Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Особенности представлений об окружающем мире дошкольников с ОВЗ | Алексеева Татьяна Ивановна. Работа №345411

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Особенности представлений об окружающем мире у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеют значительное влияние на их познавательное и личностное развитие. В статье рассматриваются специфические аспекты восприятия и понимания мира у детей с различными формами ОВЗ, включая особенности сенсорной, когнитивной и эмоциональной сфер.

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ

 

Алексеева Татьяна Ивановна, воспитатель

МАДОУ №317 г. Красноярск

Аннотация. Особенности представлений об окружающем мире у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеют значительное влияние на их познавательное и личностное развитие. В статье рассматриваются специфические аспекты восприятия и понимания мира у детей с различными формами ОВЗ, включая особенности сенсорной, когнитивной и эмоциональной сфер.

Ключевые слова: дошкольники с ОВЗ, восприятие, окружающий мир, когнитивное развитие, социализация, адаптация.

 

Воспитание и образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) требуют особого внимания со стороны педагогов и специалистов, работающих с дошкольниками. Формирование представлений об окружающем мире у таких детей является неотъемлемой частью их общего развития, влияя на их способность воспринимать, осознавать и интегрироваться в социокультурное пространство. В дошкольном возрасте происходит активное становление когнитивных функций, в том числе способности ориентироваться в окружающей среде, различать объекты и явления, а также формировать базовые представления о мире. В случае с детьми с ОВЗ эти процессы могут протекать с определенными трудностями, обусловленными особенностями их физического и психического состояния.

Дети дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья характеризуются особыми потребностями в познавательном развитии, что связано с различными формами отклонений в их физическом или психическом состоянии. В зависимости от типа ОВЗ, особенности восприятия и представления об окружающем мире могут значительно варьироваться. Дети с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата или интеллектуального развития испытывают определенные затруднения в восприятии информации, что напрямую влияет на формирование их представлений о реальности.

Так, например, у детей с нарушениями зрения наблюдаются проблемы с визуальным восприятием объектов и пространственных отношений, что требует использования иных сенсорных каналов для компенсации этих трудностей. Для таких детей важную роль играют тактильные ощущения и слуховые восприятия, которые позволяют им ориентироваться в пространстве и формировать представления о предметах и явлениях, окружающих их. Дети с нарушениями слуха сталкиваются с проблемами восприятия звуковой информации, что влияет на их способность воспринимать речевую информацию и взаимодействовать с окружающими.

Когнитивное развитие детей с ОВЗ также может протекать с задержками и отклонениями, что отражается на формировании представлений о мире. У детей с интеллектуальными нарушениями могут быть снижены способности к абстрактному мышлению, анализу и синтезу информации, что затрудняет осмысление сложных объектов и явлений окружающей действительности. В результате у таких детей формируются искаженные или неполные представления о мире, которые требуют корректировки и дополнительной поддержки со стороны воспитателей.

Воспитатель играет ключевую роль в процессе формирования у детей с ОВЗ представлений об окружающем мире. От его профессиональных навыков и использования адаптивных методик зависит, насколько успешно дети смогут усвоить знания о реальности, развить способности к восприятию и осмыслению окружающей среды. Важной задачей воспитателя является создание условий, способствующих максимальной компенсации существующих нарушений у детей с ОВЗ, а также предоставление им возможностей для полноценного участия в образовательном процессе.

Для успешного развития представлений об окружающем мире необходимо использовать адаптированные методы и технологии, которые учитывают индивидуальные особенности каждого ребенка с ОВЗ. Это может включать в себя использование специализированных учебных материалов, таких как тактильные и слуховые пособия для детей с нарушениями зрения или слуха, а также применение наглядных и практических методов для детей с задержками в интеллектуальном развитии. Важно, чтобы информация подавалась детям в доступной форме, с акцентом на постепенное расширение их знаний и понимания окружающей среды.

Эмоциональная поддержка со стороны воспитателя также играет важную роль в процессе формирования представлений об окружающем мире у детей с ОВЗ. Такие дети часто сталкиваются с трудностями в общении и восприятии, что может вызывать у них чувство неуверенности и тревожности. Воспитатель должен проявлять терпение и заботу, создавая благоприятную атмосферу для развития у детей способности к восприятию и осмыслению мира.

Формирование представлений об окружающем мире у дошкольников с ОВЗ требует от воспитателей особого подхода к организации образовательного процесса. Важно учитывать, что такие дети нуждаются в более длительном времени для освоения новых знаний, а также в дополнительных средствах поддержки для компенсации существующих ограничений. Воспитатель должен активно использовать игровые методы, которые способствуют развитию у детей навыков восприятия и взаимодействия с окружающей средой. Игровые формы работы помогают детям не только усвоить информацию, но и эмоционально пережить процесс обучения, что делает его более эффективным и увлекательным.

Значительное внимание следует уделять социальной адаптации детей с ОВЗ. Представления об окружающем мире формируются у детей не только через восприятие объектов и явлений, но и через взаимодействие с окружающими людьми. Воспитатель должен создавать условия для активного участия детей в коллективных мероприятиях, способствовать развитию их коммуникативных навыков и формированию положительных отношений с окружающими. Это помогает детям чувствовать себя частью общества, а также развивает у них чувство уверенности в себе и своих возможностях.

Особенности представлений об окружающем мире у дошкольников с ОВЗ определяются спецификой их физического и психического состояния. Воспитатели играют важную роль в процессе формирования у таких детей знаний о мире, используя адаптированные методы и технологии, направленные на компенсацию существующих ограничений. Через активное участие в образовательном процессе и социальное взаимодействие дети с ОВЗ могут успешно развивать свои представления об окружающем мире, что способствует их успешной социализации и интеграции в общество.

 

Список литературы

1. Баранник Н. В. Познавательные способности детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема / Н. В. Баранник // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 916-919.

2. Фадеева Е. В. Развитие познавательной сферы детей с особыми образовательными потребностями через сенсомоторную деятельность / Е. В. Фадеева, Л. В. Козлова, О. В. Заяц, И. А. Любащенко // Молодой ученый. — 2017. — № 41 (175). — С. 171-173.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×