Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Особенности преподавания предмета "Информатика 7-9 класс" в условиях обновлённых ФГОС | Литаврина Екатерина Владимировна. Работа №349274

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются особенности преподавания предмета «Информатика» в 7–9 классах в условиях обновленных Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Обсуждаются актуальные задачи и изменения, которые касаются образовательных методик и содержания курса информатики. Описаны ключевые направления и акценты, позволяющие эффективно адаптировать школьников к современным цифровым требованиям и условиям.

Ключевые слова: информатика, ФГОС, алгоритмическое мышление, цифровая безопасность, школьное образование, информационная грамотность.

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА

7-9 КЛАСС» В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЁННЫХ ФГОС

 

Литаврина Екатерина Владимировна, учитель информатики

ГБОУ «Средняя школа № 5 Г.О. Снежное», ДНР

Аннотация. В статье рассматриваются особенности преподавания предмета «Информатика» в 7–9 классах в условиях обновленных Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Обсуждаются актуальные задачи и изменения, которые касаются образовательных методик и содержания курса информатики. Описаны ключевые направления и акценты, позволяющие эффективно адаптировать школьников к современным цифровым требованиям и условиям.

Ключевые слова: информатика, ФГОС, алгоритмическое мышление, цифровая безопасность, школьное образование, информационная грамотность.

 

Современные Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) предъявляют новые требования к организации учебного процесса, направленные на развитие универсальных компетенций у школьников. В условиях обновленных стандартов особую значимость приобретает предмет «Информатика» в 7–9 классах, призванный не только развивать базовые навыки работы с компьютерными технологиями, но и формировать у учащихся комплексные информационно-коммуникационные и когнитивные компетенции.

На уровне 7–9 классов информатика, согласно требованиям ФГОС, должна способствовать формированию у учащихся основ цифровой грамотности, навыков работы с информацией и критического мышления. Особый акцент в обновленных стандартах сделан на формировании алгоритмического мышления, которое помогает школьникам воспринимать информацию системно, выстраивать причинно-следственные связи и выполнять анализ сложных задач. В этом возрасте учащиеся начинают осваивать программирование, моделирование и базовые методы анализа данных, которые развивают их способность к логическому и аналитическому мышлению. Эти навыки становятся не только частью процесса обучения информатике, но и основой для других дисциплин, что подчеркивает универсальность информатики в образовательной системе.

Одним из ключевых аспектов преподавания информатики в рамках обновленных ФГОС становится ориентация на практическое применение знаний и навыков в реальной жизни. Учителя информатики должны стремиться к тому, чтобы учащиеся не просто запоминали теоретические концепции и термины, но могли использовать их для решения повседневных задач. Например, программирование и алгоритмическое мышление помогают развивать способность к упорядочиванию информации, анализу данных и постановке задач, что особенно важно в современном обществе, насыщенном информацией.

Важным направлением становится обучение учащихся навыкам работы с информацией, что включает в себя умение находить, обрабатывать и оценивать достоверность данных. В условиях быстрого развития информационных технологий и доступности большого объема информации особенно важно формировать у учащихся критическое восприятие информации и навыки безопасного поведения в цифровой среде. Учителя информатики, согласно обновленным ФГОС, должны не только обучать школьников правилам работы с информационными источниками, но и развивать у них умение анализировать и сопоставлять данные, отличать надежные источники от недостоверных, что является одним из ключевых навыков информационной грамотности.

Программирование как составная часть курса информатики в 7–9 классах также требует внимания учителя и требует разработки подходов, способствующих адаптации материала для различных уровней подготовки учащихся. На этом этапе школьники осваивают базовые навыки программирования, учатся разрабатывать алгоритмы и применять их на практике. Сложность в преподавании заключается в том, чтобы сделать программирование доступным и понятным для всех учащихся, вне зависимости от их уровня подготовки. Учитель должен стремиться к тому, чтобы заинтересовать учеников и поддержать их мотивацию, поскольку программирование становится важным навыком в условиях современного общества, где многие профессии связаны с разработкой и использованием информационных технологий.

Важное значение приобретает развитие навыков работы с различными программами и приложениями, а также знакомство учащихся с основами цифровой безопасности. В обновленных ФГОС подчеркивается необходимость формирования у школьников культуры безопасного поведения в интернете, поскольку цифровая среда, в которой современные дети проводят значительную часть времени, содержит потенциальные риски. Учителя информатики должны помогать учащимся понимать принципы защиты персональных данных, избегать нежелательного контента и правильно использовать различные интернет-ресурсы. Это предполагает не только знакомство с основными правилами цифровой безопасности, но и умение применять их на практике, что помогает сформировать у школьников ответственность за свои действия в сети.

Методика преподавания информатики в 7–9 классах в условиях обновленных ФГОС требует использования гибких подходов, направленных на всестороннее развитие компетенций и способностей учащихся. Учителям следует адаптировать содержание уроков в зависимости от уровня подготовки и интересов школьников, используя разнообразные методы подачи материала, от лекционного изложения до проектной работы и выполнения практических задач. Учитывая потребность в развитии алгоритмического мышления и информационной грамотности, учитель должен ставить перед учащимися задачи, требующие самостоятельного поиска решений, анализа ошибок и разработки собственных алгоритмов. Это помогает ученикам закрепить навыки, полученные на уроках, и применить их для решения реальных задач, что способствует лучшему пониманию изучаемого материала.

Одной из целей преподавания информатики в 7–9 классах, согласно обновленным ФГОС, является подготовка учащихся к активной жизни в цифровом обществе, развитие их способности адаптироваться к быстрым изменениям в области информационных технологий. Важным результатом обучения становится не только получение теоретических знаний, но и формирование практических навыков, которые будут полезны школьникам в будущем. Это требует от учителя информатики умения не только передавать знания, но и формировать у школьников гибкие навыки, такие как адаптивность, умение работать в команде и готовность к обучению на протяжении всей жизни.

Таким образом, обновленные ФГОС подчеркивают значимость интеграции информатики в образовательный процесс и усиливают её роль в формировании у школьников актуальных компетенций, необходимых для успешной адаптации к требованиям цифровой эпохи. Учитель информатики, используя доступные и понятные ученикам подходы, может не только знакомить их с основами искусственного интеллекта и машинного обучения, но и формировать у школьников навыки аналитического и критического мышления, понимание алгоритмов и этического использования данных. Привлекательность и актуальность информатики в старших классах зависят от того, насколько учитель сумеет объяснить её практическое применение и интегрировать её в повседневные интересы учащихся. Поддержка интереса к предмету через демонстрацию реальных примеров использования ИИ делает школьный курс информатики не только образовательным, но и мотивирующим, побуждая учеников к дальнейшему изучению технологий и подготовке к востребованным профессиям будущего.

 

Список литературы

1. Березина Е. В. Современный урок информатики условиях введения ФГОС / Е. В. Березина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 23-25.

2. Первушкина Е. А. Об особенностях конструирования урока информатики и ИКТ в условиях реализации ФГОС / Е. А. Первушкина, Д. С. Комиссаров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 4 (138). — С. 177-181.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×