Особенности работы с детьми с ОВЗ имеющими расстройства аутистического спектра | Плугатарева Любовь Васильевна. Работа №342773
Аннотация. В статье рассматриваются особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), имеющими расстройства аутистического спектра (РАС), в условиях начальной школы. Описываются ключевые характеристики детей с РАС, такие как нарушение социальной коммуникации, стереотипные поведенческие реакции и сенсорные особенности. Приводятся рекомендации для педагогов по организации учебного процесса, использованию индивидуальных подходов и методик коррекционно-развивающего обучения. Подчеркивается важность создания инклюзивной образовательной среды, обеспечивающей поддержку как самим детям, так и их семьям.
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, дети с ОВЗ, инклюзивное образование, начальная школа, коррекционная педагогика, индивидуальный подход, сенсорные особенности.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ ИМЕЮЩИМИ РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Плугатарева Любовь Васильевна, учитель начальных классов
МБОУ Аксайского района гимназия № 3
Аннотация. В статье рассматриваются особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), имеющими расстройства аутистического спектра (РАС), в условиях начальной школы. Описываются ключевые характеристики детей с РАС, такие как нарушение социальной коммуникации, стереотипные поведенческие реакции и сенсорные особенности. Приводятся рекомендации для педагогов по организации учебного процесса, использованию индивидуальных подходов и методик коррекционно-развивающего обучения. Подчеркивается важность создания инклюзивной образовательной среды, обеспечивающей поддержку как самим детям, так и их семьям.
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, дети с ОВЗ, инклюзивное образование, начальная школа, коррекционная педагогика, индивидуальный подход, сенсорные особенности.
В последние годы наблюдается рост числа детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), что подчеркивает необходимость глубокого понимания их потребностей и особенностей в образовательной среде. В начальной школе дети с РАС сталкиваются с особыми трудностями, связанными с социализацией, восприятием и обработкой информации. Для учителя начальных классов важно обладать знаниями и навыками, позволяющими организовать эффективное обучение таких детей, создавая условия для их личностного и интеллектуального развития.
Цель данной статьи — описать особенности работы с детьми с ОВЗ, имеющими РАС, а также предложить рекомендации для учителей начальных классов по созданию инклюзивной среды, отвечающей потребностям таких учеников.
РАС представляет собой группу нейроразвивающих расстройств, характеризующихся нарушениями социальной коммуникации, ограниченными и повторяющимися поведенческими реакциями, а также сенсорными особенностями. Дети с РАС могут демонстрировать различные степени тяжести этих нарушений, что требует индивидуализированного подхода в обучении.
1. Нарушения социальной коммуникации. Одной из ключевых проблем у детей с РАС является нарушение способности к социальным взаимодействиям. Они могут испытывать трудности в понимании невербальных сигналов, таких как мимика и жесты, а также в поддержании диалога. Некоторые дети избегают зрительного контакта, не проявляют интереса к общению с ровесниками, а другие могут проявлять чрезмерное внимание к деталям, упуская из виду общую картину происходящего.
2. Стереотипные и повторяющиеся действия. Для детей с РАС характерны стереотипные формы поведения: повторяющиеся движения, такие как взмахи руками или раскачивания, а также приверженность к рутине и фиксированные интересы. Эти особенности могут затруднять адаптацию ребенка к изменениям в расписании или структуре урока.
3. Сенсорные особенности. Многие дети с РАС испытывают повышенную или пониженную чувствительность к сенсорным стимулам. Например, шум в классе, яркий свет или прикосновения могут вызвать у них сильное беспокойство или, наоборот, отсутствие реакции. Учитывая это, учителю необходимо тщательно продумывать сенсорную среду в классе.
Эффективное обучение детей с РАС требует соблюдения нескольких принципов, основанных на индивидуализации и коррекционно-развивающем подходе.
1 Индивидуальный подход. Каждый ребенок с РАС уникален в своих особенностях и потребностях. Учителю важно учитывать степень выраженности нарушений у каждого ученика и адаптировать образовательный процесс под его возможности. Для этого могут использоваться индивидуальные образовательные маршруты, которые учитывают не только учебные цели, но и развитие социальных и коммуникативных навыков.
2 Организация учебного пространства. Физическое пространство класса должно быть организовано таким образом, чтобы минимизировать отвлекающие факторы и обеспечить комфортную среду для обучения. Возможно, потребуется создать отдельные зоны для работы в тишине, групповой деятельности и сенсорной разгрузки. Это поможет ребенку с РАС легче ориентироваться в пространстве и снизит его тревожность.
