Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Особенности работы концертмейсетра в клавссе скрипки" | Мирханов Фарид Маратович. Работа №329662

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В работе поднимаются важные вопросы, касающиеся специфики работы концермейстера-пианиста в классе скрипки. Проанализированы основные компоненты в работе концертмейстера, а также выделены основные этапы работы над произведением в классе скрипки. При этом основной акцент внимания уделен выжноой составляющей именно в работе концертмейстера в системе детского музыкального образования - в ДМШ и ДШИ, где важно выстроить траекторию личностного развития каждого учащегося, помочь им выработать определенные навыки и умения. 

Концертмейстер МБУДО

«Детская музыкальная школа № 1

им. П.И.Чайковского» г. Казани

МИРХАНОВ Ф.М.

 

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА

В КЛАССЕ СКРИПКИ

Профессия концертмейстера-пианиста очень многогранна и является неотъемлемой частью учебного процесса учащихся инструменталистов в ДМШ и ДШИ. Широко распространён ошибочный стереотип, что концертмейстер - это человек на вторых ролях. Это мнение глубоко ошибочно, особенно учитывая специфику детских музыкальных школ и школ искусств, где важно уметь выстраивать траекторию развития каждого ребенка, помочь ему выработать конкретные навыки и умения. Нужно понимать, что в работе с детьми концертмейстер никогда не играет «под солиста», в большинстве случаев концертмейстер берёт на себя функцию дирижёра. Концертмейстер должен быть хорошим педагогом, психологом, организатором.

Роль концертмейстера в учебном процессе очень велика: он в тандеме с педагогом по специальности ведет работу не только по разучиванию партий, но и созданию образа, интерпретации, контролю над качеством исполнения и т.п.

Концертмейстер в классе скрипки должен обладать такими качествами, как владение навыками игры в ансамбле, артистизм, фантазия, развитые образные слуховые представления, эрудированность в вопросах музыкальных стилей, музыкальной формы, скорость реакции, гибкость, дирижерское начало, знание основ скрипичного искусства, понимание исполнительской специфики струнных инструментов. Концертмейстер должен, помимо музыкальной чуткости, обладать ясным мышлением, крепкими нервами и хорошей интуицией. Умение импровизировать и подбирать по слуху поможет разнообразить уроки первоклашек. Даже игра гамм может превратиться в удовольствие.

Рассмотрим подробнее работу концертмейстера в классе скрипки.

Можно выделить четыре основных компонента в работе концертмейстера:

- работа концертмейстера с педагогом и учеником (на уроке)

- работа концертмейстера с учеником

- работа концертмейстера с педагогом

- самостоятельная работа концертмейстера

Компонент первый. Педагог-ученик- концертмейстер. Педагог выполняет активную функцию, ведёт урок, концертмейстер вникает в творческий замысел коллеги, параллельно вникая в нотный текст произведения, отмечая важнейшие опорные точки композиции. Одна из важнейших составляющих начального этапа освоения произведения для концертмейстера - помочь ребёнку разучить его партию. Поэтому вначале пианисту придётся совмещать подыгрывание партии с собственной партией аккомпанемента. Необходимо помнить, что скрипка – инструмент с нефиксированным интонационным строем, поэтому помощь рояля здесь очень велика.

Педагог и концертмейстер должны грамотно выстраивать цель каждого урока, в зависимости от возраста ребенка, степени его одаренности, накопленного опыта, необходимо ставить заведомо выполнимые задачи, развивая учащегося планомерно, тем самым программируя на успех.

Компонент второй. Концертмейстер-ученик. Иногда концертмейстеру по ряду причин приходится оставаться с учащимся или ансамблем тет-а-тет. Работа пианиста отнюдь не должна сводиться к многократному повторению произведения. Концертмейстер берёт на себя активную педагогическую роль в подобной ситуации. Вместе с учащимися разучиваются трудные места, выстраивается агогика, выверяются штрихи и темпы. Если это разбор произведения, то помогается выучивать партию, делая акцент на ритмическую чёткость и интонационную точность.

