Особенности работы организации в кризисных ситуациях | Беломесяцева Алина Викторовна. Работа №322329
Кризисная ситуация в работе организации – одна из серьёзных форм нарушения ее экономического равновесия, выражающаяся в течение жизненного цикла в противоречии между финансовым потенциалом и необходимым объёмом средств. Этот процесс формируется под воздействием разных факторов и несёт опасные потенциальные угрозы для успешной работы.
Исследование содержит анализ теоретических и практических основ совершенствования управления деятельностью организации в кризисных ситуациях (на примере ООО «ГЛОБУС»). В работе проанализированы сильные и слабые стороны в работе предприятия, определены направления совершенствования деятельности организации в кризисных ситуациях.
Исследование и совершенствование управления деятельностью организации в кризисных ситуациях (на примере ООО «ГЛОБУС»)
Х.Д. Студенткина
*Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Аннотация. Факторы внешней и внутренней среды постоянно меняются. Они оказывают существенное воздействие на рабочие процессы в организациях. В этой связи появляется вероятность появления кризиса в работе организации, которая может выражаться в разных ситуациях.
Кризисная ситуация в работе организации – одна из серьёзных форм нарушения ее экономического равновесия, выражающаяся в течение жизненного цикла в противоречии между финансовым потенциалом и необходимым объёмом средств. Этот процесс формируется под воздействием разных факторов и несёт опасные потенциальные угрозы для успешной работы.
Исследование содержит анализ теоретических и практических основ совершенствования управления деятельностью организации в кризисных ситуациях (на примере ООО «ГЛОБУС»). В работе проанализированы сильные и слабые стороны в работе предприятия, определены направления совершенствования деятельности организации в кризисных ситуациях.
Ключевые слова: кризисы, кризисная ситуации, стратегии, функционирование, управление, организация, сильные и слабые стороны, антикризисное управление.
Research and improvement of the management of the organization's activities in crisis situations (on the example of GLOBUS LLC)
by H.D. Studentkin
*Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky, Kaluga
Annotation. The factors of the external and internal environment are constantly changing. They have a significant impact on the work processes in organizations. In this regard, there is a possibility of a crisis in the work of the organization, which can be expressed in different situations.
A crisis situation in the work of an organization is one of the serious forms of disruption of its economic equilibrium, expressed during the life cycle in a contradiction between the financial potential and the necessary amount of funds. This process is formed under the influence of various factors and carries dangerous potential threats to successful work.
The study contains an analysis of the theoretical and practical foundations for improving the management of an organization's activities in crisis situations (using the example of GLOBUS LLC). The paper analyzes the strengths and weaknesses in the work of the enterprise, identifies areas for improving the organization's activities in crisis situations.
Keywords: crises, crisis situations, strategies, functioning, management, organization, strengths and weaknesses, crisis management.
Кризисная ситуация в работе предприятия представляет процесс, действие которого детерминировано во времени. Данное состояние характеризуется стадиями, определяющими дифференциацию антикризисного управления на разных этапах возникновения в организации. Кратковременные временные границы данного процесса определяют периодом от начала кризиса до его решения.
Кризисная ситуация является неминуемой практически в любой организации. При этом кризис рассматривается не только как негатив, а также и как значимый процесс, несущий мотивацию для дальнейшего развития организации [2].
Основная форма проявления кризисных ситуаций в организации –разбалансирование баланса в экономической работе, что характеризуется:
- утратой платёжеспособности;
- снижением экономической устойчивости;
- рядом прочих характеристик, обеспечивающих экономическую безопасность компании в ходе её развития.
При учёте приведенных выше показателей, собираются данные по кризисной ситуации в организации, направленные на восстановление экономической безопасности и равновесия. Кризисная ситуация в работе организации выражает нацеленность экономических противоречий, выражающихся в проблеме фактического состояния экономического потенциала и потребности в финансах. Данный процесс выражает обстановку когда потенциал экономической динамики исчерпан и не дает возможность в полной мере обеспечить развитие, функционирование организации в масштабе конкретной ситуации [5].
Далее рассмотрим процесс совершенствования управления деятельностью организации в кризисных ситуациях на примере ООО «ГЛОБУС» г. Калуга. Предприятие расположено по адресу: 248017, Калужская область, город Калуга, Московская ул., д. 289. Основной вид деятельности: Торговля оптовая неспециализированная (46.90) [4].
Схема организационной структуры ООО «ГЛОБУС» представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Схема организационной структуры ООО «ГЛОБУС»
Таким образом, мы видим, что на предприятии присутствует линейная структура управления. Плюсы системы управления: разделение труда; единоначалие; норма управляемости; иерархия целей; единство направления; делегация полномочий. Минусы – слабая обратная связь; барьеры в коммуникации могут быть связаны со следующими факторами.
По состоянию на конец 2021 г. среднесписочная численность сотрудников ООО «ГЛОБУС» составила 16 человек.
