Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ЦЕНТРОВ ПОМОЩИ ДЕТЯМ | Иваницкая Марина Анатольевна. Работа №354218. Номер работы: №354218

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Для подавляющего большинства подростков выбор профессии - первое наиболее важное жизненное решение. Его значимость еще выше для детей, лишенных попечения родителей и проживающих в детских домах. Это обусловлено многими причинами, но важнейшие из них заключаются в том, что в силу специфических, недостаточно благоприятных социальных условий проживания и воспитания у этих подростков объективно повышен риск неадекватного профессионального выбора. Под неадекватностью профессионального выбора воспитанников детских домов понимается несоответствие профессиональных возможностей подростка с желаемой профессией. Неадекватный профессиональный выбор, в свою очередь, может провоцировать регресс психического развития, приводить к затруднениям при взаимодействии с окружением, к резкому ухудшению социальной адаптации, вплоть до асоциальных проявлений, к ухудшению состояния здоровья и иным негативным последствиям. В силу объективных условий воспитания и развития сами возможности профессионального выбора у воспитанников ограничены, а жизненных психофизиологических резервов для исправления сделанных ошибок часто оказывается значительно меньше, чем у детей, воспитывающихся в полноценных семьях [1; 18]. Во всех учреждениях для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделяются несколько типичных проблем, связанных с трудовой адаптацией и профессиональным становлением воспитанников (выпускников). 

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ЦЕНТРОВ ПОМОЩИ ДЕТЯМ

 

