Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Особенности познавательных процессов в развитии личности | Айвазова Зильфира Славиковна. Работа №328741

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Особенности познавательных процессов в развитии личности

Человек получает определенные знания об окружающем мире. Эти знания он запоминает и сохраняет, при необходимости он их воспроизводит. Эти процессы называют памятью.Основными функциями являются запоминание, сохранение и воспроизведение. Исходя из этих функций память разделяют на долговременную, кратковременную, оперативную и генетическую. В каждом процессе познания имеется отношение человека к предметам и объектом окружающей среды. Эти отношения выражаются во внимании. Внимание не рассматривается как отдельный процесс, оно является дополнением остальных познавательных процессов.

 

 

Особенности познавательных процессов в развитии личности

Человек получает определенные знания об окружающем мире. Эти знания он запоминает и сохраняет, при необходимости он их воспроизводит. Эти процессы называют памятью.

Рубинштейн Л.С. писал: “Без памяти — мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом”.1

Из всех живых существ память развита у человека в большей степени. Человеческую память разделяют на три вида: произвольную, логическую и опосредованную. Произвольная память - контролируемое запоминание, логическая память - запоминание смысла, опосредованная память - запоминание с помощью мнемотехнических средств.

Основными функциями являются запоминание, сохранение и воспроизведение. Исходя из этих функций память разделяют на долговременную, кратковременную, оперативную и генетическую.

В психологической науке память изучается как отдельный раздел. Еще в 1980 году немецкий психолог Г. Эббингаус использовал прием, в котором заучивались бессмысленные слова. При помощи этого приема он изучал основные возможности памяти, такие как запоминание, сохранение и воспроизведение. Немецкий психиатр Э. Крепелин применил исследования Г. Эббингауса в своих работах с больными с психическими отклонениями.

Американский ученый Эдвард Торндайк первым провел исследования, предметом которых стали животные. В этих исследованиях он изучал то, как животные учатся находить путь в лабиринтах, и как они потом закрепляют эти знания.

В XX веке исследование психологических процессов памяти продолжил И.П. Павлов. Он предложил метод условных рефлексов. С их помощью он описал основные механизмы образования и закрепления связей.

Впервые изучение памяти ребенка, как предмета занялся советский психолог Л.С. Выготский. Он , вместе со своими учениками Л.Н. Леонтьевым и Л.В. Занковым, выявил, что память является сложной формой психологической деятельности. При изучении развития памяти Л.С. Выготским было доказано развитие опосредованного запоминания. Он проводил с детьми разных возрастных категорий опыты. В первой части опыта Л.С. Выготский предлагал детям запомнить и воспроизвести несколько слов неопосредованно. Во второй части эти же слова предлагались запоминать с помощью соответствующих картинок. При помощи этого опыта Л.С. Выготский доказал, что память ребенка имеет сложный характер. Младшие школьники запоминали определенное количество слов, однако предложенные картинки ничем не улучшали процесс запоминания. Память маленьких детей еще не в состоянии устанавливать вспомогательные связи. При проведении этого же опыта со старшими школьниками результаты были противоположными.

Запоминание разделяют на произвольную и непроизвольную. П.И. Зинченко проводил опыты с картинками, в которых он доказал, что непроизвольное запоминание может быть эффективнее произвольного. Опыт заключается в том, что испытуемым предлагалось классифицировать картинки, затем их запоминать. С задачей классификации картинок испытуемые справлялись лучше.

Сохранение полученной информации является сложным процессом. Обратной стороной сохранения является забывание. Г. Эббингаус, А. Пьеро и другие изучали забывание, как функцию времени, прошедшего с момента заучивания.

Развитие памяти мы можем увидеть в трудах П.П. Блонского. Он высказал мнение о том, что каждый вид памяти развивается по мере развития человека. Развитие логической памяти начинается у детей 3-4 лет, однако нормального своего развития он достигает в подростковом возрасте. Такое же мнение он высказал и по поводу образной памяти.

А.Н. Леонтьев, проведя опыты по развитию памяти с людьми разных возрастных категорий пришел к выводу, что со школьного возраста начинается развитие опосредованного и неопосредованного запоминания.

А.А. Смирнов совместно с П.И. Зинченко изучали память как психологический процесс тесно связанный с мышлением.

В каждом процессе познания имеется отношение человека к предметам и объектом окружающей среды. Эти отношения выражаются во внимании. Внимание не рассматривается как отдельный процесс, оно является дополнением остальных познавательных процессов.

«Внимание - это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем».2

Основными видами внимания является произвольная и непроизвольная. В случае, когда внимание человека привлекают новые, интересные раздражители, мы говорим о непроизвольном внимании. Обладателем произвольного внимания является человек. Оно заключается в том, что человек произвольно сосредотачивает внимание на определенных объектах.

Произвольное внимание возникает из того, что окружающие ребенка люди «начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей власти и тем самым дают в руки ребенка те средства, с помощью которых он впоследствии и сам овладевает своим вниманием».3

Французский психолог Габриэл Рево д'Аллонн привел пример произвольного внимания. Человек внимательно смотря на шахматную доску, клетки которой имеют неизменяемый характер, по желанию может в неизменяемом поле выделить новые структуры.

П.Я. Гальперин в своих трудах говорил, что внимание изучается совместно с другими процессами. Теория П.Я. Гальперина «умственных действий» предполагает, что внимание активизируется по мере освоения предыдущих действий.

В школьном возрасте развивается внимание как произвольное, так и непроизвольное. В 10-12 лет, по мере умственного развития наблюдается и развитие произвольного внимания.

Иногда мы встречаемся с высказываниями о том, что в подростковом возрасте наблюдается отвлекаемость. Но это не значит что внимание у подростков менее развития, чем у других возрастных категорий. Здесь мы можем сказать, что внимание подросткам бывает трудно привлечь.

 

 

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Александровская Э.М. Психологическое сопровождение школьников: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений / Э. М. Александровская, Н. И. Кокуркина, Н. В. Куренкова. - М.: Академия, 2015. - 206 с.

Выготский Л. С. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский. -Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 336 с.

Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте/Л.С. Выготский // Хрестоматия по внимаю. -Москва, 2014. -С. 186

Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте / Л.С. Выготский // Психологическая наука и образование. -Москва, 2014. № 4. С. 5–18.

Немов Р.С., Романова Е.С. Общая психология: учебник для вузов / Р.С. Немов, Е.С. Романова. -Москва, -2021 -528 с.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн, -Питер, 2012. - 305 с.

 

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн, -Питер, 2012. - 305 с.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн, -Питер, 2012. - 305 с.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×