Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Особенности работы над дикцией в хоровом коллективе хоро | Яна Владимировна Коверова. Работа №329608

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Дикция является основным средством донесения до слушателей поэтического текста хорового произведения. Под хорошей дикцией подразумевается четкое и легкое произношение, чистое звучание каждой гласной и согласной в отдельности, а так же слов и фраз в целом. Ясность и чёткость произношения слов и даже отдельных слогов в большей мере зависит от подвижности артикуляционного аппарата певца (рот, губы, язык, мягкое и твёрдое нёбо). Поэтому при работе над дикцией необходимо тренировать артикуляционный аппарат. Артикуляционный аппарат - это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав - артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных, согласных) называется артикуляцией. Вокальная сторона исполнения, как уже отмечалось, в значительной степени зависит от дикции. «Хорошо сказанное – наполовину спето», - говорил Ф.И.Шаляпин. И дело здесь не только в том, что слово в большинстве случаев выступает равноценным с музыкой компонентом. Хорошее произношение способствует образованию важнейших качеств певческого голоса.

Методическое сообщение на тему:
“Особенности работы над дикцией в хоровом коллективе”
Подготовила: преподаватель хоровых дисциплин
МБУДО ДШИ №1
Коверова Я. В.
Саранск 2024
Пение - самый доступный исполнительский вид музыкальной деятельности ребенка. Детский хор - особый исполнительский инструмент, это живой организм, который постоянно растет и изменяется.
В отличии от инструментальной музыки хоровые произведения обогащены словом. Оно помогает слушателю понять замысел композитора и образы произведения.
В вокальной музыке, являющейся синтезом музыки и слова, происходит взаимное обогащение: если слово конкретизирует мысли, то музыка, эмоционально окрашивает слова, может усиливать, расширять и углублять мысли, заключённые в них.
Музыка… - язык души, непосредственное выражение самых глубоких тайников чувства, которые недоступны для всех прочих способов выражения… - писал критик А.Н. Серов.
Главной особенностью работы с детским хором является сочетание обучения развития музыкальных способностей, певческих навыков, музыкального воспитания (сознательное отношение к искусству, любовь к музыке, пению, расширение кругозора) и непосредственно исполнительства. Процесс работы с детьми над хоровым произведением всегда связан с кропотливой работой над формированием основных певческих навыков, дыхания, звукообразования, дикции и артикуляции.
Дикция является основным средством донесения до слушателей поэтического текста хорового произведения. Под хорошей дикцией подразумевается четкое и легкое произношение, чистое звучание каждой гласной и согласной в отдельности, а так же слов и фраз в целом. Ясность и чёткость произношения слов и даже отдельных слогов в большей мере зависит от подвижности артикуляционного аппарата певца (рот, губы, язык, мягкое и твёрдое нёбо). Поэтому при работе над дикцией необходимо тренировать артикуляционный аппарат. Артикуляционный аппарат - это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав - артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных, согласных) называется артикуляцией.
Принято различать три вида произношения: бытовое, сценическая речь и певческое. Певческую речь принято использовать в вокальных и хоровых произведениях. Исполнителям необходимо одновременно петь и произносить слова. Характер певческой дикции зависит от характера музыки и содержания произведения. При исполнении распевных произведений текст произносится мягко, в маршевых - скандировано, твёрдо. При исполнении быстрых произведений следует слова произносить легко, "близко", облегчать силу звука.
Кроме того, необходимо знать и практически применять правила культуры речи - орфоэпии (верное ударение в слове, правильное произношение гласных и согласных), правила логики речи (выделение основного, ударного слова, несущего логическое ударение, помогающее понять мысль, смысл фразы).
Существуют правила певческой орфоэпии:
"Во время пения нужно правильно открывать рот, четко работать мышцами губ и языка, ясно и определённо формировать гласные с одновременным округлением их звучания - "а" приближая к "о", "е" к "э", "и" к "ы", "ю" к "у"; чётко, несколько утрированно произносить согласные.