Процессом антикризисного управления на предприятии занимается отдел маркетинга: маркетолог под управлением руководителя отдела маркетинга. Также, в анализе касаемо финансового состояния предприятия принимает участие бухгалтер. В настоящее время антикризисное управление в ООО «ГЛОБУС» сводится к следующему:
- проведение анализа: SWOT;
- анализ динамики валового финансового результата и финансового результата предприятия;
- разработка улучшающих мероприятий по итогу анализа.
Приведенные выше мероприятия проводятся 1 раз в год.
Динамика валового финансового результата и финансового результата от продаж проиллюстрирована на рисунке 2.
Таким образом, мы видим, что сальдо прочих доходов и расходов ООО «ГЛОБУС» продемонстрировало положительную динамику. ООО «ГЛОБУС» работает, получая положительный финансовый результат до налогообложения.
Рисунок 2 – Динамика валового финансового результата и финансового результата от продаж ООО «ГЛОБУС» за 20192021 гг. (тыс. руб.)
Далее приведем итоги SWOT-анализа ООО «ГЛОБУС». Факторы представим в таблице 1.
Вероятностные оценки (появления ситуаций) определяются экспертно в диапазоне от 0 до 1. Вероятность появления ситуации для текущего периода = 1. Параметр «Сила изменения» оценивается экспертно в баллах, значение устанавливается со знаком «минус», если влияние тенденции отрицательное, или со знаком «плюс», если влияние положительное. Факторы делятся на две группы: возможностей (позитивное влияние, высокая оценка влияния) и угроз (негативное влияние, высокая оценка влияния). Оценка влияния = произведение вероятностей и силы изменения.
Таблица 1 – SWOT-анализ ООО «ГЛОБУС»
Факторы внутренней среды
Уровень
проявления
Важность для формирования антикризисного управления
Итого
1) Высокая эффективность работы сети за счет высокой прибыли.
+3
0,12
0,36
2) Широкий ассортимент услуг
+5
0,09
0,45
3) Сильный управленческий состав сети
+4
0,09
0,36
4) Постоянное пополнение ассортиментного ряда
+3
0,04
0,12
5) Хорошо разработанная система скидок
+2
0,1
0,2
6) Доступные цены на услуги
+1
0,085
0,085
7) Комплексность предоставляемых услуг
+4
0,095
0,38
8) Слабая материально-техническая база
- 4
0,06
- 0,24
9) Невысокий уровень квалификации отдельных сотрудников
- 3
0,065
- 0,195
10) Большая нагрузка на сотрудников
- 3
0,07
- 0,21
11) Смена сотрудников, что приводит к постоянной необходимости их аттестации и стажировки
- 3
0,08
- 0,24
12) Отсутствие сформированного кадрового резерва
- 2
0,02
- 0,04
13) Слабые международные связи, которые пока мешают развитию сети в странах СНГ и ближнего зарубежья
- 2
0,085
- 0,17
14) Слабая система управления качеством
-2
0,08
-0,25
Итого
1,08
0,61
Таким образом, по результатам SWOT-анализа ООО «ГЛОБУС» при разработке антикизисной стратегии необходимо учесть, что наибольшую угрозу представляют конкурентные факторы и проблемы в действующей системе качества, а также отсутствие работы с персоналом и мотивирующих мероприятий.
Также, следует учитывать современную экономическую ситуация, которая образовалась в условия специальной военной операции с начала 2022 г., введенные санкционные ограничения, безусловно, сказываются на платежеспособности и выборе предприятий для получения товаров у услуг: предпочтение отдается предприятиям, предлагающим качественные товары и услуги по доступным ценам.
Таким образом, для совершенствование управления деятельностью организации в кризисных ситуациях может быть рекомендовано:
- усилить процесс управления качеством и внутренний контроль;
- внедрить программу корпоративного обучения и изучения стандартов качества для повышения квалификации и экспертности каждого сотрудника.
Далее более подробно рассмотрим каждое из приведенных выше направлений.
Для усиления процесса управления качеством и внутреннего контроля рекомендуется:
1. Внедрить практику регулярного анализа возможных рисков для компании (не реже 1 раза в месяц –на сегодня подобные мониторинги проводятся в компании 1 раз в квартал).
2. Усовершенствование и дополнение контрольных процедур, которые включают в себя:
- анализ Бизнес-процессов, рисков и направлений внутреннего контроля;
- оценка эффективности организации существующих контрольных процедур (проверка достаточности организации контрольной процедуры для предупреждения, ограничения и предотвращения Рисков Бизнес-процессов);
- разработка новых или обновление существующих контрольных процедур;
- формализация контрольных процедур через нормативные документы;
- разработка и поддержание инфраструктуры системы внутреннего контроля (матрица контролей – перечень описаний контрольных процедур, выполняемых в Бизнес-процессах, относительно перечня присущих Рисков).
3. Распределение обязанностей и полномочий субъектов системы управления качеством и внутреннего контроля следующим образом:
Руководитель отдела маркетинга ООО «ГЛОБУС»: разрабатывает, анализирует общекорпоративную стратегию, осуществляет контроль над ее реализацией.
