Особенности работы с детьми с нарушением слуха | Пьяных Марина Михайловна. Работа №362179
В статье рассматриваются особенности работы учителя-дефектолога с детьми, имеющими нарушение слуха. Описаны основные направления коррекционно-развивающей работы, даны практические рекомендации по использованию специальных методов и приемов, способствующих формированию коммуникативных навыков, речевого развития и социальной адаптации детей с тугоухостью и глухотой. Подчеркивается важность комплексного подхода, включающего использование слуховых аппаратов, кохлеарных имплантов, жестовой речи и альтернативных способов общения.
Особенности работы с детьми с нарушением слуха
Пьяных Марина Михайловна, учитель-дефектолог
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования - средняя школа № 22» Старооскольского городского округа
Аннотация. В статье рассматриваются особенности работы учителя-дефектолога с детьми, имеющими нарушение слуха. Описаны основные направления коррекционно-развивающей работы, даны практические рекомендации по использованию специальных методов и приемов, способствующих формированию коммуникативных навыков, речевого развития и социальной адаптации детей с тугоухостью и глухотой. Подчеркивается важность комплексного подхода, включающего использование слуховых аппаратов, кохлеарных имплантов, жестовой речи и альтернативных способов общения.
Ключевые слова: нарушение слуха, учитель-дефектолог, коррекционная работа, речевое развитие, слухопротезирование, жестовый язык, инклюзия, социализация.
Работа с детьми, имеющими нарушение слуха, требует от учителя-дефектолога не только глубоких знаний в области сурдопедагогики, но и высокого уровня эмпатии, терпения и креативности. Эти дети сталкиваются с серьезными трудностями в освоении речи, формировании коммуникативных навыков и социальной адаптации. Коррекционная работа строится на индивидуальном подходе, комплексном использовании слуховых и зрительных каналов восприятия информации, применении специальных методик и создании благоприятной образовательной среды.
Одной из ключевых задач учителя-дефектолога является развитие слухового восприятия и формирование устной речи. Дети с остаточным слухом могут развивать слуховые навыки с помощью слуховых аппаратов или кохлеарных имплантов, но этот процесс требует постоянной тренировки. Например, с младшими детьми можно использовать методику слухового различения – учитель произносит слова или короткие фразы, а ребенок должен найти соответствующую картинку. Постепенно задания усложняются: ребенок должен повторить услышанное, определить на слух, где находится звук (например, слева или справа), различать интонации и ритм речи.
Если ребенок не может воспринимать звуковую информацию даже с техническими средствами, особое внимание уделяется развитию альтернативных способов общения. Важно научить ребенка понимать и использовать жестовый язык, дактильную азбуку, а также применять мимику и визуальные подсказки. В практике хорошо зарекомендовала себя методика «тотальной коммуникации», при которой сочетаются разные способы передачи информации: устная речь, жесты, письменные символы. Например, во время объяснения нового материала учитель может одновременно проговаривать слова, показывать их жестами и сопровождать изображениями. Это помогает детям лучше усваивать информацию, развивать мыслительные процессы и расширять словарный запас.
Не менее значимой задачей является развитие лексико-грамматического строя речи. У детей с нарушением слуха могут возникать трудности в понимании грамматических конструкций, поэтому обучение должно быть максимально наглядным и структурированным. Например, при изучении глаголов можно использовать сюжетные картинки, где ребенок должен составить предложение по схеме: «Кто?» – «Что делает?» – «Где?» – «Когда?». Для обучения предлогам и пространственным отношениям можно использовать игру с игрушечными фигурками, где ребенок размещает предметы в разных положениях по инструкции учителя: «Поставь мишку под стол», «Положи машину на полку».
Особое место занимает формирование связной речи. Дети с нарушением слуха часто испытывают сложности с составлением последовательных рассказов, пересказами и выражением собственных мыслей. В этом случае можно применять методику визуальных опор. Например, ребенку дают серию картинок, и он должен составить по ним историю. Сначала это могут быть простые предложения («Мальчик ест яблоко»), затем более сложные конструкции («Сначала мальчик взял яблоко, потом он его съел»). Со временем задания усложняются: детям предлагают составить рассказ по личному опыту, описать ситуацию по воображаемому сюжету.
Еще одним важным направлением является социализация детей с нарушением слуха. Они часто сталкиваются с трудностями в общении со слышащими сверстниками, что может приводить к замкнутости, тревожности или агрессии. Учитель-дефектолог должен создавать ситуации, способствующие развитию навыков взаимодействия. Например, можно организовывать совместные театрализованные постановки, где дети учатся выражать эмоции и понимать невербальные сигналы. Интерактивные игры с простыми правилами помогают им учиться работать в команде, проявлять инициативу и преодолевать барьер в общении.
Важно также вовлекать родителей в процесс коррекционной работы. Родители должны знать, какие методы помогают ребенку развивать речь, как правильно общаться с ним и как поддерживать его интерес к обучению. Например, можно рекомендовать родителям ежедневно читать с ребенком книги, акцентируя внимание на новых словах, просить его пересказывать услышанное, объяснять незнакомые понятия с помощью наглядных примеров. Совместные занятия с родителями, такие как «домашние логопедические игры», способствуют закреплению материала и делают обучение естественным и комфортным для ребенка.
Таким образом, работа учителя-дефектолога с детьми, имеющими нарушение слуха, требует комплексного подхода, использования индивидуально подобранных методик и тесного взаимодействия с родителями. Успех коррекционной работы зависит от систематического подхода, применения современных технологий, создания комфортной образовательной среды и эмоциональной поддержки ребенка. Только в таких условиях возможно не только развитие речевых и когнитивных навыков, но и полноценная интеграция ребенка в общество, что является одной из главных целей сурдопедагогики.
Список литературы
Акименко
В. М.
Особенности применения технологий визуализаций в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения слуха // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2018. №1 (20).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-primeneniya-tehnologiy-vizualizatsiy-v-korrektsionnoy-rabote-s-detmi-imeyuschimi-narusheniya-sluha
Марейченко
М. А. Информационные технологии в обучении детей с нарушениями слуха / М. А.
Марейченко
, О. В.
Инишева
, А. А. Семакина. — Текст
:
непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 2 (501). — С. 344-346. — URL:
https://moluch.ru/archive/501/110143/
Румянцева Ю. Н. Особенности обучения детей с нарушениями слуха в ресурсном классе / Ю. Н. Румянцева, Я. И.
Шкурат
. — Текст
:
непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 47 (442). — С. 422-424. — URL:
https://moluch.ru/archive/442/96744/
Тажибаева
З. К.
, Рамазанова
А. С.
,
Мартыневская
В. А.
О
собенности работы учителя логопеда с детьми с нарушениями слуха в общеобразовательной школе, осуществляющей инклюзивную практику // ELS. 2024. №1 май.
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-raboty-uchitelya-logopeda-s-detmi-s-narusheniyami-sluha-v-obscheobrazovatelnoy-shkole-osuschestvlyayuschey