"Гласные должны звучать широко, напевно, а согласные - чётко, коротко, энергично. Следует помнить также, что согласные, которыми заканчивается слог или слово, должны переносится к следующему слогу или слову (тем самым даётся возможность больше распевать гласные); что одинаковые гласные, встречающиеся в конце одного и в начале другого слова, поются раздельно; что согласные звуки в конце слова произносятся ясно, чётко, что ударные слоги в словах пропеваются несколько громче, чем безударные.
"Особенно внимательно следует относится к пению безударных окончаний. Наконец, слова надо произносить в соответствии с общепринятым литературным произношением, а не с их правописанием.
"Логика речи - необходимо выделить главные слова, несущие основную смысловую нагрузку, а потому ударные и второстепенные слова в пении. Донести смысл каждой фразы.
Певческая орфоэпия отличается от речевой тем, что в вокальной дикции слова ритмически и звуковысотно организованны. Чтобы их пропевать необходимо фиксировать и удерживать на дыхании гласные звуки, на которых и происходит фонация. Здесь огромную роль играет действие языка. Правила певческой орфоэпии:
Пример:
пишется: Ты ря-би-нуш-ка рас-куд-ря-ва-я.
пропевается: Ты ря-би-ну-шка ра-ску-дря-ва-я.
2) Согласные оканчивающие слово, переносятся к началу следующего слова.
Пример:
пишется: Далекий мой друг, твой радостный свет
пропевается: Да-ле-ки-ймо-йдру-ктво-йра-да-сны-йсвет.
3) Есть группа слов, при произношении которых выпадают отдельные согласные.
Пример: Солнце - сонце, поздний - позний.
4) В некоторых словах одни согласные заменяются другими согласными.
Пример: что-што, скучно-скушно, счастье-щастье, дождь-дощь, счет-щет.
5) Сочетание букв тс, произносится как ц
Пример: советский-совецкий.
6) Сочетание букв ться, произносится как цця.
Пример: раздаться-раздацца, перебраться-перебрацца.
7) Окончания его и ого произносятся как ево и ово.
Пример: твоего-твоево, любимого-любимова.
8) Все звонкие согласные переходят в глухие.
Пример: сад-сат, красив-красиф.
9) Две одинаковые рядом стоящие согласные в пении произносятся обычно, как один удлиненный звук.
Пример:
пишется: Как красив этот сад;
пропевается: Ка-ккраси-фэ-то-тсат.
10) В конце слова согласные утрируются (четко произносятся).
Главное правило дикции: полное освобождение артикуляционного аппарата от напряжения. В этом очень хорошо помогают скороговорки. Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас. Ошибочно думать, что при произнесении скороговорок нужно непременно добиваться очень быстрого темпа. Гораздо важнее предельная четкость дикции. Именно на это расчитаны скороговорки. Как и во всей работе над дикцией, к работе над скороговорками нужно подходить индивидуально. При работе над скороговоркой нужно, прежде всего, разобраться в ее содержании, точно знать, что я хочу сказать этим текстом. Самые трудные слова нужно произносить по нескольку раз в медленном темпе до тех пор, пока они не зазвучат легко, свободно, без напряжения и осмысленно. Произносить скороговорки надо в двух или трех темпах. В работе над дикцией всегда используют игровой метод. Скороговорки, оформленные музыкальной мелодией, запоминаются и произносятся детьми лучше.
Пример. Ужа ужалила ужица, ужу с ужицей не ужится. Уж от ужаса стал уже, ужа ужица сьест на ужин.
Иногда певцы усердно пропевают каждый слог текста, не выделяя ударные слоги, такое слоговое пение невыразительно, однообразно, лишено кантилены. Может исказиться смыл слов. От исполнителей требуется умение смягчить (стушевать) неударные слоги, особенно если неударный слог приходится на более высокий звук, нежели ударный.
Тембр у детей чрезвычайно неровен, что наиболее ярко проявляется в пёстром звучании гласных.