Генеральный директор: контролирует надежность и эффективность функционирования системы управления качеством и внутреннего контроля, включая оценку эффективности процедур и подготовку предложений по их совершенствованию.
Руководители Структурных подразделений: реализуют и обеспечивают контроль выполнения процессов системы управления качеством и внутреннего контроля в подотчетном Структурном подразделении.
Работники предприятия: исполняют обязанности в области управления качеством и внутреннего контроля в соответствии с должностными инструкциями.
4. Внедрение инновационной технологии управления системой качеством. Из-за быстро меняющихся правил бизнеса, сложной экономической и геополитической ситуации, ужесточения законодательства, появления новых технологий, изменений запросов общества на первый план сегодня выходят вопросы, связанные с совершенствованием корпоративных систем управления рисками. Один из факторов успешного создания корпоративной системы управления системой качества – использование передовых информационных технологий. Они позволяют не только выявлять и оценивать риски компании, но и оперативно реагировать на любые изменения параметров качества, причем именно оперативность сегодня является ключевой составляющей успеха.
Автоматизация процессов управления качеством позволяет повысить эффективность работы за счёт осуществления качественного и прозрачного управления системой качества, снижения влияния человеческого фактора, повышения культуры управленческих рисков и уровня корпоративного управления.
В качестве основных процессов управления в системе качества, которые можно и нужно автоматизировать в ООО «ГЛОБУС», условно можно рассмотреть следующие:
идентификация рисков;
качественный анализ, количественный анализ в рабочих процессах;
методы управления качеством;
оперативное реагирования на риски;
мониторинг и контроль факторов, влияющих на качество;
требования к автоматизации управления качеством.
Для реализации программы корпоративного обучения сотрудников рекомендовано внедрение специальной обучающей программы, непосредственно в офисе рассматриваемого предприятия. В качестве данной программы рекомендовано внедрить CRM.
«Информационными системами, обеспечивающими эффективную ориентацию на рынок, в настоящий момент являются системы класса CRM (customer relationship management). Данные системы направлены на создание обширной базы постоянных рабочих процессов.
Для передачи отчетности по всем рабочим процессам в ООО «ГЛОБУС» рекомендовано подключить предложенную CRM-программу к электронной почте управленческого состава. Таким образом, любой из участников предприятия сможет получить интересующую его информацию быстро, точно и практически в любое время.
Предложенные выше рекомендации объединим в общий проект. С помощью внедрения проекта появится возможность совершенствования управления деятельностью организации в кризисных ситуациях. Устав проекта представлен в таблице 2.
Таблица 2 – Устав проекта
Название проекта
Совершенствования управления деятельностью организации в кризисных ситуациях
Обоснование инициации проекта
Выявленная потребность в повышении антикризисного управления ООО «ГЛОБУС» на основе эффективной системы управления качеством
Стратегическая цель проекта
Данный проект позволит повысить конкурентоспособность ООО «ГЛОБУС» в соответствии с выявленными выше направлениями
Результаты проекта
1.Улучшение системы управления качеством, что приведет к улучшению общих показателей работы компании.
2. Повышение экспертной сотрудников, что приведет к повышению антикризисного управления компании.
Продукты, необходимые для реализации проекта
1. Корпоративная автоматическая программа управления рисками.
2. CRM-программа для улучшения процесса передачи информации акционерам компании и Совету директоров.
Окружение проекта
Совет директоров; Генеральный директор; Главный инженер; Руководители подразделений.
Ограничения проекта
Нет
Временные рамки внедрения проекта
1 год.
Предлагаемые меры помогут упростить и повысить процесс управления системой качества в компании, а также повысить усовершенствовать систему передачи информации акционерам и совету директоров, что приведет к совершенствованию управления деятельностью организации в кризисных ситуациях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Барсов А. К. Сущность и основы антикризисного управления предприятием // Вестник науки и образования. 2021. №7-1 (110). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-osnovy-anikrizisnogo-upravleniya-predpriyatiem (дата обращения: 12.02.2023).
Брежнева О. В., Валяхметова Л. В. Предпринимательские риски в российской экономике // Мир науки и мысли.
The World of Science and Ideas. 2023.
№1.
URL
:
https
://
cyberleninka
.
ru
/
article
/
n
/
predprinimatelskie
-
riski
-
v
-
rossiyskoy
-
ekonomike
-2 (
дата
обращения
: 13.02.2023).
Грязнов С.А. Теории и модели антикризисного управления // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. №4-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teorii-i-modeli-antikrizisnogo-upravleniya (дата обращения: 10.02.2023).
ООО «ГЛОБУС»
г. Калуга
[Электронные ресурсы].
URL
:
https://www.rusprofile.ru/id/3950758
(дата обращения:
04
.0
3
.2023).
Сударева А. А., Волков Л. В. Превентивное антикризисное управление: определение, особенности, задачи и инструменты // Стратегии бизнеса. 2021. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preventivnoe-antikrizisnoe-upravlenie-opredelenie-osobennosti-zadachi-i-instrumenty (дата обращения: 11.02.2023)
.