Особенности преподавания музыкальной литературы в школе хореографии(5-6классы) | Мой кабинетЗакирова Ольга Васильевна. Работа №354167
Статья посвящена особенностям преподавания музыкальной литературы в школе хореографии для учеников 5-6 классов. Рассматриваются методы и подходы, которые позволяют развивать у будущих танцоров музыкальный слух, чувство ритма и понимание музыкальной формы. Особое внимание уделяется взаимодействию преподавателя музыкальной литературы с хореографами, а также важности музыкального сопровождения на уроках классического и народного танца. В статье приведены примеры музыкальных произведений, которые часто используются на уроках, а также раскрываются ключевые аспекты формирования музыкального восприятия у молодых танцоров.
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ ХОРЕОГРАФИИ (5-6 КЛАССЫ)
Закирова Ольга Васильевна, преподаватель
МБУ ДО "Детская хореографическая школа"
г.Лесной Свердловская область
Аннотация. Статья посвящена особенностям преподавания музыкальной литературы в школе хореографии для учеников 5-6 классов. Рассматриваются методы и подходы, которые позволяют развивать у будущих танцоров музыкальный слух, чувство ритма и понимание музыкальной формы. Особое внимание уделяется взаимодействию преподавателя музыкальной литературы с хореографами, а также важности музыкального сопровождения на уроках классического и народного танца. В статье приведены примеры музыкальных произведений, которые часто используются на уроках, а также раскрываются ключевые аспекты формирования музыкального восприятия у молодых танцоров.
Ключевые слова: преподавание музыкальной литературы, школа хореографии, музыкальный слух, ритм, музыкальная форма, музыкальное сопровождение, народный танец, классический танец, музыкальное восприятие.
Преподавание музыкальной литературы в школе хореографии — важный аспект в формировании творческой личности ученика. Уроки музыкальной литературы в этом контексте не просто направлены на развитие музыкальных знаний, но и на создание основы для будущей танцевальной практики. Молодые танцоры, особенно в 5-6 классах, уже начинают осознавать, как музыка влияет на их движения и как важно синхронизировать танец с музыкальным сопровождением. В этом возрасте формируется базовое понимание музыкальной структуры, ритма, мелодии и темпа, что имеет важное значение для их дальнейшей хореографической карьеры.
На уроках музыкальной литературы в школах хореографии преподаватель сталкивается с необходимостью не только обучать музыке, но и помогать ученикам почувствовать музыку в контексте танца. Успешное преподавание музыкальной литературы в этой возрастной группе требует умения интегрировать музыкальное восприятие с танцевальными навыками. Будущие хореографы и танцоры должны не просто выучить теоретические аспекты музыкальной формы, но и научиться слышать музыку, которая становится основой их движения.
Одной из главных задач музыкального преподавателя в школе хореографии является развитие музыкального слуха у учеников, что поможет им правильно воспринимать музыку в процессе танцевальных занятий. Молодые танцоры должны уметь различать основные элементы музыкальной композиции: темп, ритм, акценты, динамику, музыкальные фразы и формы. Эти знания необходимы для того, чтобы танец мог быть подчинен музыкальному времени и гармонично сочетаться с музыкальным сопровождением.
Особое внимание стоит уделить ритму — одному из самых важных аспектов, как в танце, так и в музыке. Развитие чувства ритма у танцоров в 5-6 классах является основным направлением работы преподавателя музыкальной литературы. На этом этапе важно не только научить учеников слушать музыку, но и научить их чувствовать ритм с помощью движения. Музыкальные упражнения на развитие ритмического чувства позволяют детям научиться воспринимать различные ритмические структуры и импровизировать в танце, что является основой для освоения более сложных хореографических заданий.
