Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Особенности проведения национальных подвижных игр в ДОУ | Татьяна Александровна Овсянникова. Работа №330009. Номер работы: №330009

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Особенности проведения национальных подвижных игр в ДОУ на основе программы «Наш дом – Южный Урал»

Социокультурная игровая практика представляет собой одно из направлений этнокультурного развития дошкольников. В связи с этим, в программе «Наш дом – Южный Урал» (далее – Программа), содержащей описание средств народной педагогики, их воспитательных возможностей, а также методических рекомендаций по использованию этих средств в образовательном процессе ДОУ, представлен богатый материал по национальным играм народов Южного Урала (русских, башкир, татар). 

Применение народных игр в образовательном процессе ДОУ конкретизируется в Программе образовательными, воспитательными и развивающими задачами, исходя из особенностей народной игры. Такими задачами являются:

1.                Способствовать действенному приобщению дошкольников к народной культуре с помощью игр народов южноуральского региона.

2.                Развивать у детей эмоционально-активное отношение, действенный интерес к играм народов Южного Урала.

3.                Обогащать познавательно-речевую сферу ребенка знанием правил народных игр, основ истории и культуры народов Южного Урала.

4.                Закреплять игровой опыт детей на основе использования нравственных ценностей взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками.

Составила: воспитатель, Овсянникова Татьяна Александровна

 

Особенности проведения национальных подвижных игр в ДОУ на основе программы «Наш дом – Южный Урал»

Социокультурная игровая практика представляет собой одно из направлений этнокультурного развития дошкольников. В связи с этим, в программе «Наш дом Южный Урал» (далее – Программа), содержащей описание средств народной педагогики, их воспитательных возможностей, а также методических рекомендаций по использованию этих средств в образовательном процессе ДОУ, представлен богатый материал по национальным играм народов Южного Урала (русских, башкир, татар).

Применение народных игр в образовательном процессе ДОУ конкретизируется в Программе образовательными, воспитательными и развивающими задачами, исходя из особенностей народной игры. Такими задачами являются:

Способствовать действенному приобщению

дошкольников

к народной культуре с помощью игр народов южноуральского региона.

Развивать у детей эмоционально-активное отношение, действенный интерес к играм народов Южного Урала.

Обогащать познавательно-речевую сферу ребенка знанием правил народных игр, основ истории и культуры народов Южного Урала.

Закреплять игровой опыт детей на основе использования нравственных ценностей взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками

[

2

]

.

Культурологический принцип, согласно которому отобраны подвижные игры, представленные в Программе, обеспечивает приобщение дошкольников не только к общей культуре, но и к национальной, и региональной. В соответствии с этим принципом в Программу включены различные по содержанию игры, раскрывающие внешнюю и внутреннюю культуру народов региона, лучшие образцы традиций и обычаев русского, татарского и башкирского этноса.

Ведущие идеи народной педагогики служат основанием для Программы и определяют отбор подвижных игр для работы с дошкольниками:

1. Идея космологического устройства мира. В связи с этим, подвижные игры заключают в себе следующие воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к родной природе, переживать положительные эмоции от общения с ней (русская народная подвижная игра «Бег по стволу», башкирская народная подвижная игра «Ястребы и ласточки», татарская народная подвижная игра «Земля, воздух, огонь, вода»).

2. Идея воспитания человека гармонично и разносторонне развитого. Воспитательные задачи этих игр: развивать ловкость, терпение, находчивость, быстроту реакции, умение действовать по правилам, развивать активный интерес к народным играм (русская народная подвижная игра «Дед Мороз», татарская народная подвижная игра «Спутанные кони», башкирские народные подвижные игры «Белая кость» и «Гроза»).

3. Идея воспитания у ребенка «оптимистического мироощущения». Воспитательные задачи: развивать у детей чувство юмора, вызывать положительные эмоции (русские народные подвижные игры «Дед Мороз», «Царь горы»; татарская народная подвижная игра «Хромая курица»).

4. Идея доброжелательного, активизирующего отношения к ребенку в процессе его непрерывной поддержки. Воспитательные задачи этих игр заключаются оказании детям помощи в социализации, формировании у них доброжелательного отношения к окружающим, чувства сопереживания (русские народные подвижные игры «В цапки», «Золотые ворота», русская народная хороводная игра «Грачи прилетели»).