3. Четкость структуры и расписания. Дети с РАС нуждаются в предсказуемой и структурированной среде. Для них важно заранее знать, что и когда произойдет. Использование визуальных расписаний, планов уроков и таймеров может помочь ребенку лучше понимать последовательность действий и избежать стрессовых ситуаций, связанных с неожиданными изменениями.
Существуют различные педагогические подходы и методики, направленные на развитие у детей с РАС навыков коммуникации, социального взаимодействия и познавательной активности. Ниже представлены наиболее эффективные из них.
1 Применение визуальных средств. Визуальные средства обучения (картинки, схемы, карточки) играют ключевую роль в работе с детьми с РАС. Они помогают им лучше усваивать информацию и организовывать свои действия. Например, визуальное расписание уроков может облегчить восприятие структуры дня, а карточки с изображениями эмоций — помочь в развитии эмоциональной сферы.
2 Программа TEACCH (Treatment and Education of Autistic and related Communication handicapped Children) основана на структурированном обучении и помогает детям с РАС адаптироваться к школьной среде. Она включает использование визуальных подсказок, четкую организацию пространства и заданий, а также работу над развитием независимости ребенка. Программа TEACCH успешно применяется для обучения детей с различными степенями аутизма.
3. Применение поведенческой терапии (ABA). Прикладной анализ поведения (Applied Behavior Analysis, ABA) — это методика, направленная на коррекцию нежелательного поведения и развитие новых навыков. Суть метода заключается в том, чтобы через положительное подкрепление стимулировать ребенка к выполнению правильных действий. ABA помогает детям с РАС лучше адаптироваться к социальной среде и осваивать учебный материал.
4 Коммуникативные методики (PECS). Система альтернативной коммуникации с использованием обмена картинками (Picture Exchange Communication System, PECS) предназначена для детей с РАС, у которых нарушена вербальная речь. PECS позволяет таким детям выражать свои желания и потребности с помощью специальных карточек с изображениями предметов и действий. Эта методика способствует развитию речевой активности и снижению уровня фрустрации у детей, которые испытывают трудности в общении.
Инклюзия в образовании предполагает не только физическое присутствие детей с ОВЗ в общеобразовательной школе, но и их полноценное участие в учебном процессе. Для этого требуется адаптация программы обучения, создание поддерживающей среды и активное взаимодействие с родителями и специалистами (психологами, логопедами, дефектологами).
1 Взаимодействие с родителями. Родители детей с РАС играют важную роль в образовательном процессе. Учителю важно установить с ними тесный контакт, регулярно информировать их о успехах и трудностях ребенка, обсуждать возможные пути решения проблем. Совместная работа с семьей помогает ребенку легче адаптироваться к школьной среде и достигать лучших результатов.
2 Поддержка со стороны специалистов. Учителю начальных классов, работающему с детьми с РАС, необходимо взаимодействовать с командой специалистов. Это могут быть школьные психологи, логопеды, дефектологи, которые оказывают помощь в подборе методик обучения и развитии необходимых навыков у ребенка. Совместная работа позволяет более эффективно решать возникающие трудности и обеспечивать комплексный подход к обучению.
Работа с детьми с РАС может представлять определенные трудности для учителя. Например, ребенок может проявлять агрессию, отказываться от выполнения заданий или испытывать трудности в адаптации к школьной среде. В таких случаях важно сохранять терпение и искать индивидуальные подходы к каждому ученику.
Одним из важных аспектов работы с детьми с РАС является эмоциональная поддержка. Учителю важно создать в классе атмосферу безопасности и принятия, где ребенок чувствует себя комфортно. Это помогает снизить уровень тревожности и способствует развитию учебной мотивации.
Для каждого ребенка с РАС могут быть разработаны индивидуальные стратегии, направленные на улучшение его адаптации и успехов в обучении. Это могут быть как поведенческие программы, так и специальные задания, направленные на развитие навыков саморегуляции и самостоятельности.
В заключении можно отметить, что работа с детьми с ОВЗ, имеющими расстройства аутистического спектра, требует от учителя начальных классов глубоких знаний и терпения. Создание инклюзивной образовательной среды, использование индивидуального подхода и современных методик обучения.
Список литературы
Глухов, В. П. Специальная педагогика и специальная
психология :
учебник для вузов / В. П. Глухов.
-
3-е изд.,
испр
. и доп.
-
Москва :
Издательство
Юрайт
, 2024.
Годовникова
, Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с
ОВЗ :
учебное пособие для вузов / Л. В.
Годовникова
.
-
2-е изд.
-
Москва :
Издательство
Юрайт
, 2024.
Микляева
, Н. В. Изучение, образование и реабилитация лиц с
РАС :
учебное пособие для вузов / Н. В.
Микляева
, М. Н.
Ромусик
, Е. В.
Мелина
.
-
Москва :
Издательство
Юрайт
, 2024.