Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья | Шедогубова Е. П., Толубаева Г.И.. Работа №353983

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Учитель английского и русского языка и педагог-психолог КОУ ВО "Семилукской специальной общеобразовательной школы" для детей с девантным поведением делятся опытом работы со  школьниками, имеющими статус детей с ограниченными  возможностями здоровья. Работа осложняется тем, что многие учащиеся  склонны к девиантному поведению.

КОУ ВО «Семилукская специальная общеобразовательная школа»»

 

Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

 

Толубаева Г.И. – педагог-психолог

Шедогубова Е.П. - учитель

 

Понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими или функциональными повреждениями центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности.

Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых ребенку на первых этапах обучения в школе.

Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слухоречевой памяти.

Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности, либо, наоборот, в вялости, апатичности. Им требуется постоянная помощь и поддержка педагога-психолога.

Учащиеся нашей школы – это дети из неблагополучных, неполных семей, семей социального риска. Они имеют серьезные отклонения в здоровье, обусловленные тяжелой наследственностью, недостатками воспитания, социальной запущенностью. Нейтрализовать эти негативные влияния, восстановить и сохранить здоровье детей, обеспечить им комфортное существование в современном образовательном процессе - общая задача коллектива нашей школы, для решения которой скоординированы действия психологов и педагогов.

Долгие годы работы в учреждении для детей, нуждающихся в длительном лечении, позволили нам накопить опыт общения с учащимися, требующими к себе особого подхода. Требуется учет возрастных и психофизиологических особенностей развития школьников, применение во время уроков и во внеурочное время здоровьесберегающих технологий. В настоящее время они являются неотъемлемой частью урока в нашей школе, где осуществляется круглосуточный режим пребывания учащихся.

Дети с ограниченными возможностями здоровья составляют неоднородную группу, т.к. различными являются причины и степень выраженности отставания в их развитии. В связи с этим трудно построить психолого-педагогическую классификацию детей с ОВЗ. Общим для детей данной категории являются недостаточность внимания, гиперактивность, снижение памяти, замедленный темп мыслительной деятельности, трудности регуляции поведения. Однако дети с ОВЗ, при создании им определенных образовательных условий, способны овладеть программой основной общеобразовательной школы и в большинстве случаев продолжить образование.

Практика показывает, что обучение детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками дает хороший эффект в отношении личностного развития и социализации и той, и другой категории учащихся, а также соответствует нормам международного права и российского законодательства. Таким образом, интегрированное обучение детей с отклонениями в развитии при соответствующем обеспечении следует признать оптимальной формой организации учебно-воспитательного процесса.

Обучение детей с отклонениями в развитии, независимо от формы организации специального образования, проводится в строгом соответствии с заключениями соответствующего лечебно-профилактического учреждения и/или ЦПМПК о форме обучения и рекомендованными образовательными программами. Для детей с ОВЗ обучение ведётся по индивидуально ориентированным учебным планам и программам, разработанным педагогами в соответствии с рекомендациями специалистов психологической службы.

Обучение детей с отклонениями в развитии заканчивается обязательной итоговой аттестацией. Адаптация образовательных программ начальной ступени образования осуществляется на основании коррекционных образовательных программ для детей с ОВЗ.

Для учащихся, испытывающих трудности в усвоении учебной программы на уроках, организуются индивидуальные и групповые коррекционные занятия, которые имеют как общеразвивающую, так и предметную направленность. Занятия ведутся индивидуально или в маленьких группах (2-3 ученика), укомплектованных на основе сходства корригируемых недостатков. Индивидуально-групповые коррекционные занятия с учащимися проводит основной учитель. В то время, когда он занимается с подгруппой, логопед и психолог работают с остальными детьми класса. В старших классах часы, отведенные на индивидуально-групповые занятия, распределяются между учителями-предметниками. На этих занятиях восполняются пробелы в знаниях школьников и осуществляется подготовка к усвоению сложного учебного материала.

Совместная деятельность учителей и педагога-психолога в работе с детьми с ОВЗ позволяет достичь положительной динамики в обучении, воспитании и социализации детей с ОВЗ.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×