На уроках музыкальной литературы важно знакомить учеников с различными музыкальными стилями, подходящими для танца. К примеру, на уроках народного танца часто используется музыка с ярко выраженным ритмом, характерная для разных народных культур. Преподаватель может вводить учеников в мир русских народных танцев, таких как «Калинка» или «Подружки», где учащиеся могут чувствовать мощную ритмическую основу и на ее основе создавать хореографические образы. Эти танцы требуют от учеников не только понимания ритма, но и способности импровизировать, передавая характер музыки с помощью движения.
В то же время, на уроках классического танца важна проработка музыкальной формы и более строгая работа с темпом и динамикой. Например, сопровождение для вальса, мазурки или других классических произведений требует точности в интерпретации музыки и соответствующего исполнения движений. Преподаватель музыкальной литературы знакомит учеников с классическими произведениями, акцентируя внимание на темпе, гармонии и структуре произведений. Это помогает детям понимать, как музыкальная форма строится и как она соотносится с хореографией. Важно, чтобы ученики на этом этапе учились различать, как изменения в темпе или акцентах музыки влияют на форму танца.
Преподаватель музыкальной литературы не только обучает музыкальной теории, но и активно взаимодействует с преподавателями хореографии. Важно понимать, что на уроках танца музыка и движение — неразрывные составляющие процесса. Концертмейстер, сопровождающий уроки, работает в тесном контакте с педагогами, подбирая нужное музыкальное сопровождение в зависимости от темпа, эмоционального содержания и хореографической задачи. Например, для занятия по классическому танцу может быть выбрана музыка П. Чайковского из балетов «Лебединое озеро» или «Щелкунчик», где ритм и динамика помогают ученикам чувствовать структуру танца. Для народного танца может быть выбрана веселая, заводная музыка, подчеркивающая энергичность и импровизационный характер движения.
Занятия музыкальной литературы помогают ученикам не только развить технические навыки, но и научиться слушать музыку с осознанием ее взаимосвязи с движением. Это является основой для будущего профессионализма в хореографии. Музыка — это не просто сопровождение танца, а важнейший элемент, определяющий характер и эмоциональную насыщенность композиции. Именно поэтому на уроках музыкальной литературы важно не только изучать музыкальные произведения, но и учить детей правильно воспринимать музыку, понимать ее структуру и связь с хореографией.
Примером может служить работа с музыкой для народных танцев. Преподаватель музыкальной литературы может провести занятия по знакомству с ритмами и мелодиями русских народных песен и танцев, таких как «Танец с саблями», «Кадриль» или «Лезгинка». Разбирая такие произведения, преподаватель помогает ученикам почувствовать ритмическую основу танца и связывает музыку с движениями.
Не менее важен и подход к музыке в контексте классического танца. Здесь ученики должны научиться работать с более сложными музыкальными произведениями, например, с теми, что были написаны для балетов. Задача преподавателя музыкальной литературы — помочь учащимся понять музыкальную форму, ритмическую структуру и эмоциональный оттенок произведения, чтобы они могли правильно передать эти элементы через свои танцевальные движения.
Таким образом, преподавание музыкальной литературы в школе хореографии имеет особое значение в развитии танцоров. Музыка служит основой для создания хореографических образов, и умение слышать и понимать музыку важно для каждого ученика. На уроках музыкальной литературы в 5-6 классах преподаватель закладывает фундамент для развития у танцоров музыкальности, чувства ритма и способности работать с различными музыкальными стилями, что в дальнейшем способствует успешному обучению в области хореографии.
Список литературы
Богданова, И. И.
"Методика преподавания музык
альной литературы
в танцевальных школах". — Москва: Институт музыкальной педагогики, 2018.
Гончарова, Е. В.
"Хореографический аккомпанемент: Теория и практика". — Москва: Издательство МГУ, 2014.
Козлова, В. М.
"Методика преподавания музыкальной литературы в хореографических школах". — Москва: Образование, 2015.
Смирнова, И. М.
"Основы музыкального воспитания в школе хореографии". — Москва: Просвещение, 20
2
0.