировать;
– затрудняются в решении задачи: предлагают либо варианты решений без учёта правил и количества перемещений (отсутствие этапа поискового планирования), либо учитывают количество ходов, но не выполняют правило перемещения (пошаговое частичное планирование).
– не справляются с заданием в интеллектуально-игровой задаче Почтальон (отсутствует предварительное планирование);
– не понимают инструкцию даже после показа действия, отказываются от выполнения задания в интеллектуально-игровых задачах Лабиринты обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи.
Мы полагаем, что выявленные трудности у младших школьников с ФФН связаны с их низкой познавательной активностью в период формирования речи, ослабленным произвольным вниманием. Младшие школьники с ОНР демонстрировали самые низкие показатели сформированности поискового планирования, особенно при выполнении интеллектуально-игровой задачи на перемещение Почтальон. Мы полагаем, что это связано с отставаниями в развитии словесно-логического мышления, речи и в воспроизведении двигательного задания по пространственным параметрам.
В тоже время обучающиеся 7-8 лет школьного возраста с нормативным речевым развитием продемонстрировали:
– умение мысленно спланировать маршрут и прочертить путь персонажа с одной попытки, не заходя в тупики;
– решение в уме, умение мысленно планировать маршрут и сразу обводить фигуру, не нарушая правило в интеллектуально-игровой задаче Расколдуй фигуру;
– верное решение задачи, умение учитывать правило перемещений воображаемого персонажаи количество ходов в интеллектуально-игровой задаче Почтальон.
Таким образом, полученные результаты экспериментального исследования свидетельствуют о необходимости проведения дифференцированной коррекционной работы, направленной на повышение уровня поискового планирования у обучающихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Литература:
1. Знак М.Б. Педагогическая диагностика умений планировать у старших дошкольников //Гуманитарные технологии педагогической диагностики в дошкольном образовании: от теории к практике: Сб. научных статей. – СПб.: РГПУ, 2008. – 422с.
2. Логопедия / под ред. Л.С. Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2009. – С.513-528.
3. Словарь по социальной педагогике /Л.В. Мардахаев. – М.: Академия, 2002. – 368с.
Скачать работу
Особенности поискового планирования
младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
Проблема развития планирования у младших школьников является частым проявлением более общей темы – развития мышления и саморегуляции в младшем школьном возрасте. Исследования Т.И. Бабаевой, О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцовой, Л.Ф. Обуховой Н.С. Пантиной выявили большие внутренние резервы интеллекта старшего дошкольника. Известно, что фундаментальные предпосылки теоретического мышления закладываются в дошкольном возрасте. К концу дошкольного и началу школьного возраста в познавательной деятельности ребенка возникают такие новообразования, как основы образного мышления, теоретическое отношение к действительности, планирование своей деятельности.
Планирование – вид умственной деятельности, при котором создается образ потребностного будущего, включающий понимание этапов его достижения [3]. А.З. Зак выделял два вида планирования: нормативное и поисковое. Под поисковым планированием он понимает мысленное экспериментирование, проигрывание, связанное с поиском лучшей организации решения задачи [1].
Существуют следующие компоненты планирования: действия по выделению отношений элементов задачи; фиксация отношений при мысленном замещении элементов задачи другими элементами для воспроизведения отношений в иной форме; определение разного числа ходов; осознание одного или нескольких вариантов решения. А.З. Зак относит планирование к вопросам организации и построения деятельности индивида, а именно – к мысленному выделению способа получения результата [1].
В современных исследованиях развитие планирования рассматривается в связи с поиском эффективных средств познавательного и эмоционально-личностного развития дошкольников (Т.И. Бабаева, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, О.М Дьяченко, А.З. Зак, Н.Н. Поддъяков и др). Специальных работ, посвящённых изучению поискового планирования у обучающихся младших школьников 7-8 лет с тяжелыми нарушениями речи, нами не обнаружено. Исследователи упоминают о планировании в более широкой теме, которая посвящена мышлению (Т.Д. Барменкова, Ю.Ф. Гаркуша, О.Н. Усанова и др.) Известно, что у этих детей имеются неустойчивость внимания, нарушения памяти, мышления и, как следствие, нарушение функций планирования и контроля. Дошкольники с общим недоразвитием речи, обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением и обобщением [2: 514].
Установлено, что в старшем дошкольном возрасте дети могут решать лабиринтные задачи. Поэтому перед педагогами школьных образовательных организаций стоит задача воспитать у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи самостоятельность, обучить их планированию своей деятельности, так как детям важно в любой деятельности уметь составлять план действий, достигать цели, анализировать свою деятельность, видеть свой результат.
