Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в начальных классах | Колесова Иванна Богдановна. Работа №350653

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в начальной школе — это сложный и ответственный процесс, который требует от учителя не только профессионализма, но и особой внимательности, терпимости и способности адаптировать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Особенности обучения таких учеников обусловлены различными нарушениями, такими как нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития и другие. В статье рассматриваются основные подходы и стратегии работы с детьми с ОВЗ в начальных классах, подчеркивается важность индивидуального подхода и создания инклюзивной образовательной среды. Включены примеры и практические рекомендации для учителей, которые помогут эффективно организовать учебный процесс и поддерживать развитие детей с особыми образовательными потребностями.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, начальная школа, инклюзивное образование, индивидуальный подход, коррекционная работа, педагогические приемы.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Колесова Иванна Богдановна, учитель начальных классов
Краевое государственное общеобразовательное бюджетное учреждение Пограничная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат
Аннотация: Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в начальной школе — это сложный и ответственный процесс, который требует от учителя не только профессионализма, но и особой внимательности, терпимости и способности адаптировать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Особенности обучения таких учеников обусловлены различными нарушениями, такими как нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития и другие. В статье рассматриваются основные подходы и стратегии работы с детьми с ОВЗ в начальных классах, подчеркивается важность индивидуального подхода и создания инклюзивной образовательной среды. Включены примеры и практические рекомендации для учителей, которые помогут эффективно организовать учебный процесс и поддерживать развитие детей с особыми образовательными потребностями.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, начальная школа, инклюзивное образование, индивидуальный подход, коррекционная работа, педагогические приемы.
Образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в последние десятилетия стало важной частью системы инклюзивного образования в России. В коррекционных школах учителя начальных классов сталкиваются с особыми вызовами, так как дети с различными видами нарушений нуждаются в адаптированных методах обучения и в специфическом подходе, направленном на их интеграцию и развитие в условиях обычной школьной среды. Работая с такими детьми, учитель должен учитывать не только их учебные потребности, но и социальные, психологические и физические аспекты, которые влияют на их способность к обучению.
Основной особенностью детей с ОВЗ является наличие у них различных отклонений в развитии, которые могут проявляться в нарушениях слуха, речи, зрения, моторики, когнитивных и психоэмоциональных функциях. В зависимости от типа нарушения, каждому ребенку необходимо создавать условия для обучения, соответствующие его возможностям и потребностям. Важно подчеркнуть, что подход к каждому ребенку должен быть индивидуальным, с учетом его особенностей, темпа и уровня восприятия информации.
Одной из главных задач учителя начальных классов, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья, является создание инклюзивной образовательной среды. Это означает, что ученик с ОВЗ должен иметь возможность учиться и развиваться наряду с другими детьми, и для этого необходимо применять подходы, обеспечивающие его успешное включение в общий процесс обучения. Инклюзивная школа должна быть местом, где каждый ребенок чувствует себя комфортно и поддерживается как педагогами, так и своими сверстниками.
Для успешного обучения детей с ОВЗ необходимо не только учитывать особенности их здоровья, но и внедрять разнообразные педагогические стратегии и методы работы. Основной принцип работы с такими детьми — индивидуализация и дифференциация обучения. Каждому ученику предоставляется возможность работать в своем собственном темпе и на своем уровне, что позволяет избежать перегрузок и стресса. Применение различных форм работы, таких как игровые методы, дифференцированные задания, использование наглядных материалов, позволяет ребенку воспринимать информацию легче и успешнее достигать результатов.
Для детей с нарушением слуха необходимо использовать дополнительные средства восприятия информации. Это могут быть визуальные подсказки, жестовый язык, использование субтитров или написанных инструкций. Учителю важно следить за тем, чтобы такие дети имели возможность не только читать задания, но и активно участвовать в занятиях с использованием соответствующих адаптаций. Например, для детей с нарушением слуха могут быть организованы занятия с использованием обучающих мультимедийных материалов, которые поддерживаются текстовыми объяснениями. Важно, чтобы эти дети имели возможность полноценно воспринимать материал, не ограничиваясь только слуховой информацией.
