Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Особенности преподавания истории и обществознания в условиях перехода на ФГОС | Хрипченко Анна Владимировна. Работа №363713

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются особенности преподавания истории и обществознания в школе в условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Анализируются изменения в содержании предметов, требования к формированию метапредметных и личностных результатов, а также подходы к организации образовательного процесса. Особое внимание уделяется внедрению новых форм оценивания, реализации деятельностного подхода и формированию функциональной грамотности учащихся. Автор подчеркивает важность интеграции современных образовательных технологий и практико-ориентированных методов в преподавание истории и обществознания, что способствует формированию у школьников гражданской позиции, критического мышления и навыков работы с информацией.

Ключевые слова: ФГОС, история, обществознание, функциональная грамотность, метапредметные результаты, деятельностный подход.

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС

 

Хрипченко Анна Владимировна, учитель истории и обществознания

Государственное бюджетное Учреждение общеобразовательная организация Запорожская область «Нововасильевская средняя общеобразовательная школа №53» Приазовский район

Аннотация. В статье рассматриваются особенности преподавания истории и обществознания в школе в условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Анализируются изменения в содержании предметов, требования к формированию метапредметных и личностных результатов, а также подходы к организации образовательного процесса. Особое внимание уделяется внедрению новых форм оценивания, реализации деятельностного подхода и формированию функциональной грамотности учащихся. Автор подчеркивает важность интеграции современных образовательных технологий и практико-ориентированных методов в преподавание истории и обществознания, что способствует формированию у школьников гражданской позиции, критического мышления и навыков работы с информацией.

Ключевые слова: ФГОС, история, обществознание, функциональная грамотность, метапредметные результаты, деятельностный подход.

 

Переход на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) внес существенные изменения в преподавание истории и обществознания в школе. Новые требования направлены на развитие не только предметных знаний, но и формирование у обучающихся метапредметных и личностных компетенций, что требует пересмотра традиционных подходов к организации образовательного процесса. В условиях реализации ФГОС важным становится формирование функциональной грамотности учащихся, развитие критического мышления, навыков анализа информации и умения применять полученные знания в реальной жизни.

Одной из ключевых особенностей преподавания истории и обществознания по ФГОС является акцент на деятельностный подход. В отличие от традиционной модели, ориентированной на передачу знаний, ФГОС предполагает активное включение школьников в учебный процесс. Учитель становится не только источником информации, но и организатором учебно-познавательной деятельности, направленной на формирование у обучающихся исследовательских и коммуникативных навыков. При изучении истории это может выражаться в проведении проектных работ, исторических реконструкций и анализа первоисточников. В обществознании акцент делается на решение практических задач, моделирование социальных ситуаций и участие в дискуссиях, что позволяет учащимся применять теоретические знания на практике.

Изменения в содержании предметов также являются важным аспектом перехода на ФГОС. В преподавании истории особое внимание уделяется формированию целостного исторического взгляда, развитию хронологического и причинно-следственного мышления. Новые стандарты акцентируют значимость комплексного анализа исторических процессов, включающего не только изучение фактов, но и их интерпретацию, сопоставление различных точек зрения и формирование собственной позиции. В обществознании образовательные задачи нацелены на развитие правовой, экономической и политической грамотности, умения ориентироваться в социальных реалиях и принимать обоснованные решения.

В условиях перехода на ФГОС возрастает значение работы с информацией и формирования критического мышления. В преподавании истории это находит отражение в анализе исторических источников, сопоставлении различных интерпретаций событий, выявлении исторических мифов и стереотипов. В обществознании школьники учатся критически оценивать информацию из СМИ, выявлять манипулятивные техники и аргументировать собственную позицию. Внедрение таких методов позволяет учащимся не только запоминать факты, но и осознанно подходить к их оценке, формируя аналитическое мышление.

Важным элементом преподавания в условиях ФГОС становится использование практико-ориентированных форм обучения. В истории это может выражаться в организации исторических квестов, дебатов, инсценировок и работы с картами. В обществознании эффективными являются деловые игры, моделирование судебных процессов или парламентских слушаний, что позволяет школьникам применять полученные знания в практической деятельности. Такой подход делает образовательный процесс более наглядным, активизирует познавательную деятельность и повышает интерес к предмету.

Одним из значимых изменений, внесённых ФГОС, является усиление роли формирования функциональной грамотности учащихся. Преподавание истории и обществознания направлено на развитие способности работать с различными источниками информации, анализировать их достоверность и интерпретировать факты в контексте. В истории это выражается в умении сопоставлять события, устанавливать причинно-следственные связи, критически оценивать источники и формировать аргументированную точку зрения. В обществознании формируется способность применять правовые, экономические и социальные знания в реальных жизненных ситуациях.

Переход на ФГОС также требует пересмотра подходов к оцениванию. В условиях стандарта важным становится не только контроль предметных знаний, но и оценка метапредметных и личностных результатов. В преподавании истории и обществознания эффективными методами оценки являются портфолио, проектные работы, эссе, а также задания, направленные на применение знаний в новых ситуациях. Такой подход позволяет не только проверять уровень освоения материала, но и отслеживать формирование навыков анализа, аргументации и самостоятельного мышления.

Таким образом, переход на ФГОС в преподавании истории и обществознания требует от педагогов внедрения современных образовательных технологий, активизации познавательной деятельности учащихся и формирования практико-ориентированных компетенций. Использование деятельностного подхода, интеграция проектной и исследовательской работы, развитие критического мышления и функциональной грамотности становятся ключевыми условиями повышения качества исторического и социального образования.

 

Список литературы

1. Акользина, М. К. Методика преподавания истории и обществознания : учебно-методическое пособие / М. К. Акользина. — Тамбов : ТГУ им. Г.Р.Державина, 2020. — 108 с. — ISBN 978-5-00078-385-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/170367 (дата обращения: 25.03.2025). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

2. Сычева, Т. А. Методика преподавания истории и обществознания : учебное пособие / Т. А. Сычева. — Кемерово : КемГУ, 2014. — 107 с. — ISBN 978-5-8353-1748-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/121234 (дата обращения: 25.03.2025). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×