Особенности проведения зрительной гимнастики с детьми с нарушением зрения | Полякова Дарья Викторовна. Работа №354024
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Зрительная гимнастика имеет огромное значение в работе с детьми с нарушениями зрения, т.к. она снимает зрительное напряжение. Т.е., зрительная гимнастика является профилактикой зрительного утомления и снижения остроты зрения. Гимнастика для глаз обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, обменные процессы в глазу; повышает силу, эластичность, тонус глазных мышц, укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата. Развивает концентрацию и координацию движений глаз, что особенно важно для детей с косоглазием, т.е. при таком нарушении, когда одна из мышц не работает или находится в преобладающем тонусе по сравнению с другими мышцами глаза – корректирует функциональные дефекты. К тому же гимнастика для глаз положительно влияет на общее психоэмоциональное состояние человека, на работоспособность.
После любых практических занятий следует выполнять специализированные упражнения для снятия зрительного утомления, которые проводится несколько раз в течение дня от 3-х до 5-ти минут.
Гимнастика для глаз по методике Э.С.Аветисова
Методика Э.С.Аветисова пригодна как для профилактики зрительных расстройств, так и для восстановления утраченного зрения, полезна для детей дошкольного возраста. Она состоит из трех групп упражнений.
Группа первая (для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости)
Упражнение 1. Сомкните веки обоих глаз на 3-5 секунд, затем откройте их на 3-5 секунд; повторите 6-8 раз.
Упражнение 2. Быстро моргайте обоими глазами в течение 10-15 секунд, затем повторите то же самое 3-4 раза с интервалами 7-10 секунд.
Группа вторая (для укрепления мышц)
Упражнение 1. Медленно переведите взгляд с пола на потолок и обратно, не меняя положения головы; повторите 8-12 раз.
Упражнение 2. Медленно переводите взгляд вправо, влево и обратно; повторите 8-10 раз.
Упражнение 3. Медленно переводите взгляд вправо - вверх, затем влево - вниз и обратно, после этого переводите взгляд по другой диагонали: влево -вверх, вправо -вниз и обратно; и так -8-10 раз.
Упражнение 4. Делайте круговые движения глазами в одном, затем в другом направлении; повторите 4-6 раз.
Группа третья (для улучшения аккомодации)
В этой группе упражнения выполняются из положения стоя.
Упражнение 1. Смотрите обоими глазами вперед в течение 2-3 секунд, затем переводите взгляд на палец правой руки, поставив его перед лицом до уровня носа на расстоянии 25-30 сантиметров, и через 3-5 секунд руку опустите; повторите так 10-12 раз.
Упражнение 2. Обоими глазами смотрите 3-5 секунд на указательный палец левой руки, вытянутый перед лицом, затем, сгибая руку, приближайте палец к носу до тех пор, пока палец не начнет двоиться; и так — 6-8 раз.
Упражнение 3. В течение 3-5 секунд смотрите обоими глазами на указательный палец вытянутой правой руки, после чего прикройте левой ладонью левый глаз на 3-5 секунд, а правую руку в это время сгибайте и разгибайте. То же самое делайте, закрывая правой рукой правый глаз; повторите 6-8 раз.
Упражнение 4. Его называют «Метка на стекле». Находясь в 30-35 сантиметрах от оконного стекла, прикрепите к нему на уровне глаз круглую цветную метку диаметром 3-5 миллиметров, затем вдали от линии взора, проходящего через метку, наметьте для зрительной фиксации какой-либо объект. Смотрите, не снимая очков, обоими глазами на эту метку 1-2 секунды, затем переведите взор на намеченный объект в течение 1-2 секунд, после чего поочередно переводите взор то на метку, то на объект. В первые два дня — 5 минут, в остальные дни — 7 минут. Повторяйте систематически с перерывами в 10-15 дней. Упражнение можно выполнять не только двумя, но и одним глазом 2-3 раза в день.
