Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Особенности работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ | Белавина Алёна Вячеславовна. Работа №345053

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются особенности работы музыкального руководителя с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Описываются методы и подходы, которые помогают детям с ОВЗ раскрыть их творческий потенциал через музыкальные занятия, а также роль музыкальной деятельности в их социально-эмоциональном развитии.

Ключевые слова: дети с ОВЗ, музыкальный руководитель, инклюзивное образование, музыкальные занятия, адаптация, эмоциональное развитие, коррекционная работа.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

 

Белавина Алёна Вячеславовна, музыкальный руководитель

МАДОУ Новолялинского городского округа «Детский сад №10 «Снежок»

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности работы музыкального руководителя с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Описываются методы и подходы, которые помогают детям с ОВЗ раскрыть их творческий потенциал через музыкальные занятия, а также роль музыкальной деятельности в их социально-эмоциональном развитии.

Ключевые слова: дети с ОВЗ, музыкальный руководитель, инклюзивное образование, музыкальные занятия, адаптация, эмоциональное развитие, коррекционная работа.

 

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) требует особого внимания и подходов со стороны музыкального руководителя. Музыкальные занятия оказывают большое влияние на развитие детей с ОВЗ, помогая им не только раскрыть творческий потенциал, но и улучшить координацию движений, слуховое восприятие, коммуникативные навыки и эмоциональную сферу. Однако для того, чтобы занятия были эффективными, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и адаптировать методики преподавания под его потребности.

Одним из ключевых аспектов работы с детьми с ОВЗ является использование адаптированных музыкальных методик, которые направлены на развитие моторики, внимания и слухового восприятия. Например, ритмические игры и упражнения помогают детям улучшать координацию движений и чувствовать ритм. Для этого можно использовать простые музыкальные инструменты — бубны, маракасы, ксилофоны, которые легко освоить и которые способствуют развитию моторных навыков у детей с ОВЗ. Важно также использовать четкие ритмы и медленный темп, чтобы дети могли легче воспринимать и повторять движения.

Особое внимание в работе с детьми с ОВЗ должно уделяться созданию позитивной эмоциональной атмосферы. Музыкальные занятия могут стать для таких детей способом выражения своих эмоций, что особенно важно для тех, у кого имеются трудности в общении или эмоциональной саморегуляции. Музыкальный руководитель может использовать песни, игры и танцы, которые помогают детям развивать эмоциональную отзывчивость и лучше понимать свои чувства. Важно поддерживать ребёнка, поощряя его успехи, даже если они минимальны, и избегать критики, которая может вызвать у ребенка замкнутость или тревогу.

Занятия музыкой с детьми с ОВЗ также способствуют их социальному развитию. Музыкальные игры и коллективные упражнения помогают детям научиться взаимодействовать с окружающими, работать в команде и устанавливать контакт со сверстниками. Например, можно организовать простые музыкальные игры, где дети передают друг другу музыкальные инструменты или вместе исполняют ритмические движения. Такие занятия способствуют развитию коммуникативных навыков, что особенно важно для детей с задержкой речевого развития или нарушениями аутистического спектра.

Музыкальные занятия могут стать важной частью коррекционной работы с детьми с ОВЗ. Они помогают развивать слуховую память, внимание и способность концентрироваться. Например, упражнения на повторение мелодий и ритмов тренируют слуховое восприятие и помогают детям улучшать навыки восприятия звуковой информации. Важно, чтобы задания были постепенными и адаптировались под индивидуальные возможности каждого ребенка, чтобы избежать перегрузки и стресса.

Музыкальный руководитель должен также учитывать физические ограничения детей с ОВЗ. Некоторые дети могут иметь нарушения двигательной активности, что требует адаптации музыкальных заданий. Например, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата можно использовать больше вокальных упражнений и работы с простыми инструментами, которые не требуют сложных движений. Это позволит детям активно участвовать в музыкальной деятельности и получать удовольствие от занятий, несмотря на физические ограничения.

Работа с родителями также играет важную роль в процессе музыкального воспитания детей с ОВЗ. Родители должны быть вовлечены в музыкальные занятия и поддерживать интерес ребенка к музыке в домашних условиях. Музыкальный руководитель может организовать совместные музыкальные мероприятия, где родители и дети будут вместе исполнять песни или играть на инструментах. Это не только укрепляет связь между ребенком и родителем, но и помогает ребенку чувствовать поддержку со стороны семьи.

Таким образом, работа музыкального руководителя с детьми с ОВЗ требует индивидуального подхода и адаптации методов обучения под потребности каждого ребенка. Музыкальные занятия способствуют развитию моторики, коммуникативных навыков, эмоциональной сферы и социального взаимодействия, что делает музыку важным элементом коррекционной работы и инклюзивного образования.

 

Список литературы

1. Бузакова А. И., Гросул А. В. Музыкальное воспитание детей с овз в условиях реализации ФГОС ДО // В сборнике: Научное и образовательное пространство: перспективы развития Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. – 2018. – С. 46-48.

2. Вилегжанина И.В. Формирование музыкальных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОО// Дошкольная педагогика.- 2016. №2.- с.46-48. 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×