Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Особенности работы концертмейстера в сопровождении урока народно-сценического танца(фортепиано) | Закирова Ольга Васильевна. Работа №354166

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье рассматриваются особенности работы концертмейстера в сопровождении уроков народно-сценического танца. Анализируются задачи, которые стоят перед музыкантом при сопровождении уроков классического и народно-сценического танца, роль фортепиано в музыкальном сопровождении, а также требования к исполнительской технике и взаимодействию концертмейстера с танцорами и преподавателем. Важное внимание уделяется примерам музыкальных произведений, используемых для занятий, и особенностям интерпретации музыки для танцевальных композиций.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В СОПРОВОЖДЕНИИ УРОКА НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА (ФОРТЕПИАНО)

 

Закирова Ольга Васильевна, преподаватель

МБУ ДО "Детская хореографическая школа"

г.Лесной Свердловская область

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности работы концертмейстера в сопровождении уроков народно-сценического танца. Анализируются задачи, которые стоят перед музыкантом при сопровождении уроков классического и народно-сценического танца, роль фортепиано в музыкальном сопровождении, а также требования к исполнительской технике и взаимодействию концертмейстера с танцорами и преподавателем. Важное внимание уделяется примерам музыкальных произведений, используемых для занятий, и особенностям интерпретации музыки для танцевальных композиций.

Ключевые слова: концертмейстер, народно-сценический танец, классический танец, музыкальное сопровождение, фортепиано, танцевальная музыка, уроки танца, интерпретация музыки, педагогика танца.

 

Работа концертмейстера в сопровождении уроков народно-сценического танца является важным и многогранным процессом, который требует от музыканта не только профессиональных навыков игры на фортепиано, но и умения взаимодействовать с танцорами и преподавателем. В этой статье рассматриваются основные аспекты работы концертмейстера в контексте музыкального сопровождения народно-сценического танца, а также особенности, связанные с различием между музыкальным сопровождением классического и народного танца.

Концертмейстер в уроках народно-сценического танца выполняет несколько функций. Во-первых, он является связующим звеном между музыкой и движением. Музыка для танцев важна не только как аккомпанемент, но и как элемент, формирующий атмосферу урока, поддерживающий ритм и динамику танца. Концертмейстер должен чутко реагировать на движения танцоров, поддерживать их, подчеркивать особенности хореографической композиции и одновременно служить «партнером» для преподавателя.

В отличие от преподавателя танцев, концертмейстер не всегда имеет в своей практике глубокие знания о танцевальной технике, но должен быть готов к взаимодействию с педагогом, выполняя музыкальное сопровождение на основе тех хореографических указаний, которые дает педагог. Важно, чтобы музыкант мог своевременно менять темп, акценты и выразительные средства в зависимости от задач урока, будь то акцент на ритм или на мелодию.

Народно-сценический танец — это жанр, где музыка и танец тесно переплетены, и каждый элемент влияет на другой. Разнообразие музыкальных форм народных танцев, которые имеют свои ритмические, мелодические и гармонические особенности, требует от концертмейстера гибкости в подходах к исполнению.

Примером может служить сопровождение хореографического произведения на основе русских народных танцев, таких как «Калинка» или «Метелица». Эти танцы часто сопровождаются живым ритмом, который может варьироваться от быстрой и динамичной до спокойной и плавной. Важно, чтобы музыкант мог передавать смену настроений, изменяя характер аккомпанемента. В одном из фрагментов может преобладать танцевальная мелодия с быстрым темпом, в другом — ярко выраженный ритм с характерными акцентами и паузами. Для этого концертмейстеру необходимо чувствовать ритмическую структуру и мелодическую линию, а также быть готовым к синхронной работе с танцорами.

Примером музыкального сопровождения для народного танца может стать и использование характерных инструментов народных ансамблей. В некоторых случаях концертмейстер может использовать фортепиано как инструмент для имитации звучания народных инструментов, таких как балалайка или гармоника, для создания соответствующей атмосферы.

Хотя на уроках народно-сценического танца часто используется народная музыка, концертмейстер также может сопровождать и более сложные хореографические произведения, включающие элементы классического танца. В этом контексте работа музыканта также имеет свои особенности.

Классический танец, как правило, требует более строгого и точного соблюдения музыкальной формы. Концертмейстер должен четко следить за выдержанностью темпа, динамики и структуры произведения. В классическом танце музыка служит скорее неотъемлемым фоном для выполнения акробатических и эстетических элементов. Например, в классическом танце, таком как вальс или мазурка, концертмейстер должен следить за плавностью и регулярностью ритма, помогать танцорам поддерживать правильное положение тела и ритм.

В то время как народный танец, несмотря на наличие определенных музыкальных форм и структур, обладает большей вариативностью, часто предполагает импровизацию и свободу в ритмических акцентах. В таких танцах музыкант должен быть готовым к быстрым изменениям темпа, ритма, а также к тому, чтобы создавать экспрессивные музыкальные акценты, поддерживающие движение танцоров.

Важно, чтобы концертмейстер четко понимал, как музыка должна поддерживать и акцентировать движения танцоров. Иногда педагог может давать указания, которые требуют мгновенной реакции со стороны концертмейстера. Например, на определенных моментах танцевального движения могут потребоваться изменения в динамике или темпе исполнения, чтобы подчеркнуть эмоциональную составляющую композиции.

Концертмейстер должен работать в тесном взаимодействии с преподавателем, всегда быть готовым к изменениям в ходе урока. В некоторых случаях преподаватель может попросить замедлить темп или, наоборот, ускорить его, чтобы улучшить выполнение того или иного танцевального элемента. Важно, чтобы концертмейстер имел хорошую слуховую память и мог быстро адаптироваться к изменениям.

Работа концертмейстера на уроках народно-сценического танца требует от музыканта глубоких знаний в области музыкальной интерпретации, а также способности адаптировать свое исполнение в зависимости от особенностей танцевального стиля. Концертмейстер должен быть не только техничным исполнителем, но и внимательным партнером для танцоров и преподавателя, всегда готовым к совместной импровизации и поддержке хореографического процесса.

Таким образом, важно, чтобы концертмейстер не только был мастером своего инструмента, но и обладал интуицией, позволяющей чувствовать музыку танца, понимать ее структуру и обеспечивать динамичную связь между движением и звуком. Только в этом случае его роль в уроках народно-сценического танца станет действительно незаменимой.

 

Список литературы

Бикташев

, В. Н. Искусство концертмейстера. Основы исполнительского мастерства. М.: Санкт-Петербург, 2014 г. - 156 с.

Коробова О.Я., Варламов Д.И. Концертмейстер в современной музыкально-педагогической практике // Искусство и образование. 20

2

0. № 3. С. 111-116.

Кубанцева

Е.И. Концертмейстерский класс. М.: 20

2

2. – 136с.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×