Тематические зрительные гимнастики
Тема: «Овощи фрукты»
Речевое сопровождение
Зрительные упражнения
Ослик. Ослик ходит, выбирает, Что сначала съесть не знает. Наверху созрела слива, А внизу растет крапива, Слева - свекла, справа - брюква, Слева - тыква, справа - клюква, Снизу - свежая трава, Сверху - сочная ботва. Закружилась голова, Кружится в глазах листва, Зыбрать ничего не смог И без сил на землю слег. И.Лопухина
Дети вытягивают вперед указатель¬ный палец правой руки, свободно перемещают его и следят глазами . Посмотреть вверх. Посмотреть вниз. Движения глазами влево-вправо.
Посмотреть вниз. Посмотреть вверх . Круговые движения глазами. Закрыть глаза.
Тема: «Овощи фрукты» Наша грядка
Речевое сопровождение
Зрительные упражнения
Раз, два, три, четыре, пять. Будем овощи искать. Что растет на нашей грядке? Огурцы, горошек сладкий, Там редиска, там салат. Наша грядка просто клад. В.Волина
Круговые движения глазами. Посмотреть вниз . Влево - вправо .
Поморгать глазами.
Тема: «Грибы». Опята
Речевое сопровождение
Зрительные упражнения
Посмотри-ка вокруг: сколько опят! Шляпки грибов, как монетки горят, От шляпок рябит в глазах у ребят.
Движения глазами влево-вправо . Дети смотрят вдаль . Часто поморгать глазками.
Тема: «Ягоды»
Речевое сопровождение
Зрительные упражнения
По ягоды. Справа зреет земляника, Слева - сладкая черника, Справа - красная брусника, Слева спеет ежевика. Ягоды все соберем, Отдохнем и потом домой пойдем
Движения глазами влево-вправо. Сомкнуть веки обоих глаз на 3-5 се¬кунд, повторить 6-8 раз.
Тема: «Животные»
Речевое сопровождение
Зрительные упражнения
Однажды в лесу. Как-то осенью в лесу висела шишка у всех на виду. Шишка на всех глядела и тихонечко висела. Лось сказал, что низко, А зайчонок - высоко, Белочка, сказала - близко, А ежонок - далеко.
Смотреть на указательный палец вытянутой руки. Движения глазами вниз. Движения глазами вверх .
Движения глазами на кончик носа. Движения глазами вдаль.
Тема: «Осень»
Речевое сопровождение
Зрительные упражнения
Осенний лес. Вот стоит осенний лес! В нем много сказок и чудес! Слева - сосны, справа - дуб, Дятел сверху, тук да тук. Глазки ты закрой-открой И скорей бегом домой!
Круговые движения глазами . Движения глазами влево - вправо. Движения глазами вверх - вниз. Движения глазами по тексту.
Тема: «Осень»
Речевое сопровождение
Зрительные упражнения
Осень. Осень! Осыпается весь наш бедный сад. Листья пожелтелые по ветру летят. Лишь вдали красуются там, на дне долин, Кисти ярко-красные вянущих рябин. А.Толстой
Дети выполняют движения глазами вверх-вниз. Круговые движения глазами влево и вправо. Посмотреть вдаль. Закрыть глазки.
Тема: «Зима»
Речевое сопровождение
Зрительные упражнения
Снег-снежок. Снег-снежок, снег-снежок По дорожке стелется. Снег-снежок, снег-снежок, Белая метелица. Снег-снежок, снег-снежок, Замело дорожки. Снег-снежок, снег-снежок, Тает на ладошке.
Частое моргание глазами . Движения глазами влево - вправо . Частое моргание глазами. Круговые движения глазами . Частое моргание глазами . Посмотреть вдаль . Частое моргание глазами . Посмотреть на ладошку.
Тема: «Весна»
Речевое сопровождение
Зрительные упражнения
Весна, весна! Пришла весна! Тепло на крыльях принесла. И вот на самом солнцепеке С поднятой гордо головой Расцвел подснежник голубой. В. Ковалько
Потереть ладошки друг о друга И прикрыть ими сомкнутые глазки . Широко открыть глаза. Поморгать глазками.
Тема: «Насекомые»
Речевое сопровождение
Зрительные упражнения
Две бабочки. Две бабочки летели Друг на друга посмотрели, И к цветочку вместе полетели.
Быстро моргать глазками. Посмотреть на кончик носа. Движения глазами влево- вправо.
Уважаемые родители! Помните, систематическое проведение зрительной гимнастики является отличным средством профилактики снижения остроты зрения!