Целью нашего исследования являлось изучение особенностей поискового планирования младших школьников 7-8 лет с тяжелыми нарушениями речи в сравнении со сверстниками с нормативным речевым развитием. В эксперименте принимали участие 30 младших школьников 7 лет: 10 обучающихся из первого общеобразовательного класса с нормативным речевым развитием, 10 обучающихся из первого класса для детей ТНР (логопедическое заключение: ОНР III уровень, дизартрия и стёртая дизартрия) и 10 обучающихся на школьном логопункте с ФФН (полиморфная дислалия, стертая дизартрия). Экспериментальное исследование проводилось на базе МАОУ СОШ № 19 городаСеверодвинска.
Нами использовалась методика педагогической диагностики поискового планирования М.Б. Знака, состоящая из трех интеллектуально-игровых задач:
– интеллектуально-игровые задачи Лабиринты с целью оценки способности к поисковому планированию младших школьников при решении игровых лабиринтных задач, в которых задана конечная цель перемещений объекта, но не оговариваются правила перемещений и количество ходов;
– Расколдуй фигуру: интеллектуально-игровые задачи по типу Обведи рисунок с целью оценки способности к поисковому планированию младших школьников при решении интеллектуально-игровых задач, в которых заданы правила перемещений объекта, но не оговаривается количество ходов;
– интеллектуально-игровая задача на перемещение Почтальон (модификация задачи А.З. Зака) с целью оценки способности к поисковому планированию при решении интеллектуально-игровых задач, в которых заданы определённые правила перемещений объекта и количество ходов [1].
Результаты констатирующего эксперимента позволили определить три уровня сформированности поискового планирования (высокий, средний, низкий), выявить общие особенности, характерные для обучающихся с нормативным и с нарушенным речевым развитием, и специфические, характерные для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
Общие особенности поискового планирования, характерные для обучающихся с нормативным и нарушенным речевым развитием:
– наблюдается этап предварительного практического планирования, то есть для решения задачи производятся предварительные пробы наметить путь персонажа движением пальца или обратной стороной фломастера (при проведении интеллектуально-игровых задач Лабиринты);
– характерен этап предварительного практического планирования решения задачи (производятся предварительные пробы наметить линию обвода фигуры движением пальца) при проведении интеллектуально-игровой задачи Расколдуй фигуру.
Специфические особенности, характерные для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи:
– нарушают правило при первых попытках решения задачи, это приводит к пониманию того, что решение задачи сначала необходимо спланировать;
– затрудняются в решении задачи: предлагают либо варианты решений без учёта правил и количества перемещений (отсутствие этапа поискового планирования), либо учитывают количество ходов, но не выполняют правило перемещения (пошаговое частичное планирование).
– не справляются с заданием в интеллектуально-игровой задаче Почтальон (отсутствует предварительное планирование);
– не понимают инструкцию даже после показа действия, отказываются от выполнения задания в интеллектуально-игровых задачах Лабиринты обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи.
Мы полагаем, что выявленные трудности у младших школьников с ФФН связаны с их низкой познавательной активностью в период формирования речи, ослабленным произвольным вниманием. Младшие школьники с ОНР демонстрировали самые низкие показатели сформированности поискового планирования, особенно при выполнении интеллектуально-игровой задачи на перемещение Почтальон. Мы полагаем, что это связано с отставаниями в развитии словесно-логического мышления, речи и в воспроизведении двигательного задания по пространственным параметрам.
В тоже время обучающиеся 7-8 лет школьного возраста с нормативным речевым развитием продемонстрировали:
– умение мысленно спланировать маршрут и прочертить путь персонажа с одной попытки, не заходя в тупики;
– решение в уме, умение мысленно планировать маршрут и сразу обводить фигуру, не нарушая правило в интеллектуально-игровой задаче Расколдуй фигуру;
– верное решение задачи, умение учитывать правило перемещений воображаемого персонажаи количество ходов в интеллектуально-игровой задаче Почтальон.
Таким образом, полученные результаты экспериментального исследования свидетельствуют о необходимости проведения дифференцированной коррекционной работы, направленной на повышение уровня поискового планирования у обучающихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Литература:
1. Знак М.Б. Педагогическая диагностика умений планировать у старших дошкольников //Гуманитарные технологии педагогической диагностики в дошкольном образовании: от теории к практике: Сб. научных статей. – СПб.: РГПУ, 2008. – 422с.
2. Логопедия / под ред. Л.С. Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2009. – С.513-528.
3. Словарь по социальной педагогике /Л.В. Мардахаев. – М.: Академия, 2002. – 368с.