Для подавляющего большинства подростков выбор профессии - первое наиболее важное жизненное решение. Его значимость еще выше для детей, лишенных попечения родителей и проживающих в детских домах. Это обусловлено многими причинами, но важнейшие из них заключаются в том, что в силу специфических, недостаточно благоприятных социальных условий проживания и воспитания у этих подростков объективно повышен риск неадекватного профессионального выбора. Под неадекватностью профессионального выбора воспитанников детских домов понимается несоответствие профессиональных возможностей подростка с желаемой профессией. Неадекватный профессиональный выбор, в свою очередь, может провоцировать регресс психического развития, приводить к затруднениям при взаимодействии с окружением, к резкому ухудшению социальной адаптации, вплоть до асоциальных проявлений, к ухудшению состояния здоровья и иным негативным последствиям. В силу объективных условий воспитания и развития сами возможности профессионального выбора у воспитанников ограничены, а жизненных психофизиологических резервов для исправления сделанных ошибок часто оказывается значительно меньше, чем у детей, воспитывающихся в полноценных семьях [1; 18]. Во всех учреждениях для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделяются несколько типичных проблем, связанных с трудовой адаптацией и профессиональным становлением воспитанников (выпускников). Их можно сформулировать следующим образом. 1. Дефицит социального опыта, сформировавшийся в детском доме в силу изолированности от социума и от сверстников, воспитывающихся в 74 домашних условиях. Социальный опыт - это жизненный опыт. В своем поведении дети повторяют привычные, способы и модели поведения родителей, освоенные еще в раннем детстве. Стиль родительского поведения бессознательно и непроизвольно «записывается» «запечатлевается» в психике ребенка, и, взрослея, он воспроизводит этот стиль как вполне «естественный» для себя, поскольку не знает других отношений. Для детей, воспитывающихся в детском доме и не имеющих к примеру родительского поведения, становится нормой, к примеру, не задумываться о завтрашнем дне, не связывать свою жизнь с получением образования, не стремиться к освоению профессией, которая бы позволила иметь достойный уровень жизни. 2. Проблема мотивации ребенка, в том числе мотивация трудиться, учиться, мотивация использовать полученные знания, мотивация развиваться, мотивация достойно жить. В основе несформировавшейся мотивации лежит две причины. Первая - страх открытого социального пространства, обусловленный длительным пребыванием в детском доме, который характеризуется во многом как закрытое воспитательное учреждение. Воспитаннику детского дома трудно адаптироваться в обществе, взаимодействовать с окружающей средой, общаться со сверстниками из благополучных семей, реализовать свои возможности. Ребенок начинает «закрываться» от окружающего мира. Вторая - укоренение в ребенке психологии социального иждивенчества. Довольно легко научить ребенка быть иждивенцем и практически невозможно от этого отучить без изменения норм организации жизни в детском доме. Все, что делается для воспитанника детского дома, от нормативно-правовой базы, регламентирующей его жизнь в стенах детского дома, до вручения ему на массовом празднике подарка и выдачи карманных денег, выделенной «просто так» жилой площади, во многом снижает его адаптивность. Здесь мы выходим на более широкую проблему, возможно, самую важную для понимания причин социального иждивенчества и общей дезадаптивности 75 вчерашнего воспитанника. В обществе нет недостатка во внимании к проблемам детского сиротства. Но это внимание носит внутренне противоречивый, основанный на стереотипе, характер. Стереотипы состоят в том, что общество само жалеет и приносит блага воспитаннику, не дав ему понять, как можно самому получить эти блага с помощью своих знаний, умений и навыков. 3. Проблема профессионального самоопределения воспитанников детского дома. Существующие программы по профориентации носят формальный характер (программа ради программы) и, как следствие, не развивают способность воспитанников к профессиональному самоопределению. Профориентация часто ограничивается профессиональной психодиагностикой и выдачей рекомендаций, «кому какая профессия подходит». Профориентационное обследование ограничивается тем, что воспитанникам детских домов предлагается выбрать из перечня профессий наиболее привлекательную для него профессию. Социальные шансы выпускника детского дома на получение «беловоротничковой» профессии ниже, чем у его сверстников из семьи, по многим укоренившимся причинам, объективным и субъективным. Нередко именно этот момент упускается в профориентационной работе с данной группой детей. Современная ситуация практической профориентации в России характеризуется тем, что возникает все более сильная потребность в разработке качественно новых подходов, связанных с повышением активности личности на этапе профориентации, обеспечении возможностей самореализации личности в динамично меняющемся мире [2; 3]. Поэтому при реализации профориентационной работы с воспитанниками детских учреждений для детей-сирот необходимо учитывать ряд особенностей, связанных с условиями ее реализации и способных непосредственно влиять на итоговую результативность этой работы. Так, осуществляя профориентационную деятельность с воспитанниками детских учреждений для детей-сирот, необходимо учитывать специфические 76 условия: круглосуточность пребывания и обучения в интернате, оторванность от семьи или ее отсутствие [3; 247]. Следует подчеркнуть важность как можно более раннего начала профориентационной работы с воспитанниками, первоначально — в рамках трудового обучения и воспитания, общевоспитательного процесса, с целью (в числе прочего) формирования и развития личностных качеств, профессионально важных и значимых в процессе осуществления будущей профессиональной деятельности. Профориентационное консультирование должно начинаться не позднее 5 - 6-го класса, задолго до окончания общеобразовательной школы, осуществляться на протяжении практически всего периода получения общего образования [1; 19]. Важным является также и социально-экономический аспект профессиональной ориентации, который предполагает в первую очередь учет местных (региональных) особенностей развития производства, наличия рабочих мест и потребностей в рабочей силе в тех или иных видах профессиональной деятельности (состояние рынка труда, возможности профессионального обучения и трудоустройства). Соответственно, данный аспект предопределяет общую направленность профориентационных мероприятий, ориентацию подростков, прежде всего на востребованные виды профессиональной деятельности, с учетом их возможностей получения профессионального образования и дальнейшего трудоустройства в соответствии с социально- экономическими характеристиками конкретного региона проживания. Существенной особенностью профориентационной работы с воспитанниками детских учреждений для детей-сирот является необходимость привлечения сторонних учреждений и организаций, опыт и возможности которых способны расширить круг представлений подростков о мире профессий, о характере и особенностях трудового процесса, осуществлении конкретных операций в определенных видах труда. Указанная деятельность может быть успешно реализована не только в рамках 77 осуществления экскурсионно-ознакомительных посещений предприятий, но и в сотрудничестве с привлечением шефских организаций, при проведении практики воспитанников на конкретных рабочих местах. В заключение следует отметить такой момент профориентационный работы с воспитанниками детских домов, который состоит в том, что ребенок должен соизмерять свои возможности в получении профессионального образования не только с точки зрения своих интеллектуальных, личностных особенностей, но и социальных. Литература 1. Гордиевская Е. О., Старобина Е. М. Профессиональный выбор в процессе профессионального самоопределения детей-сирот: методические материалы для специалистов детских учреждений для детей-сирот. - Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009. - 96 с. 2. Н.В. Тутубалина. Твоя будущая профессия. - Ростов н \ Д: « Феникс», 2006. -288 с. 3. Фаткуллин Р. Р. Организационно-педагогические условия профессионального самоопределения учащихся в условиях учреждений интернатного типа // Вестник Башкирского университета. - 2007. - Т. 12, № 4. - С. 246 - 249.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×