Особенности работы по развитию связной речи у старших дошкольников с ОНР в группе | Кацалап Татьяна Викторовна. Работа №343808
Аннотация. В статье рассматриваются особенности работы по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) в группе. Описаны методические подходы к организации занятий, направленных на формирование монологической и диалогической речи у детей с речевыми нарушениями. Рассматриваются возможности групповой работы как эффективного способа стимулирования речевого развития, а также представлены рекомендации для учителей-логопедов по созданию условий, способствующих коррекции связной речи у дошкольников с ОНР.
Ключевые слова: связная речь, общее недоразвитие речи, дошкольники, логопедическая работа, речевое развитие.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР В ГРУППЕ
Кацалап Татьяна Викторовна, учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад №181» г. Нижний Новгород
Аннотация. В статье рассматриваются особенности работы по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) в группе. Описаны методические подходы к организации занятий, направленных на формирование монологической и диалогической речи у детей с речевыми нарушениями. Рассматриваются возможности групповой работы как эффективного способа стимулирования речевого развития, а также представлены рекомендации для учителей-логопедов по созданию условий, способствующих коррекции связной речи у дошкольников с ОНР.
Ключевые слова: связная речь, общее недоразвитие речи, дошкольники, логопедическая работа, речевое развитие.
Развитие связной речи является одной из ключевых задач в работе логопеда с детьми старшего дошкольного возраста, особенно если речь идет о детях с общим недоразвитием речи (ОНР). Связная речь формирует основу для дальнейшего успешного обучения ребенка в школе, так как она включает в себя не только способность к четкому выражению мыслей, но и навыки логического построения высказываний. Для детей с ОНР развитие связной речи часто затруднено из-за проблем с лексико-грамматическим строем и фонематическим восприятием. Эти дети нуждаются в систематической логопедической помощи, чтобы научиться выражать свои мысли последовательно и понятно. Работа по развитию связной речи в группе открывает новые возможности для коррекционной работы, позволяя интегрировать речевые упражнения в коммуникативную среду.
У старших дошкольников с ОНР наблюдаются специфические трудности в области связной речи, такие как неспособность построить связный рассказ, использование простых, нераспространенных предложений и ограниченный словарный запас. У таких детей нарушена способность к структурированию высказываний, что затрудняет выражение сложных мыслей и последовательность изложения. Основной задачей логопеда в данном случае становится формирование у детей навыков монологической и диалогической речи. Эти навыки включают в себя умение пересказывать услышанный текст, составлять рассказы по картинкам или на основе личного опыта. Дети с ОНР зачастую испытывают затруднения на всех этапах этого процесса: от выбора слов до правильного их использования в грамматически корректных предложениях.
Работа по развитию связной речи у детей с ОНР требует индивидуального подхода и учета уровня речевого развития каждого ребенка. Важно понимать, что связная речь у таких детей формируется медленнее, чем у их сверстников с нормальным речевым развитием. Однако логопедическая работа в группе, если она грамотно организована, может стать мощным стимулом для развития речевой активности у дошкольников. Она позволяет включить ребенка в коммуникативное взаимодействие с другими детьми, что способствует развитию навыков общения и выстраиванию более связных и осмысленных высказываний.
Групповая форма работы с детьми с ОНР обладает рядом преимуществ по сравнению с индивидуальными занятиями. В группе у детей есть возможность участвовать в общении с другими сверстниками, что стимулирует их речевую активность. Они наблюдают за речью других детей, учатся выстраивать диалоги, реагировать на вопросы и формулировать ответы. Логопед, в свою очередь, создает речевые ситуации, которые побуждают детей к использованию разнообразных языковых средств, что способствует обогащению их словарного запаса и развитию грамматического строя речи.
Примером такой работы может быть игра в "режиссера", когда один ребенок рассказывает историю, а другие дети пытаются ее разыграть или пересказать с добавлением новых деталей. Подобные речевые игры способствуют развитию воображения и стимулируют детей к созданию связных высказываний. Другая форма групповой работы — это рассказывание историй по серии картинок. Логопед может задавать детям наводящие вопросы, побуждая их к более полному описанию происходящего на изображении и последовательному изложению сюжета. Такие задания помогают детям строить причинно-следственные связи и выстраивать логическую последовательность событий.
Кроме того, групповая работа способствует развитию диалогической речи. Дети учатся задавать вопросы, поддерживать разговор, выражать свои мысли более развернуто, что особенно важно для детей с ОНР, у которых часто наблюдается затруднение в построении диалогов. В групповой работе диалог является естественным процессом, в ходе которого дети перенимают речевые модели и учатся более активно включаться в общение.
Для успешного развития связной речи у детей с ОНР логопедам важно использовать разнообразные методические приемы, направленные на постепенное усложнение речевых задач. Одним из таких приемов является поэтапное развитие у детей навыков построения текста — от простых пересказов коротких текстов до самостоятельного составления более сложных рассказов. Важно использовать разнообразные источники информации, такие как книги, картинки, видеофрагменты, чтобы стимулировать детей к обсуждению и созданию собственных рассказов.
Логопедическая работа с детьми с ОНР также должна включать формирование у них понимания структуры текста: начало, развитие и завершение действия. Например, в ходе обсуждения картинок или текста логопед может задавать вопросы, которые побуждают детей задуматься о последовательности событий и их логической связи. Это помогает детям осознавать структуру текста и переносить этот навык на свои собственные высказывания. Еще один важный аспект работы — это закрепление навыков использования различных речевых средств: синонимов, антонимов, прилагательных, что способствует обогащению связной речи и делает ее более выразительной.
Работа над развитием связной речи также должна включать элементы самоконтроля. Дети с ОНР часто не замечают своих речевых ошибок и не могут самостоятельно их исправить. Поэтому важно учить их анализировать собственные высказывания, задавать вопросы к своему тексту, проверять, насколько он понятен окружающим. Например, логопед может предложить ребенку пересказать текст еще раз, обращая внимание на недостающие детали или исправляя грамматические ошибки.
Особенности работы по развитию связной речи у старших дошкольников с ОНР требуют от логопеда использования комплексного подхода, который включает как индивидуальные, так и групповые занятия. Групповая работа, при правильной организации, становится важным инструментом, способствующим развитию у детей навыков диалогической и монологической речи. Коррекционная работа должна быть направлена на постепенное усложнение речевых задач, формирование навыков самоконтроля и использование разнообразных методических приемов, позволяющих детям лучше усваивать структуру текста и развивать свои речевые способности.
Список литературы
1. Никитина Е. Г. Особенности совместной работы учителя-логопеда и воспитателя по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / Е. Г. Никитина // Молодой ученый. — 2022. — № 34 (429). — С. 111-114.
2. Фролова А. Н. Формирование связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / А. Н. Фролова, И. А. Тупыленко, М. А. Оленикова // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 11 (70). — С. 44-47.