Особенности психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями | Коновалова Виктория Николаевна. Работа №310263
Особенности психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями и детей с инвалидностью
Психологическая реабилитация - неотъемлемая составляющая восстановительных мероприятий, которая направлена в первую очередь, на восстановление нарушенных психических функций, нормализацию психоэмоционального здоровья, помощь в адаптации к сложившейся социально-личностной ситуации, восстановление коммуникативных навыков с применением многократного повторения систем упражнений.
Целью реабилитации – развитие несформированных высших психических функций (внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики) у детей с различными видами дизонтогенеза.
Проблема детского развития – одна из самых сложных в психологии.Известно, что в норме психическое развитие имеет очень сложную организацию. Развивающийся ребенок все время находится в процессе не только количественных, но и качественных изменений. При этом в самом развитии наблюдаются периоды убыстрения и периоды замедления, а в случае затруднений — возвращение к прежним формам активности.
Психическое развитие ребенка — сложный, генетически обусловленный процесс последовательного созревания высших психических функций, реализующийся под влиянием различных факторов внешней среды. К основным психическим функциям относятся: гнозис (узнавание, восприятие), праксис (целенаправленные действия), речь, память, чтение, письмо, счет, внимание, мышление (аналитико-синтетическая деятельность, умение сравнивать и классифицировать, обобщать), эмоции, воля, поведение, самооценка и др.
Лебединский В.В. выделяет шесть основных видов нарушений психического развития у детей:
1. Необратимое психическое недоразвитие (олигофрения).
2. Задержанное психическое развитие (обратимое — полностью или частично).
3. Поврежденное психическое развитие — деменция (наличие предшествующего периода нормального психического развития).
4. Дефицитарное развитие (в условиях нарушений зрения, слуха, соматической патологии).
5. Искаженное психическое развитие (ранний детский аутизм).
6. Дисгармоническое психическое развитие (психопатии).
Психологическая реабилитация – неотъемлемая составляющая восстановительных мероприятий, которая направлена в первую очередь, на восстановление нарушенных психических функций, нормализацию психоэмоционального здоровья, помощь в адаптации к сложившейся социально-личностной ситуации, восстановление коммуникативных навыков с применением многократного повторения систем упражнений.
Психологическая реабилитация – это система коррекционно-развивающих занятий для детей различного возраста, имеющие разные виды нарушений психического развития. Своеобразие заключается в комбинировании различных видов деятельности, в чередовании общения, увлекательных игр, письменных упражнений, и заданий.
Целью реабилитации – развитие несформированных высших психических функций (внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики) у детей с различными видами дизонтогенеза.
Задачами реабилитации является:
1. Определение индивидуальных особенностей психического развития ребёнка;
2. Развитие и коррекция психических познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, ощущения;
3. Развитие и коррекция мелкой моторики рук;
4. Формирование положительного эмоционального фона на индивидуальных занятиях.
5. Проведение профилактики вторичных отклонений в развитии детей.
6. Проведение просветительской работы по вопросам возрастной адаптации, профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни.
7. Формирование у ребенка представлений о самом себе, осознание своих качеств и возможностей:
осознание себя, своих особенностей, своих желаний и потребностей;
осознание нужности и функциональной значимости частей тела;
8. Развитие эмоционально-волевой сферы у детей:
различие, осознание, дифференциация своих чувств, адекватное реагирование на различные жизненные ситуации;
различие, осознание эмоций других людей;
развитие произвольного поведения;
9. Обучение взаимодействия детей друг с другом и со взрослым:
развитие навыков сотрудничества ребенка с взрослыми и сверстниками;
воспитание навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности;
приобретал положительный опыт сотрудничества, взаимопонимания;
усвоение детьми общественного опыта и социальное развитие.
В работе специалистов, осуществляющих психологическую реабилитацию используется разнообразие методов, таких как:
1. Метод развивающего обучения –направлен на развитие потенциальных способностей и умственных возможностей ребёнка. Позволяет включать резервы психики - зоны ближайшего развития. Путём специальных упражнений, увеличивается объём памяти и внимания, развиваются способности обобщать и анализировать, строить логические выводы и умозаключения, развивать речь, мелкую моторику и т.д.;
2. Метод тактильного опознания предметов направлен на повышение точности тактильности восприятия, развития межмодального переноса, формирование тонкой моторики руки;
3. Релаксационный метод направлен на формирование произвольного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций, что придает психомоторному развитию ребенка своеобразную равномерность. Метод нормализует гипертонус и гипотонус мышц, способствует снятию синкинезий и мышечных зажимов. Развивает чувствование своего тела, способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации от самого тела;
4. Метод подвижных игр обеспечивает развитие межполушарного взаимодействия, мышечных зажимов. Перекрестные движения рук, нос и глаз активизируют развитие мозолистого тела. При регулярном выполнении реципрокных движении образуется и активизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что обеспечивает развитие психических функций. Медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.
5. Арт-терапевтический метод способствует активизации мозга в целом: межполушарному взаимодействию, активизации корково-подкорковых структур, лобных отделов.
6. Метод дидактических игр направлен на развитие познавательных способностей детей: памяти, внимания, мышления; развивает самоконтроль и произвольность. Позволяет максимально развивать способности каждого ребенка, а именно: совершенствовать умение различать и называть предметы ближайшего окружения, упражнять группировать однородные предметы, выделять и выбирать предметы с заданным свойством;
7. Метод коммуникативных игр способствует активизации мозга в целом: межполушарному взаимодействию, активизации корково-подкорковых структур, лобных отделов. Парные упражнения способствуют расширению открытости по отношению к партнеру — способности чувствовать, понимать и принимать его. Групповые упражнения через организацию совместной деятельности дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе, формируется способность к произвольной регуляции поведения, взаимоотношений со сверстниками и со взрослыми, позволяет повысить уровень социализации;
8. Игротерапия - направление в реабилитации эмоциональных и поведенческих расстройств с использованием игрушки. Необходимо предложить большое разнообразие специально подобранных игрушек для преодоления имеющихся у ребенка ограничений, а также для того, чтобы стимулировать его развитие. Игра помогает детям преодолевать конфликты и достигать психологического равновесия. Кроме того, игры готовят детей к взрослой жизни, помогая приобрести необходимые навыки.
Еще одной особенностью психологической реабилитации является полноценное вовлечение семьи в систему восстановительных мероприятий. В частности происходит улучшение психолого-педагогической грамотности родителей по вопросам воспитания и развития ребенка. Улучшение понимания родителей индивидуальных особенностей развития ребенка, заболевания, структуры дефекта и коррекционных мероприятий.
Психологическая реабилитация способствует улучшению социальной адаптации ребенка к жизни, успешному взаимодействию с обществом, развитию индивидуальных особенностей ребенка и положительному восприятию себя как личности. Благодаря индивидуальному подходу к каждому ребенку и систематическому труду специалистов, родителей и ребенка помогут преодолеть все трудности и дадут ребенку шанс быть счастливым и успешно адаптироваться в обществе.