ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ | Переслегина Ирина Викторовна. Работа №350835
статья посвящена воспитанию гуманности и гуманных отношений является процессом сложным и противоречивым, заключающимся в умении сочувствовать, сопереживать и сорадоваться, не завидовать, делать добро искренне и охотно. В статье представлено исследование уровня сформированности гуманных чувств в младшем дошкольном возрасте.
Переслегина Ирина Викторовна, воспитатель, педагог-психолог
МБДОУ Детский сад Умка, г. Абакан Республика Хакасия
Аннотация: статья посвящена воспитанию гуманности и гуманных отношений является процессом сложным и противоречивым, заключающимся в умении сочувствовать, сопереживать и сорадоваться, не завидовать, делать добро искренне и охотно. В статье представлено исследование уровня сформированности гуманных чувств в младшем дошкольном возрасте.
Ключевые слова: гуманность, гуманные чувства, дошкольное образование, младший дошкольник.
ФГОС дошкольного образования определяет в качестве одного из принципов дошкольного образования личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей. В наше время обращение к гуманизму обусловлено сложным социально-экономическим состоянием общества, установлением приоритета индивидуально-потребительских ценностей. Особо ощутимым является влияние человека таких общественных явлений как агрессивность, жестокость, равнодушие, в результате чего он становится эгоистичным, пассивным в ситуациях, в которых необходимо проявить гуманность. Поэтому важным является воспитание гуманной личности, которая будет способна реализовать себя в социуме как через гармонию с внутренним Я и гуманистическое взаимодействие с окружающим миром.
Особая роль в осуществлении процесса воспитания гуманных чувств отводится дошкольному образованию, так как дошкольный возраст признан учеными как сенситивный период нравственного развития личности, период, когда начинают формироваться социальные мотивы и гуманные чувства как следствие овладения ребенком опытом предыдущих поколений. Однако на практике проблема воспитания гуманности у детей дошкольного возраста не выделяется в качестве самостоятельной задачи образовательного процесса, часто носит бессистемный характер, не обеспечивается включение детей в систему гуманных отношений со сверстниками и взрослыми. Таким образом, обнаруживаются серьезные противоречия между необходимым и реальным уровнем гуманных чувств у детей дошкольного возраста; пониманием важности осуществления гуманистического воспитания и недостаточным вниманием к нему в условиях дошкольного учреждения.
С целью определения уровня сформированности гуманных чувств в младшем дошкольном возрасте нами проведено исследование, в котором приняли участие 15 детей младшего дошкольного возраста. Были использованы следующие эмпирические методы: методика Закончи историю (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина); методика Сюжетные картинки (Р.Р. Калинина).
По методике Закончи историю (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина) критический уровень осознания нравственных норм показали 26,7 % младших дошкольников. Эти дети не смогли произвести оценку поступков детей, что свидетельствуют о том, что они совершенно не знакомы с нравственными нормами.
26,7 % детей смогли мотивировать ответы. Согласие некоторые дети мотивировали тем, что воспитательница сказала собрать кубики, даст поиграть с куклой, потому что одной играть скучно. Многие учитывают нравственные нормы и межличностные отношения, говоря, что поможет, потому что они друзья, ...потому, что добрая, даст куклу, потому что это ее сестренка родная, даст карандаш, потому девочкам надо уступать. Таким детям младшего дошкольного возраста свойственен допустимый уровень осознания нравственных норм. Дети смогли назвать нравственную норму, правильно оценили поведение детей, однако не мотивировали свою оценку, то есть дети осознают нравственную норму, но, не придают ей особого значения (внимания).
13,3 % младших дошкольников показали высокий уровень осознания нравственных норм. Дети смогли назвать нравственную норму, правильно оценили поведение детей и мотивировали свою оценку. Дети глубоко осознают нравственную норму, применяя ее в повседневной жизни. Дети дополнили историю хорошими поступками, поможет собрать кубики, даст поиграть с куклой, даст карандаш.
Но если при оценке картинок все без исключения дети отличили хорошие поступки от плохих, то при выполнении данной методики 33,3 % детей все же закончили истории отказом от выполнения некоторых, реже всех перечисленных просьб, мотивируя это тем, что собирать кубики не будет, она не играла, куклу сестре не даст, она ее запачкает, не даст, ей куклу подарили. Эти дети продемонстрировали оптимальный уровень осознания нравственных норм. Эти дети производят оценку поведения детей как положительного или отрицательного (правильного или неправильного, хорошего или плохого), но оценку не мотивируют и нравственную норму не формулируют, что подтверждает неосознание детьми нравственных норм.
При выполнении заданий из методики Сюжетные картинки (Р.Р. Калинина) все дети правильно определили, где хорошие, а где плохие поступки, но 60 % детей младшего дошкольного возраста мотивировали в основном коротко, эмоциональные реакции ярко выражены не были, неадекватные эмоциональные реакции отсутствовали. Не все дети обратили внимание на морально-нравственную суть ситуации, некоторые лишь поверхностно отвечали, что поступок хороший, потому, что дети хорошо едят, вместо того, чтобы обратить внимание на нравственную категорию щедрость, на то, что девочка угощает детей и так далее. 40 % детей смогли обосновать свой выбор; продемонстрировали адекватные эмоциональные реакции, яркие, которые проявлялись в мимике, активной жестикуляции.
По результатам проведения методик нами были выделены показатели сформированности гуманных чувств, которые сгруппированы по четырем уровням: критический, низкий, средний, высокий.
Итак, 20 % младших дошкольников свойственен критический уровень сформированности гуманных чувств. Эти дети не владеют знаниями о простых нравственных нормах: хорошо, плохо. 46,7 % младших дошкольников имеют низкий уровень сформированности гуманных чувств. У данных детей наблюдается резкое расхождение между словами и поступками, общим поведением. Характерной чертой является равнодушное отношение к переживаниям других. Они не видят, когда другой нуждается в помощи, поддержке.
Для 20 % испытуемых свойственен средний уровень сформированности гуманных чувств. Эти дети с недостаточно устойчивыми дружескими взаимоотношениями, немного импульсивны, уровень моральных представлений, суждений не высок. Проявление отзывчивости, стремлении оказать помощь другим детям для них непостоянно.
13,3 % показали высокий уровень сформированности гуманных чувств. К данной группе относятся дети, для которых характерно проявление готовности помочь другим, отозваться на их беду. У детей имеются тенденции к совпадению представлений о гуманных взаимоотношениях с реальным поведением. Игры этих детей содержательны, взаимоотношения достаточно высокие.
Таким образом, воспитание гуманных чувств у дошкольников очень сложный процесс, который направлен на понимание важности проявлять по отношению друг к другу гуманных чувств, формирование умений сочувствовать, сопереживать, сорадоваться, делать добро искренне и руководствоваться нормами гуманного поведения при оценивании различных ситуаций и поступков людей, а также проявление гуманных чувств старшими дошкольниками в повседневной жизни по отношению друг к другу. В результате исследования большинство детей продемонстрировали низкий уровень сформированности гуманных чувств, 20 % детей младшего дошкольного возраста показали критический уровень сформированности гуманных чувств.
Эффективными средствами воспитания гуманных чувств являются разнообразная деятельность и участие в сюжетно-ролевых играх, содержательно направленных на приоритет общечеловеческих ценностей и гуманизма, способствует обогащению социального и нравственного опыта дошкольников.
Список использованной литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 // Российская газета. – 6421. – 25 ноября 2013 г.
3