5. Идея ценности человека и его жизни. Воспитательные задачи таких игр: приучать детей преодолевать трудности, препятствия, пополнять знания о профессиях прошлого, воспитывать уважительное отношение к человеку труда (русские народные хороводные игры: «Дед Мазай», «В мельницу», татарская народная подвижная игра «Продаем горшки»).

6. Идея «самостроительства» личности ребенка (например, русские народные подвижные игры «Кондалы», «Штандарт»). Воспитательные задачи, содержащиеся в играх – помогать детям усваивать нормы поведения, четко подчиняться правилам игры (например, русские народные подвижные игры «Кондалы», «Штандарт»).

7. Идея почитания родителей, близких, родословной, предков, детей, родного дома (т.е. все, что составляет семейные устои народов Южного Урала). Воспитательные задачи этих игр – закрепить знание, о родственных отношениях, обустройстве быта (русские народные хороводные игры: «Дед Сысой», «У дедушки Трифона», татарская народная хороводная игра «Темербай», башкирская народная хороводная игра «Юрта»).

Таким образом, благодаря народным подвижным играм решается комплекс задач познавательного, социально-коммуникативного, речевого, физического, а также эмоционально-нравственного развития детей дошкольного возраста [2].

Планирование народных игр предполагает учет особенностей их организации. Использование народных подвижных игр возможно примерно один раз в неделю наряду с другими играми, чередуя при этом русские, татарские, башкирские игры. В образовательном процессе важно продумать место и время их проведения в жизнедеятельности детей; при этом важно учитывать сезонность, психологический комфорт, возрастные особенности дошкольников [3].

Следует использовать народные игры во всех блоках образовательного процесса детского сада. Так, например:

1. Познавательные беседы по истории и культуре народов Южного Урала возможно раскрывать через национальные подвижные игры (один раз в две недели).

2. Дети могут являться активными участниками народных праздников: Осенины-Сумбуля, Масленица, Сабантуй, Навруз-Сороки, Каргатуй и другие, сценарии которых включают народные игры.

3. На физкультурных занятиях один раз в неделю можно разучивать новую подвижную народную игру. На музыкальных занятиях примерно один раз в две недели – новую хороводную игру. Народные подвижные и хороводные игры лучше использовать на прогулках.

4. Поддержка детской инициативы и закрепление активно действенного интереса осуществляется при организации конкурсов, соревнований, типа «Кто больше знает народных игр», «Кто больше знает считалок», «Подари всем ребятам свою любимую народную игру». Это позволяет развивать у детей самостоятельность в придумывании и усложнении правил в народных играх, совместном изготовлении атрибутов к играм, введении параллельных образов.

5. Одновременно можно закреплять знакомые игры, предлагать на выбор и в непосредственно образовательной деятельности, а чаще в блоке совместной деятельности воспитателя и детей [1].

Позиция педагога при этом состоит в использовании различных методов и приемов поддержки интереса детей к народным играм, а также создании соответствующей развивающей предметно-пространственной среды для проявления детской игровой культуры и использовании дошкольниками народных подвижных игр в самостоятельной, свободной игровой деятельности.

Немаловажным условием в этнокультурном образовании дошкольников является также организация взаимодействия с родителями и полноправное участие семьи (различные виды наглядностей, оформление специальных стендов и рубрик, консультации, выпуск газет и журналов; проведение совместных народных праздников и посиделок, Дня народной культуры, Дня народных традиций; мониторинг этнокультурных традиций семей, посещающих ДОУ) [3].

Следует также отметить, что планирование народных подвижных игр в образовательной работе должно являться творческим процессом, где отражается как профессиональный, так и личный опыт игровой культуры воспитателя [1].

Список использованных источников

Детские народные подвижные игры: пособие для воспитателей дет. сада и родителей / сост. А.В.

Кенеман

, Т.И. Осокина. – 2-е изд.,

дораб

. – М.: Просвещение, 2015.– 224 с.

Наш дом – Южный Урал

: программно-методический комплекс для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования. – Челябинск:

Челябинское областное отделение Российского детского фонда

, 2014. – 254 с.

Рындина, М.М. Роль народных подвижных игр в формировании нравственных качеств дошкольников / М.М. Рындина, И.А.

Пикульникова

// Молодой ученый. – 2019. – № 46. – С. 296-298.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×