Особенности работы с детьми ОВЗ в условиях ФГОС | Клепикова Алеся Владимировна. Работа №345282
Аннотация. Статья посвящена вопросам работы педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательных учреждениях в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Рассматриваются особенности коррекционной работы, а также основные направления психологической поддержки детей с ОВЗ. Освещены принципы инклюзивного образования, а также роль психолога в обеспечении индивидуального подхода к каждому ученику. Отмечается важность создания специальных образовательных условий и применения коррекционно-развивающих программ для гармоничного развития личности детей с особыми образовательными потребностями.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, ФГОС, инклюзивное образование, педагог-психолог, коррекционная работа, индивидуальный подход.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) В УСЛОВИЯХ ФГОС
Клепикова Алеся Владимировна, педагог-психолог Бурнакский филиал МБОУ «Жердевская средняя общеобразовательная школа № 2»
Аннотация. Статья посвящена вопросам работы педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательных учреждениях в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Рассматриваются особенности коррекционной работы, а также основные направления психологической поддержки детей с ОВЗ. Освещены принципы инклюзивного образования, а также роль психолога в обеспечении индивидуального подхода к каждому ученику. Отмечается важность создания специальных образовательных условий и применения коррекционно-развивающих программ для гармоничного развития личности детей с особыми образовательными потребностями.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, ФГОС, инклюзивное образование, педагог-психолог, коррекционная работа, индивидуальный подход.
Современная система образования в России претерпевает значительные изменения в связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Важное место в этих стандартах занимает инклюзивное образование, которое направлено на создание условий для обучения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В этих условиях ключевую роль играет педагог-психолог, обеспечивающий поддержку и развитие детей с ОВЗ, а также помощь педагогам в адаптации учебного процесса.
Задачи педагога-психолога при работе с детьми с ОВЗ заключаются не только в диагностике и коррекции нарушений, но и в содействии полноценной социализации ребенка, его личностного и эмоционального развития. В условиях ФГОС требуется разрабатывать индивидуальные программы обучения и воспитания, адаптированные под возможности и потребности каждого ученика.
Основные принципы работы с детьми с ОВЗ
1. Индивидуальный подход
Одним из ключевых принципов работы с детьми с ОВЗ является индивидуальный подход. Педагогу-психологу необходимо учитывать не только вид и степень нарушений у ребенка, но и его личностные особенности, интересы, эмоциональное состояние и уровень социального развития. Это предполагает разработку индивидуальных образовательных маршрутов, в которых будут учтены особенности восприятия и обучения каждого ребенка.
Индивидуальный подход также заключается в том, чтобы создавать для каждого ребенка такие условия, в которых он мог бы успешно развиваться, раскрывать свои потенциалы и компенсировать существующие нарушения. Это требует тесного взаимодействия с педагогами, родителями и специалистами других направлений, такими как логопеды, дефектологи и т.д.
2. Психологическая поддержка
Дети с ОВЗ часто испытывают сложности не только в учебной деятельности, но и в эмоционально-волевой сфере. У таких детей могут проявляться низкая самооценка, тревожность, страхи, а также трудности в установлении социальных контактов. Задача педагога-психолога — своевременно выявлять эти проблемы и оказывать необходимую психологическую поддержку.
Психологическая поддержка может включать как индивидуальные консультации, так и групповые занятия, направленные на развитие коммуникативных навыков, улучшение эмоционального состояния и повышение уверенности в своих силах. Особое внимание следует уделять созданию доброжелательной и безопасной среды, где ребенок сможет свободно выражать свои эмоции и развиваться как личность.
3. Коррекционно-развивающая работа
Коррекционно-развивающая работа является важной частью работы с детьми с ОВЗ. В зависимости от характера нарушений у ребенка, педагог-психолог разрабатывает специальные программы, направленные на коррекцию эмоциональных, когнитивных и поведенческих нарушений. Это может включать развитие внимания, памяти, мышления, а также коррекцию эмоциональных нарушений, таких как тревожность или агрессия.
Важно отметить, что коррекционная работа должна носить системный характер, быть последовательной и долгосрочной. Также необходимо учитывать динамику состояния ребенка и корректировать программы в зависимости от его успехов или трудностей.
4. Взаимодействие с педагогами и родителями
Работа с детьми с ОВЗ требует тесного взаимодействия между педагогом-психологом, учителями и родителями. Важно, чтобы все участники образовательного процесса были едины в подходах к обучению и воспитанию ребенка. Педагог-психолог может проводить консультации для педагогов и родителей, помогая им лучше понять особенности ребенка и подобрать наиболее эффективные методы работы с ним.
Также важно формировать у педагогов и родителей позитивное отношение к инклюзивному образованию, что способствует созданию благоприятной атмосферы для развития ребенка.
