Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Особенности работы педагога-психолога с детьми с ЗПР в ДОУ | Плитка Любовь Борисовна. Работа №350207

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Аннотация. В статье рассматриваются основные подходы и методы работы педагога-психолога с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Описаны особенности психического развития детей с ЗПР и ключевые направления психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию эмоциональных и когнитивных затруднений, а также на развитие социально-коммуникативных навыков. Особое внимание уделено индивидуальному и комплексному подходу в работе с каждым ребенком, что способствует его успешной адаптации и подготовке к дальнейшему обучению.

Ключевые слова: задержка психического развития, дошкольное образование, педагог-психолог, индивидуальный подход, эмоциональное развитие, социальная адаптация.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С ЗПР В ДОУ

 

Плитка Любовь Борисовна, педагог-психолог

МБДОУ детский сад № 31 «Солнышко» станицы Березанской муниципального образования Выселковский район

 

Аннотация. В статье рассматриваются основные подходы и методы работы педагога-психолога с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Описаны особенности психического развития детей с ЗПР и ключевые направления психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию эмоциональных и когнитивных затруднений, а также на развитие социально-коммуникативных навыков. Особое внимание уделено индивидуальному и комплексному подходу в работе с каждым ребенком, что способствует его успешной адаптации и подготовке к дальнейшему обучению.

Ключевые слова: задержка психического развития, дошкольное образование, педагог-психолог, индивидуальный подход, эмоциональное развитие, социальная адаптация.

 

Работа с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) в дошкольных образовательных учреждениях требует от педагога-психолога не только глубокого понимания особенностей их развития, но и владения комплексными методиками коррекционно-развивающей работы. Задержка психического развития — это своеобразное нарушение, при котором формирование познавательных и эмоционально-волевых функций происходит с замедлением по сравнению с возрастной нормой. Дети с ЗПР часто испытывают трудности в освоении навыков общения, саморегуляции, в познавательной деятельности и имеют ограничения в социальном взаимодействии. Именно поэтому задача педагога-психолога заключается в поддержке и формировании у таких детей навыков, необходимых для успешной адаптации в детском коллективе и дальнейшем обучении.

Задержка психического развития проявляется в замедленном формировании ряда когнитивных процессов, таких как внимание, память, мышление и восприятие, а также в недостаточной эмоциональной зрелости. Дети с ЗПР, как правило, быстро утомляются, имеют сниженный уровень самоконтроля, испытывают трудности в адаптации к новому окружению и условиям. Психологическая работа с такими детьми требует тщательной диагностики, что позволяет выявить уровень их познавательных, речевых и эмоциональных навыков, а также наметить основные направления коррекционной деятельности. Педагог-психолог, проводя диагностику, анализирует уровень развития ребенка в контексте нормы, обращая внимание на сильные и слабые стороны, что позволяет наметить индивидуальную программу коррекции.

Особое внимание в работе с детьми с ЗПР уделяется развитию эмоционально-волевой сферы, так как именно эмоциональные и поведенческие особенности часто создают трудности в их социальном взаимодействии. Дети с ЗПР испытывают сложности в управлении своими эмоциями, с трудом адаптируются к смене обстановки, легко поддаются негативным влияниям окружающих, что может способствовать появлению агрессивного или замкнутого поведения. В работе с эмоциональной сферой педагог-психолог применяет методы, направленные на развитие у детей умения распознавать и выражать свои чувства, формировать навыки самообладания и эмоциональной стабильности. Для достижения этого используются игровые и арт-терапевтические методы, которые помогают детям осознать свои эмоции и учат их адекватно реагировать на происходящее вокруг.

Одной из приоритетных задач работы с детьми с ЗПР является развитие коммуникативных навыков, так как они часто проявляют трудности в установлении контактов со сверстниками и взрослыми. Дети с задержкой психического развития испытывают затруднения в выражении своих мыслей, им сложно соблюдать социальные нормы и участвовать в коллективной деятельности. Педагог-психолог, работая над развитием навыков общения, учит детей взаимодействовать с другими в ходе совместной игры, деликатно направляет их поведение, помогает формировать позитивное отношение к окружающим и к самому себе. Социальные игры, сюжетные ролевые игры и драматизация — все это эффективные методы, способствующие включению ребенка в коллективную деятельность и формированию у него навыков социального взаимодействия.

Особое значение в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР имеет формирование познавательной активности и когнитивных функций. Педагог-психолог разрабатывает специальные упражнения, направленные на развитие памяти, внимания, воображения, сенсорного восприятия и мышления. Дети с ЗПР нередко проявляют слабую устойчивость внимания, что затрудняет выполнение даже простых заданий. Педагог-психолог помогает таким детям развивать концентрацию и устойчивость внимания через игровые задания, структурированные упражнения, которые мотивируют их на активное участие. Занятия проводятся в форме игры, чтобы поддерживать интерес детей, обучая их навыкам, которые они могут применять в реальной жизни.

Работа с родителями детей с ЗПР является неотъемлемой частью системы психологической поддержки, так как именно семья играет важную роль в адаптации ребенка. Родители должны быть осведомлены о возможностях и особенностях своего ребенка, а также о методах, которые помогут им в домашних условиях развивать его способности. Педагог-психолог проводит консультации, на которых объясняет родителям важность последовательного подхода в воспитании и обучения детей с ЗПР, помогает понять, как справляться с эмоциональными и поведенческими трудностями, возникающими у ребенка. Кроме того, родители получают рекомендации по организации повседневного режима, выборам видов деятельности и игр, которые способствуют общему развитию ребенка и помогают ему справляться с трудностями, возникающими в процессе адаптации.

Комплексный подход, включающий индивидуальные и групповые занятия, работу с родителями и педагогами ДОУ, является основой успешной коррекции задержки психического развития у детей. Групповые занятия дают детям возможность не только развивать когнитивные и эмоциональные навыки, но и учат их строить позитивные отношения в коллективе. Присутствие в группе сверстников позволяет ребенку осваивать новые формы поведения, учит его принимать правила и нормы общения, проявлять инициативу и уважение к другим. В группе дети с ЗПР могут наблюдать за поведением других, что помогает им учиться взаимодействию и лучше понимать, как строить отношения в коллективе.

Таким образом, работа педагога-психолога с детьми с задержкой психического развития в ДОУ требует глубокого знания психолого-педагогических методик и индивидуального подхода к каждому ребенку. Педагог-психолог, применяя разнообразные методы коррекции, способствует развитию у детей с ЗПР навыков, необходимых для успешного общения и учебной деятельности, что создает основу для их дальнейшей адаптации в обществе.

 

Список литературы

1. Коптелова Н. И. Система работы педагога-психолога ДОУ с детьми раннего возраста / Н. И. Коптелова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 16 (411). — С. 430-432.

2. Маслова О. С. Специфика работы педагога-психолога с детьми с особыми образовательными потребностями / О. С. Маслова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 496-497.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×