Гласные звуки - основа пения, на них вырабатываются все вокальные качества голоса и вокальная техника. Добиваться у учащихся правильного формирования различных гласных нужно постепенно. Сначала следует больше использовать такие гласные, при которых хорошо раскрывается глотка, звук льётся свободно, ненапряжённо. Предпочтение отдаётся гласномуУ. При этом гласном ротовая полость и глотка раскрыты широко, пение совершается как бы на зеве. Кроме тогоУосвобождает голос от неприятного носового призвука. Пропевание песен и упражнений на гласныеУ-Юпоможет в выработке высокой позиции, мягкого звучания, отличного унисона и ансамбля. В достижении высокой позиции особенно велико значение пения закрытым ртом.
Следующим гласным, имеющим большое значение в вокальном воспитании, является гласныйО. Этот звук не требует округления и при нем глотка хорошо открыта. Пение упражнений наО и Ёпоможет выработать округлое, красивое звучание. Далее полезно перейти к работе над звукомИ. Он требует приближения кЮилиЫ, помогает найти ощущение близкого и яркого звучания для всех других гласных, заставляет интенсивно работать голосовые связки и дыхание, как и звукУ. И, наконец, последняя гласная, над которой следует работать, это гласнаяЕ. При ее звукообразовании глотка резко уменьшается, в активную работу включается язык. Все гласные должны звучать одинаково красиво, при постоянном положении гортани.
Особо остановимся на значении русских народных песен для воспитания навыка красивого пения гласных. Во многих народных мелодиях встречаются характерные распевы на разных гласных. На эти-то образцы и следует обратить внимание. Распев, распевание - это и есть главное, на чём зиждется русская вокализация и русское голосоведение, а если глубже вслушаться, то и всё русское в музыке, - писал замечательный хормейстер А. Д. Кастальский. Дети любят песни с распевами, но следует обратить специальное внимание на точное исполнение нескольких нот на один гласный, чтобы хорист не проглатывал и не смазывал их. Распевы - замечательная школа вокального мастерства. Они помогут добиться большей напевности, льющегося протяжного звука.
Большое значение для правильности дикции в пении имеют согласные звуки и их взаимодействие с гласными. Одни согласные произносятся с участием голосовых связок, другие - при помощи пропускания струи воздуха между языком и нёбом, языком и зубами. Согласные, которые произносятся с участием голосовых связок, благоприятны в вокальном отношении (б, в, г, д). Поэтому тексты песен, содержащие большое количество таких согласных являются в пении наиболее удобными. Важное значение в работе над дикцией и звучанием детского хора имеет применение слогов, состоящих из различных сочетаний гласных и согласных.
При произношении одних согласных необходимо движение языка (например р, т, д), другие вызывают утечку воздуха (ш, ж), третьи требуют значительного выдоха (в, ф, з). С одной стороны согласные очень важны для ясности речи, с другой - часто нарушают устойчивость гортани и нормальную работу дыхания. Согласные должны произноситься не только чётко и ясно, но и чрезвычайно кратко и энергично. Чтобы добиться лёгкости в произношении согласных в работе над дикцией и артикуляцией полезно пение народных прибауток, построенных в основном на одном - двух звуках: Барашеньки, Андрей - воробей, Дин - дон и другие. Учащиеся должны утрированно произносить многие согласные, особенно р. Согласные вместе с соответствующими гласными помогают точному интонированию. Вот почему так удобно петь упражнения на слоги ди, мо, ле, ку, ма, зи и т.д. Сочетание гласных у, о с согласными (например слоги ку, гу) даёт наибольший эффект в борьбе с белым звуком, плоским, открытым звучанием. При выработке звонкого, светлого звука наибольший эффект достигается применением гласных и, е с согласными (например слоги ди, ле, зи).
Характер певческой дикции зависит от характера музыки, содержания произведения. При исполнении распевных произведений текст произносится мягко, в маршевых - скандировано, твёрдо. В драматических произведениях, торжественных гимнах слова произносятся значительно, при более крупной артикуляции. При исполнении быстрых произведений следует слова произносить легко, близко, облегчать силу звука. Движение артикуляционного аппарата при этом минимальное.