Инклюзивное образование, являющееся одной из ключевых идей ФГОС, направлено на интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в общий образовательный процесс. Этот подход предполагает, что дети с ОВЗ обучаются в одном классе с обычными сверстниками, получая при этом необходимую поддержку. Важную роль в реализации инклюзивного образования играет педагог-психолог, который помогает адаптировать учебные программы и образовательную среду под возможности ребенка.
1. Преимущества инклюзивного образования
Инклюзивное образование предоставляет множество преимуществ как для детей с ОВЗ, так и для их сверстников. Оно способствует социализации детей с нарушениями, развивает у них коммуникативные навыки и помогает интегрироваться в общество. Для обычных детей такое обучение развивает толерантность, эмпатию и уважение к особенностям других людей.
Кроме того, инклюзия создает более реалистичные условия для жизни, готовя детей с ОВЗ к будущей самостоятельной жизни в обществе. Благодаря инклюзивной модели дети учатся взаимодействовать в разнородной социальной среде, что способствует их личностному и эмоциональному развитию.
2. Проблемы инклюзивного образования
Несмотря на очевидные преимущества, инклюзивное образование сталкивается с рядом трудностей. Одной из основных проблем является недостаточная подготовка педагогов и отсутствие опыта работы с детьми с ОВЗ. Учителя часто не знают, как адаптировать учебный материал под нужды таких детей, а также как эффективно взаимодействовать с ними в учебном процессе.
Кроме того, психологическое состояние детей с ОВЗ может вызывать трудности в их интеграции в классный коллектив. Они могут сталкиваться с негативным отношением со стороны сверстников или испытывать чувство изоляции. В этих ситуациях задача педагога-психолога заключается в создании позитивного и поддерживающего климата в коллективе, а также в оказании помощи ребенку в адаптации.
3. Роль педагога-психолога в инклюзивном образовании
Педагог-психолог в условиях инклюзивного образования выполняет несколько важных функций. Во-первых, он занимается диагностикой детей с ОВЗ, выявляя их индивидуальные особенности и потребности. На основе этих данных разрабатываются коррекционно-развивающие программы, которые помогают детям преодолевать трудности в обучении и развитии.
Во-вторых, психолог оказывает поддержку как самому ребенку, так и его учителям и родителям. Это включает консультирование по вопросам адаптации, управления поведением, помощи в учебной деятельности и эмоциональной поддержке. Педагог-психолог также работает над созданием в классе позитивной атмосферы, где каждый ребенок чувствует себя комфортно и защищенно.
Коррекционно-развивающие программы представляют собой важный инструмент работы с детьми с ОВЗ в условиях ФГОС. Эти программы направлены на развитие различных сторон личности ребенка: познавательной, эмоциональной, социальной. Они разрабатываются с учетом индивидуальных особенностей ребенка и включают различные методики и упражнения, направленные на коррекцию имеющихся нарушений.
1. Программы для детей с нарушениями слуха
Для детей с нарушениями слуха важно развивать слуховое восприятие и компенсировать недостатки слуха за счет зрительного восприятия. Коррекционные программы могут включать упражнения на развитие артикуляции, улучшение зрительно-пространственной ориентации и обучение жестовому языку.
2. Программы для детей с нарушениями зрения
Для детей с нарушениями зрения большое значение имеют упражнения на развитие осязания и тактильного восприятия, а также на развитие слуха и моторики. Педагог-психолог может также использовать различные визуальные и аудиальные стимулы для коррекции зрительных нарушений.
3. Программы для детей с задержкой психического развития (ЗПР)
Дети с ЗПР часто нуждаются в программах, направленных на развитие познавательной активности, внимания, памяти и мышления. Важно использовать игровые методики, так как именно игра является ведущей деятельностью для таких детей. Программы должны также включать упражнения на развитие эмоционально-волевой сферы и формирование социальных навыков.
4. Программы для детей с аутизмом
Дети с расстройствами аутистического спектра нуждаются в особом подходе. Программы коррекции должны включать упражнения, направленные на развитие социальных навыков, улучшение коммуникативных способностей и коррекцию сенсорных нарушений. Важно также уделять внимание эмоциональному состоянию ребенка, помогая ему справляться с тревогой и стрессом.
В заключение можно отметить, что работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ в условиях ФГОС требует комплексного подхода, учитывающего индивидуальные особенности каждого ребенка. Инклюзивное образование, являющееся основой современных стандартов, предоставляет возможность детям с ОВЗ интегрироваться в общество, развивая свои познавательные, эмоциональные и социальные навыки.
Ключевая роль педагога-психолога заключается в поддержке детей на всех этапах их обучения и развития, а также в создании условий, способствующих их успешной адаптации в образовательной среде.
Список литературы
1.Годовникова, Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ: учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. В. Годовникова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.
2.Моделирование образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья : учебное пособие для вузов / Н. В. Микляева [и др.] ; под редакцией Н. В. Микляевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.
3.Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии: моделирование образовательных программ : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. В. Микляева [и др.] ; под редакцией Н. В. Микляевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.