Пианист в силу наличия своих сугубо пианистических знаний не всегда может указать учащемуся на специфические скрипичные ошибки – это работа педагога. Но он вполне в состоянии помочь ученику настроить инструмент в начале занятия, подсказать направление смычка, исправить интонационные и ритмические ошибки, подсказать мелизматику, объяснить её особенности на примере данного произведения, если потребуется, рассказать об эпохе и истории создания данного произведения, дать обзорное представление о композиторе.

Компонент третий. Концертмейстер-педагог. Педагог с концертмейстером всегда найдут время для совместной работы. Это методическая работа – совместное создание рабочих, экспериментальных программ, планирование открытых уроков; инновационная деятельность – поиски нового, актуального репертуара, в том числе издаваемого современными композиторами, создание интересных, ярких переложений и, как следствие, ярких концертных номеров. Совместное чтение с листа найденных композиций, обсуждение и планирование предстоящей концертной деятельности учащихся.

Компонент четвёртый. Концертмейстер. Концертмейстер должен постоянно совершенствовать свой исполнительский уровень. Без этого попросту трудно и неинтересно работать.

«Плохой пианист никогда не сможет стать хорошим аккомпаниатором, впрочем, и не всякий хороший пианист достигнет больших результатов в аккомпанементе, пока не усвоит законы ансамблевых соотношений, не разовьёт в себе чуткость к партнеру».

Концертмейстер – это не солист, который может умело и без запинки исполнить сольную программу, на нём груз ответственности – начинающий музыкант, требующий повышенного внимания, помощи, мощной эмоциональной поддержки, ведения за собой. Поэтому самостоятельные занятия пианиста за инструментом, будь то проучивание концертного репертуара скрипачей, чтение с листа или работа над собственной сольной программой, чрезвычайно важны. Чтобы оставаться в форме, необходимо продолжать работать над техникой, прикосновением, искусством построения музыкальной фразы. Репертуар в скрипичном классе достаточно объёмен и разнообразен, поэтому часто концертмейстеру приходится играть какие-то произведения только на уроке, много читать с листа. Всё это будет делаться легко и с ходу, при условии регулярных самостоятельных занятий.

Основные этапы работы концертмейстера над произведением:

ч

тение

с листа, эскизное проигрывание

п

рослушивание аудиозаписи (самостоятельно и совместно с солистом или участниками а

н

самбля и педагогом)

р

епетиция с солистом (ансамблем).

п

одго

товка к концертному выступлению

1. При первом чтении с листа вместе с солистом или ансамблем необходимо выявить и постараться передать образно-эмоциональную фабулу пьесы. Уже вступление (при наличии) – это характер, задаваемый солисту или ансамблю. Темп как важная составляющая часть образа должен быть близок к оригинальному или планируемому на завершающем этапе работы. Смотреть нужно на несколько тактов вперед, мысленно проигрывая партию солиста или хотя бы ведущую партию ансамбля, обращая внимание на изменение тональности, темпа, размера, штрихи, динамику.

Читать с листа аккомпанемент сложнее, чем читать соло. Нужно охватывать все строчки партитуры, одновременно стараясь воспроизвести необходимые штрихи и быть готовым в любой момент подыграть партию солиста или одну из партий ансамбля.

2. Прослушивание аудио или видеозаписи изучаемого музыкального материала. Важный этап, свидетельствующий о профессиональном подходе к данной музыке. В настоящее время огромных возможностей Интернета можно прослушать практически любое произведение в разном исполнении. При этом концертмейстер выбирает для себя варианты трактовки, создавая основу для будущей интерпретации.