Вокальная дикция требует повышенной активности артикуляционного аппарата. Все певцы хора должны овладеть навыком единообразной артикуляции. Нарушение ритмического ансамбля и отсутствие единых принципов произношения ведёт к заглушению слова, к плохой хоровой дикции. Серьёзная работа над дикцией освободит и разовьёт весь артикуляционный аппарат детей, который у них часто бывает крайне вял и пассивен. Внимание к выразительности слова наряду с напевностью и всегда в связи с содержанием данного произведения поможет учащимся добиться хороших результатов в повышении вокального мастерства.
ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ ДИКЦИЯ.
Работая с хоровым коллективом над дикцией, хормейстеры стараются научить певцов как можно чётче и яснее произносить согласные. Это в какой-то степени правильно, потому что четкие согласные — одно из обязательных условий ясного произношения текста. (Кроме того, следует заметить, что чётко произнесенные согласные способствуют вокально правильному формированию гласных). Однако, если посмотреть на практические результаты такой работы, то приходится признать, что часто многие слова остаются непонятными.
Почему же это происходит?
Потому, что в таких случаях дикция понятна традиционно-примитивно, то есть только как чёткое произношение согласных, что на практике оказывается недостаточным.
Вокально-хоровая дикция подразумевает четкое, с соблюдением орфоэпических норм произношения согласных и гласных, культуру речи и соблюдение законов и правил логики речи.
Следует указать, что у некоторых руководителей хоров и певцов существует определенная недооценка роли литературного текста в восприятии произведения слушателями. Это серьезная ошибка. Нельзя забывать, что именно слово помогает понять конкретные мысли хорового произведения.
Актер или чтец, работая над дикцией, обычно уже имеет
познания в области орфоэпии, культуры и логики речи, которые он получил, изучая сценическую речь.
Участник хора должен одновременно приобретать и практически применять указанные выше знания об элементах речи, без которых слово в пении не будет действенным.
Литературный текст поступает в распоряжение актера в своём первозданном виде, то есть просто как написанные слова, и, работая над текстом, актер сам находит темп, тональность, мелодию речи, паузы, логику фраз и т. д. В результате получается то, что Станиславский определяет словами: Если автор сказал, что случилось, то актер должен сказать, как это случилось.
Совсем иное положение у хора. Певцы получают произведение, где литературный текст прочитан, а значит, продуман, понят и прочувствован композитором. Композитор уже нашёл и передает певцам хора определенные темп, тональность, мелодию, паузы, логику музыкальной речи,подчёркнутые ударные слова (вершины музыкальных фраз).
Следовательно, многое из того, что актер при работе над текстом ищет и намечает сам, певцы получают в готовом виде.
Руководителю хора при работе над музыкальным произведением легче, за него уже многое сделано композитором, но могут встретиться и определенные трудности. Главная из них — различное понимание литературного текста.
Перед исполнителем хоровой музыки встаёт задача правильно прочесть и передать этот текст.
Когда участники хора знают идею, сюжет произведения, усвоили, как орфоэпически правильно произносится в данном тексте, в каждой его фразе тот или иной звук речи, они начинают работать нал дикцией.
РАБОТА НАД ГЛАСНЫМИ.
Голосовые связки, язык, губы, мягкое небо, маленький язычок и нижняя челюсть являются активными звукообразующими органами, а зубы, твердое небо и верхняя челюсть — пассивными. Все вместе они образуют артикуляционный аппарат.
Хорошая дикция зависит от четкой работы речевого аппарата, от его натренированности и, возможна лишь при том условии, если этот аппарат здоров, нормально устроен и правильно функционирует.
Недостатки в работе речевого аппарата бывают органическими и неорганическими. Первые из них исправляются лечебным путем; вторые же, наиболее часто встречающиеся (картавость, шепелявость и т. д.), — путем специальных упражнений.
В русском языке шесть гласных —и, э, а, о, у, ы.
