Особенности работы с детьми раннего возраста в группе компенсирующей направленности: подходы и методы | Каримова Эльза Насибулловна. Работа №347324
Аннотация. В статье рассматриваются особенности работы с детьми раннего возраста в группе компенсирующей направленности. Описаны ключевые методы и подходы, направленные на коррекцию нарушений развития и создание благоприятных условий для социализации детей. Представлены примеры коррекционных методик и принципов взаимодействия с детьми, учитывающие их индивидуальные потребности.
Ключевые слова: группа компенсирующей направленности, дети раннего возраста, коррекционные методики, социализация, индивидуальный подход, развитие.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ: ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ
Каримова Эльза Насибулловна, воспитатель
МАДОУ ДС № 41 г. Нижневартовск "Росинка"
Аннотация. В статье рассматриваются особенности работы с детьми раннего возраста в группе компенсирующей направленности. Описаны ключевые методы и подходы, направленные на коррекцию нарушений развития и создание благоприятных условий для социализации детей. Представлены примеры коррекционных методик и принципов взаимодействия с детьми, учитывающие их индивидуальные потребности.
Ключевые слова: группа компенсирующей направленности, дети раннего возраста, коррекционные методики, социализация, индивидуальный подход, развитие.
Работа с детьми раннего возраста в группе компенсирующей направленности требует применения особых методов и подходов, которые помогают компенсировать нарушения в развитии и способствуют успешной социализации ребёнка. В таких группах обучаются дети с различными особенностями развития, которые нуждаются в коррекционной поддержке для полноценного освоения образовательных программ и социализации в коллективе. Важно, чтобы педагогический процесс был направлен на развитие когнитивных, эмоциональных и физических навыков детей, а также способствовал преодолению нарушений, с которыми сталкиваются дети.
Одним из ключевых методов работы с детьми в группе компенсирующей направленности является индивидуальный подход, учитывающий уникальные потребности каждого ребёнка. Дети с задержками в развитии, нарушениями речи или эмоционально-волевой сферы требуют особого внимания и специальных коррекционных программ, которые разрабатываются на основе диагностики состояния ребёнка. Например, для детей с нарушениями речи важным элементом работы становятся занятия с логопедом, где особое внимание уделяется развитию артикуляции, формированию словарного запаса и улучшению коммуникативных навыков. Для детей с задержками моторного развития применяются упражнения на развитие координации и мелкой моторики.
Коррекционно-развивающая работа в группе компенсирующей направленности включает использование разнообразных игр и упражнений, которые способствуют развитию познавательных и двигательных навыков. Важно, чтобы эти игры были адаптированы под возраст и особенности детей, чтобы стимулировать их интерес к учебному процессу и способствовать преодолению нарушений в развитии. Например, пальчиковые игры могут помочь развить мелкую моторику, а игры с элементами ролевого взаимодействия — стимулировать коммуникативные навыки и эмоциональную отзывчивость.
Сенсорное развитие играет важную роль в работе с детьми раннего возраста в группе компенсирующей направленности. Сенсорные игры помогают детям лучше воспринимать окружающий мир через ощущения, развивая зрительное, слуховое и тактильное восприятие. Воспитатели могут использовать такие методы, как игры с песком, водой, текстурированными предметами, чтобы развивать сенсорику у детей. Например, игры с разными видами материалов помогают детям почувствовать разницу между текстурами, улучшая их восприятие и взаимодействие с окружающей средой. Это особенно важно для детей с задержками в сенсорном развитии, так как такие занятия помогают улучшить их восприятие и реакцию на внешние стимулы.
Эмоциональная поддержка и социализация являются важными аспектами работы в группе компенсирующей направленности. Дети с эмоционально-волевыми нарушениями, например, часто испытывают трудности с выражением эмоций, установлением контактов и взаимодействием с окружающими. Важно создать условия, в которых ребёнок будет чувствовать себя комфортно, безопасно и уверенно. Воспитатели могут проводить специальные занятия, направленные на развитие навыков общения и эмпатии, учить детей взаимодействовать в группе, делиться игрушками, выражать свои эмоции и понимать чувства других. Такие занятия помогают детям развивать уверенность в себе и социализироваться в коллективе.
Особое внимание в работе с детьми в группе компенсирующей направленности уделяется созданию адаптивной среды, которая помогает детям чувствовать себя уверенно и способствует их развитию. Важно, чтобы игровое пространство было оборудовано таким образом, чтобы дети могли свободно перемещаться, участвовать в играх и развивающих занятиях. Для детей с двигательными нарушениями могут быть предусмотрены специальные тренажёры или сенсорные комнаты, где они могут заниматься физической активностью. Для детей с нарушениями восприятия — специальные игрушки и пособия, стимулирующие зрительное или тактильное восприятие.
Работа с родителями является неотъемлемой частью коррекционного процесса в группе компенсирующей направленности. Родители должны быть вовлечены в образовательный процесс, чтобы они могли продолжать работу с ребёнком дома. Педагоги могут давать родителям рекомендации по развитию речи, моторики, социальной адаптации, а также проводить регулярные консультации, чтобы обсуждать успехи ребёнка и возможные проблемы. Это помогает создать единую коррекционную среду, в которой ребёнок будет чувствовать поддержку не только в образовательном учреждении, но и в семье.
Таким образом, можно утверждать, что работа с детьми раннего возраста в группе компенсирующей направленности требует использования индивидуальных подходов, сенсорных и коррекционно-развивающих методов, направленных на преодоление нарушений в развитии. Воспитатели должны создавать комфортные и безопасные условия для детей, обеспечивая эмоциональную поддержку и способствуя их социализации. Важно также вовлекать родителей в процесс коррекции, чтобы развивающая среда для ребёнка была едина и последовательна как в образовательном учреждении, так и дома.
Список литературы
Бекмурадова
, Г. З. Создание развивающей среды в группе компенсирующей направленности в условиях ДОУ как педагогическая проблема / Г. З.
Бекмурадова
. —
Текст:
непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической
науки:
материалы I
Междунар
. науч.
конф
. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-
Петербург:
Свое издательство, 2016. — С. 37-39.
Голуб В. Ф. Особенности организации игровой деятельности у дошкольников в группе компенсирующего вида // "Теория и практика современной науки" №6(84) 2022. С. 93-96.
Никулина Т.Н. Методы и особенности работы воспитателя группы компенсирующей направленности с детьми с РАС // Образовательный альманах. 2023. № 8 (70). Часть 2.