3. Задача концертмейстера на этапе выучивания: не торопить учащегося, проучивать его партию вместе с ним, подсказывать, вместе выстраивать фразу, динамический план. Осуществлять дифференцированный (личностно-ориентированный) подход: в одном классе встречаются ученики различной степени одаренности. Поэтому кому-то необходимо что-то подыгрывать, что-то нет, для менее подвинутых учащихся в аккордовом сопровождении верхние ноты аккордов совместить с партией солиста для того, чтобы партия смело опиралась на подставленную для нее основу. Также на начальных этапах можно осуществлять равномерное ритмическое заполнение, если в аккомпанементе длинные ноты. Разнообразие скрипичных штрихов требует различного сопровождения, основанного на подражании. Необходимо помнить, что скрипичные аккорды при исполнении делятся пополам, соответствующие аккорды пианиста должны приходиться на верхние звуки.

Природа звука фортепиано и природа звука скрипки диаметрально противоположны. Рояль имеет ударное начало звука и его последующее неизбежное затухание. Скрипка же имеет мягкую атаку и естественное певучее продолжение, длительную протяженность звучания. В разных регистрах звучания скрипки ей требуется разная по интенсивности и окраске поддержка.

4. При подготовке к ответственному выступлению особенно важно находиться на одной психо-эмоциональной волне с учащимся. Общие цели (например, получение места на конкурсе) объединяют. Можно записывать свои исполнения на видео и совместно их анализировать. Большое количество совместных выступлений рождает у учащегося уверенность в своих силах, доверие к концертмейстеру, уменьшается боязнь сцены.

Перед пианистом подчас стоят сложнейшие художественные и эмоционально-образные задачи, но вместе с тем играть нужно так, чтобы не создавались «ножницы», чтобы не было слышно сочетания «мастер и дилетант», соизмеряя свой профессионализм со скромными возможностями юных скрипачей, создавая общую, единую концепцию произведения.

Концертмейстер ведет за собой, обеспечивая темповую стабильность, подхват, при потерях желательно восстановить ансамбль, не останавливая движения, останавливаться и поправляться недопустимо. Концертмейстер должен быстро и умело ориентироваться в нотном тексте. Досада за промахи не должна быть отражена в жестах и мимике. Педагогическая сторона концертмейстерской работы – развитие художественного вкуса, роль в воспитании творческой индивидуальности, роль в формировании исполнительских навыков, навыка ансамблевой игры, при условии знания концертмейстером основ специфического скрипичного исполнительства, обладания педагогическим чутьём, тактичностью.

О профессиональной интуиции.

Сложное и неоднозначное понятие. Концертмейстерская интуиция – способность предсказывать дальнейший ход музыки, предугадывать намерения учащегося-солиста, помогать выкручиваться из сложных (с потерей текста) ситуаций на сцене. Опытный концертмейстер всегда безошибочно знает, с какого места начнёт учащийся после остановки. Разумеется, проще работать с тем учащимся, которого знаешь не первый год. С ним создаётся единое психоэмоциональное поле. Интуиция, помогающая создать из разрозненных инструменталистов единый организм исполнителя, – это результат многолетней наработки специфических знаний и умений.

Концертмейстер обязан не бояться за себя и должен быть спокоен за солиста или ансамбль. А посему необходимо быть уверенным в тексте, знать назубок партитуру, быть готовым к любому повороту событий, обладать огромной выдержкой.

 

Концертмейстер в классе скрипки и скрипичного ансамбля в современных условиях – важная составляющая процесса реализации личностно-ориентированной модели обучения и системного подхода к формированию базовых основ скрипичного исполнительства. Он играет большую роль в приобщении учащихся ДМШ, ДШИ к лучшим образцам музыкального искусства, тем самым обогащая в них общую культуру, умение жить и работать по законам красоты.

 

Список литературы:

Ауэр Л. «Моя школа игры на скрипке» Интерпретация произведений скрипичной классики. Изд. М. «Музыка», 1965 г.

Крючков Н. «Искусство аккомпанемента как предмет обучения». М.

Музгиз

, 1961 г.

Берлянчик

М. «Пути активизации интонационно – мелодического мышления начинающего скрипача. Вопросы музыкальной педагогики». Вып.2

И

зд. «Музыка», 1980 г.

Шендерович Е. «В концертмейстерском классе» Изд. Москва «Музыка», 1996 г.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×