При произнесении гласных воздух свободно проходит через полость рта. Эти звуки образуются только голосом, причем каждый из них требует определенного положения рта, губ, языка. Форма рта, присущая данному гласному звуку, должна быть точной и неизменной до конца его протяженности.
И— исполняется следующим образом, - рот раскрыт слегка, растянутые губы соприкасаются с зубами, кончик языка касается нижних зубов.
Э— исполняется следующим образом, - губы растянуты, язык, имеющий несколько выпуклую форму, лежит на нижних зубах и подается вперед.
А — исполняется следующим образом, - язык лежит плоско с продольным углублением в спинке, касаясь кончиком нижних зубов, губы образуют большой овал.
О — исполняется следующим образом, - губы выдвинуты немного вперед и имеют округлую форму, язык несколько приподнят у корня.
У— исполняется следующим образом, - губы значительно выдвинуты вперед, язык отодвинут назад и в задней своей части высоко приподнят к мягкому небу.
Ы — исполняется следующим образом, - губы слегка растянуты, язык оттянут назад и кончик его приподнят, нижняя челюсть слегка выдвигается вперед.
Усваивая правильную артикуляцию гласных, мы тем самым совершенствуем голос, ибо его звучание в значительной мере зависит от положения частей артикуляционного аппарата на гласных звуках.
В русской речи очень важно правильное ударение в слове. Оно может падать на разные слоги. Слог, на который падает ударение, называется ударным. Гласная, находящаяся в этом слоге, также называется ударной. Следует помнить, что в слове, каким бы длинным оно ни было, может быть толькоодин ударный слог. Неправильность произношения часто зависит от неверной постановки ударения, от лишнего количества ударений, а также от искажения безударных гласных.
Чёткое произношение согласных в хоровом пении требует большой и упорной работы, особенно потому, что при коллективном произношении их необходимы одновременность, единообразие, четкость. Одновременность произношения согласных— одноизосновных условий достижения ритмического ансамбля.
При произношении звонких согласных в пении чрезвычайно важно обратить внимание на их звонкость, то есть на участие в них голоса. Их звучание в пении должно иметь совершенно определенную высоту. Есть правило: звонкая согласная интонируется на высоте следуемой за ней гласной. Например, если гласныйав слогемазвучит, допустим, на высотедо2,то и согласныйм,хотя и кратко звучащий, должен интонироваться на высоте той же ноты. Невыполнение этого правила ведет в хоровой практике к так называемым подъездам, то есть звонкая звучит на какой-то неопределенной высоте (обычно ниже), а затем при переходе на гласную голос скользит (обычно вверх) на нужную для звучания гласной высоту.
Работать над произношением согласных нужно только в соединении их с гласным и, вводя их в слоги:ми, до, ла, вои т. д. Тренироаться можно путём проговоривания или пропевания слогов и слов. В хорах с небольшим опытом следует при пропевании подчеркнуто произносить согласные, обращая внимание на правильность их артикуляции, особенно на запирающие звук,-б, п, в, ф, д, тим, н, р, л,(очень важен звук -р).
В более опытных хорах можно проговаривать текст. (В начинающих коллективах это иногда приводит к искаженному пению хоровых партий, особенно тех, что исполняют не основную мелодию.) Проговаривать текст можно без соблюдения ритмического рисунка и соблюдая его. В случаях кантилены говорить с переносом согласных:не шу-мшу-ми-тне-гро...и т. д. На отдельные трудные согласные полезно петь специальные упражнения:вы, вэ, ва, во, ву — ви, ее, её, ею; ры, рэ, ра.ро, ру-ри, ре, ря, рюи т. д.
Дикция зависит и от характера произведения. В сочинениях героического плана произношение согласных сильное, более подчеркнутое, в лирических — более мягкое.
ЛОГИКА В РАБОТЕ НАД ДИКЦИЕЙ.