Для детей с нарушениями зрения важно использовать специальные пособия с крупным шрифтом, контрастными цветами, тактильными элементами. При этом учебный процесс должен включать активную работу с тактильными и сенсорными материалами, чтобы дети могли развивать свои способности через различные виды восприятия. Важными элементами таких занятий могут быть карточки с тактильными элементами, объёмные схемы, а также работа с музыкальными инструментами, так как дети с нарушениями зрения часто имеют высокий уровень восприятия через слух и осязание.
Работа с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата требует особого внимания к физической активности и двигательной активности детей. Важно создать такие условия, чтобы они могли активно участвовать в уроках, при этом учитывая ограничения в подвижности. Использование подвижных игр, упражнений для улучшения координации движений, а также работа с материалами, развивающими моторику рук и пальцев, помогает детям с такими нарушениями успешно интегрироваться в образовательный процесс. Для таких детей важно предусматривать также удобные места для работы, с учётом их физических особенностей, чтобы они могли двигаться в классе, не испытывая дискомфорта.
С детьми, имеющими задержку психического развития, важно работать через простые и понятные методы обучения. Это может быть использование игр, игровых заданий, элементов творчества, а также постановка коротких и чётких целей на уроках. Постепенное усложнение заданий в соответствии с уровнем развития ребенка позволяет избежать перегрузки и способствует успешному освоению материала. Важно организовать занятия так, чтобы ребенок имел возможность получать положительные эмоции от процесса обучения, что повысит его мотивацию и улучшит результаты.
Значительное внимание при обучении детей с ОВЗ следует уделить эмоциональному состоянию ребенка. Многие дети с особыми потребностями испытывают проблемы с самооценкой, чувством неуверенности и социальной изоляцией. Важно создать такую атмосферу в классе, которая будет способствовать развитию уверенности и взаимопомощи среди учеников. Для этого педагоги могут использовать различные виды работы, направленные на развитие эмпатии, социальной активности и сотрудничества между детьми. Например, важно проводить групповые занятия, в ходе которых дети учат друг друга, поддерживают друг друга и учат навыкам социального взаимодействия.
Особенность работы с детьми с ОВЗ заключается в том, что часто приходится работать не только с детьми, но и с их родителями. Это взаимодействие позволяет создать единое образовательное пространство и укрепить поддержку ребенка как в школе, так и дома. Родители могут получить рекомендации по организации образовательного процесса дома, а также по организации досуга и общения ребенка. Совместная работа с медицинскими специалистами, психологами, дефектологами и логопедами позволяет более точно оценить состояние ребенка и разработать эффективные индивидуальные образовательные маршруты.
Не менее важным аспектом является и сам процесс оценки результатов работы с детьми с ОВЗ. Оценивание должно быть гибким и учитывать индивидуальные особенности ученика, его достижения и усилия, а не только стандартные критерии, применяемые для здоровых детей. Важно, чтобы оценка отражала прогресс ребенка, его активность в процессе обучения и развитие личностных качеств, а не только уровень усвоения материала.
Таким образом, педагогическая деятельность с детьми с ОВЗ в начальных классах — это работа, требующая от учителя особой чуткости, терпения и профессионализма. Учитель должен быть готов к тому, чтобы создавать максимально комфортные условия для обучения детей с особыми потребностями, адаптировать и разнообразить методы и формы работы, учитывать особенности каждого ученика. Такой подход способствует не только успешному обучению, но и социализации детей, помогает им развивать уверенность в своих силах и интегрироваться в общество.
Список литературы
Резникова Е. В., Будникова Е. С. Реализация индивидуального подхода при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии // Вестник ЮУрГГПУ. 2018. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-individualnogo-podhoda-pri-obuchenii-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-usloviyah-inklyuzii
Шапорова Е.В. Особенности работы учителя начальных классов с детьми ОВЗ в условиях инклюзивных (смешанных классов) // НИР/S&R. 2021. №S2-1 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-raboty-uchitelya-nachalnyh-klassov-s-detmi-ovz-v-usloviyah-inklyuzivnyh-smeshannyh-klassov
Яковлева Н.Н. Сравнительный анализ качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья в разных образовательных учреждениях // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-kachestva-obrazovaniya-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-raznyh-obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×