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Зрительная гимнастика имеет огромное значение в работе с детьми с нарушениями зрения, т.к. она снимает зрительное напряжение. Т.е., зрительная гимнастика является профилактикой зрительного утомления и снижения остроты зрения. Гимнастика для глаз обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, обменные процессы в глазу; повышает силу, эластичность, тонус глазных мышц, укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата. Развивает концентрацию и координацию движений глаз, что особенно важно для детей с косоглазием, т.е. при таком нарушении, когда одна из мышц не работает или находится в преобладающем тонусе по сравнению с другими мышцами глаза – корректирует функциональные дефекты. К тому же гимнастика для глаз положительно влияет на общее психоэмоциональное состояние человека, на работоспособность.
После любых практических занятий следует выполнять специализированные упражнения для снятия зрительного утомления, которые проводится несколько раз в течение дня от 3-х до 5-ти минут.
Гимнастика для глаз по методике Э.С.Аветисова
Методика Э.С.Аветисова пригодна как для профилактики зрительных расстройств, так и для восстановления утраченного зрения, полезна для детей дошкольного возраста. Она состоит из трех групп упражнений.
Группа первая (для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости)
Упражнение 1. Сомкните веки обоих глаз на 3-5 секунд, затем откройте их на 3-5 секунд; повторите 6-8 раз.
Упражнение 2. Быстро моргайте обоими глазами в течение 10-15 секунд, затем повторите то же самое 3-4 раза с интервалами 7-10 секунд.
Группа вторая (для укрепления мышц)
Упражнение 1. Медленно переведите взгляд с пола на потолок и обратно, не меняя положения головы; повторите 8-12 раз.
Упражнение 2. Медленно переводите взгляд вправо, влево и обратно; повторите 8-10 раз.
Упражнение 3. Медленно переводите взгляд вправо - вверх, затем влево - вниз и обратно, после этого переводите взгляд по другой диагонали: влево -вверх, вправо -вниз и обратно; и так -8-10 раз.
Упражнение 4. Делайте круговые движения глазами в одном, затем в другом направлении; повторите 4-6 раз.
Группа третья (для улучшения аккомодации)
В этой группе упражнения выполняются из положения стоя.
Упражнение 1. Смотрите обоими глазами вперед в течение 2-3 секунд, затем переводите взгляд на палец правой руки, поставив его перед лицом до уровня носа на расстоянии 25-30 сантиметров, и через 3-5 секунд руку опустите; повторите так 10-12 раз.
Упражнение 2. Обоими глазами смотрите 3-5 секунд на указательный палец левой руки, вытянутый перед лицом, затем, сгибая руку, приближайте палец к носу до тех пор, пока палец не начнет двоиться; и так — 6-8 раз.
Упражнение 3. В течение 3-5 секунд смотрите обоими глазами на указательный палец вытянутой правой руки, после чего прикройте левой ладонью левый глаз на 3-5 секунд, а правую руку в это время сгибайте и разгибайте. То же самое делайте, закрывая правой рукой правый глаз; повторите 6-8 раз.
Упражнение 4. Его называют «Метка на стекле». Находясь в 30-35 сантиметрах от оконного стекла, прикрепите к нему на уровне глаз круглую цветную метку диаметром 3-5 миллиметров, затем вдали от линии взора, проходящего через метку, наметьте для зрительной фиксации какой-либо объект. Смотрите, не снимая очков, обоими глазами на эту метку 1-2 секунды, затем переведите взор на намеченный объект в течение 1-2 секунд, после чего поочередно переводите взор то на метку, то на объект. В первые два дня — 5 минут, в остальные дни — 7 минут. Повторяйте систематически с перерывами в 10-15 дней. Упражнение можно выполнять не только двумя, но и одним глазом 2-3 раза в день.
Тематические зрительные гимнастики
Тема: «Овощи фрукты»
Тема: «Овощи фрукты» Наша грядка
Тема: «Грибы». Опята
Тема: «Ягоды»
Тема: «Животные»
Тема: «Осень»
Тема: «Осень»
Тема: «Зима»
Тема: «Весна»
Тема: «Насекомые»
Уважаемые родители! Помните, систематическое проведение зрительной гимнастики является отличным средством профилактики снижения остроты зрения!