Одним из важнейших элементов русского литературного произношения (культуры речи) является ударение. В слове, как уже отмечалось, может быть только одно ударение. Это правило целиком сохраняет свою силу и в пении. Два и даже более ударений и слове получаются от неумения певцов смягчить безударный слог, попадающий на сильную долю такта, или от неумения снять ударение с безударного слога, приходящегося на более высокую ноту, чем ударный. Это явление значительно затрудняет понимание слушателями смысла текста.
Один из важнейших элементов хоровой дикции — соблюдение правил и положений логики при пении литературного текста хорового произведения.
С чего же начинать работу над литературным текстом?
Прежде всего необходимо сделать его анализ, логический разбор. Нужно внимательно и вдумчиво прочесть текст, понять образы, сюжет произведения, определить его идею. Для этого очень полезно познакомиться с биографией автора, с эпохой, в которую он жил и творил, изучить его творчество, отзывы критиков о нем.
Чтобы выразительно читать (а в дальнейшем и петь) текст, требуется основательно проникнуть в него, овладеть им. В целостном по значению отрезке речи между двумя паузами, называемом речевым тактом, обязательно должен быть центр этого такта, то есть главное, наиболее важное по смыслу слово, которое уточняет и добавляет к уже известным по тексту фактам новые понятия. Этот центр, то есть слово, позволяющее понять смысл сказанного, называется логическим центром, ударным словом — словом, несущим на себе логическое ударение. Определить такие логические центры, ударные слова — вот важнейшая задача в работе над текстом. От выделения ударных слов зависит смысл фразы. Неправильный перенос логического ударения на то или иное слово иногда совершенно меняет смысл. Ударным в каждой фразе будет то слово, которое лучше поможет донести до слушателей сюжет, идею произведения.
Огромное значение в хоровой музыке имеет определение в тексте пауз (цезур), необходимых для взятия дыхания. Никогда не следует забывать, что всякая пауза, независимо от того для чего она делается, так или иначе влияет на восприятие слушателями мыслей исполняемого произведения. Руководителю хора необходимо помнить, что в хоре цепное дыхание позволяет сделать паузу (для взятия дыхания) в любом месте произведения. Пауза является одним из средств выразительности и поэтому требует умелого и осторожного обращения с ней.
Первым и основным в логике при работе над дикцией является определение ударного слова в фразе, помогающего донести до слушателя её основную мысль. Если в разговоре нетрудно выделить ударное слово, то в пеним это сделать сложнее, потому что здесь слоги в слове и слона в фразе, особенно в кантиленной, гораздо дальше отстоят друг от друга по времени звучания. Станиславский говорил: При пении певец обычно мыслит не фразами, а словами или даже слогами. Обращаясь к певцам, он подчеркивал: Пойте мысль! Об этом не следует забывать.
В хоровых произведениях бывают моменты, когда разные голоса поют одновременно разный текст. Если все слова в такие моменты будут произноситься одинаково ясно, то текст окажется недоступен слушателям. В таких случаях применяется приём, называемый слововедение. Голоса, которые поют текст полностью (двигают сюжет), произносят их чётко, ясно; голоса же, которые поют слова частично, неполностью (не двигают сюжета), произносят их неясно, нечётко (мнут текст). Таким образом, сохраняется музыкальная ткань звучания, а до слушателей доходит текст, который произносится четко и ясно.
Таковы некоторые основные моменты сложной и кропотливой работы над дикцией в хоровом коллективе. Вокальная сторона исполнения, как уже отмечалось, в значительной степени зависит от дикции. Хорошо сказанное – наполовину спето, - говорил Ф.И.Шаляпин. И дело здесь не только в том, что слово в большинстве случаев выступает равноценным с музыкой компонентом. Хорошее произношение способствует образованию важнейших качеств певческого голоса.
Список литературы
Б.Г.Тевлина. Работа с хором (методика, опыт), профиздат,
1972 г.
Г.А.Дмитревский. Хороведение и управление хором, музгиз, 1957 г.
Д.Л.Локшин. Работа в хоре, профиздат, 1964 г.
П.Г.Чесноков Хор и управление им, музгиз, 1952 г.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×