Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Особенности работы с детьми с ОВЗ имеющими расстройства аутистического спектра | Плугатарева Любовь Васильевна. Работа №342773

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), имеющими расстройства аутистического спектра (РАС), в условиях начальной школы. Описываются ключевые характеристики детей с РАС, такие как нарушение социальной коммуникации, стереотипные поведенческие реакции и сенсорные особенности. Приводятся рекомендации для педагогов по организации учебного процесса, использованию индивидуальных подходов и методик коррекционно-развивающего обучения. Подчеркивается важность создания инклюзивной образовательной среды, обеспечивающей поддержку как самим детям, так и их семьям.

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, дети с ОВЗ, инклюзивное образование, начальная школа, коррекционная педагогика, индивидуальный подход, сенсорные особенности.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ ИМЕЮЩИМИ РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

 

Плугатарева Любовь Васильевна, учитель начальных классов

МБОУ Аксайского района гимназия № 3

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), имеющими расстройства аутистического спектра (РАС), в условиях начальной школы. Описываются ключевые характеристики детей с РАС, такие как нарушение социальной коммуникации, стереотипные поведенческие реакции и сенсорные особенности. Приводятся рекомендации для педагогов по организации учебного процесса, использованию индивидуальных подходов и методик коррекционно-развивающего обучения. Подчеркивается важность создания инклюзивной образовательной среды, обеспечивающей поддержку как самим детям, так и их семьям.

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, дети с ОВЗ, инклюзивное образование, начальная школа, коррекционная педагогика, индивидуальный подход, сенсорные особенности.

 

В последние годы наблюдается рост числа детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), что подчеркивает необходимость глубокого понимания их потребностей и особенностей в образовательной среде. В начальной школе дети с РАС сталкиваются с особыми трудностями, связанными с социализацией, восприятием и обработкой информации. Для учителя начальных классов важно обладать знаниями и навыками, позволяющими организовать эффективное обучение таких детей, создавая условия для их личностного и интеллектуального развития.

Цель данной статьи — описать особенности работы с детьми с ОВЗ, имеющими РАС, а также предложить рекомендации для учителей начальных классов по созданию инклюзивной среды, отвечающей потребностям таких учеников.

РАС представляет собой группу нейроразвивающих расстройств, характеризующихся нарушениями социальной коммуникации, ограниченными и повторяющимися поведенческими реакциями, а также сенсорными особенностями. Дети с РАС могут демонстрировать различные степени тяжести этих нарушений, что требует индивидуализированного подхода в обучении.

1. Нарушения социальной коммуникации. Одной из ключевых проблем у детей с РАС является нарушение способности к социальным взаимодействиям. Они могут испытывать трудности в понимании невербальных сигналов, таких как мимика и жесты, а также в поддержании диалога. Некоторые дети избегают зрительного контакта, не проявляют интереса к общению с ровесниками, а другие могут проявлять чрезмерное внимание к деталям, упуская из виду общую картину происходящего.

2. Стереотипные и повторяющиеся действия. Для детей с РАС характерны стереотипные формы поведения: повторяющиеся движения, такие как взмахи руками или раскачивания, а также приверженность к рутине и фиксированные интересы. Эти особенности могут затруднять адаптацию ребенка к изменениям в расписании или структуре урока.

3. Сенсорные особенности. Многие дети с РАС испытывают повышенную или пониженную чувствительность к сенсорным стимулам. Например, шум в классе, яркий свет или прикосновения могут вызвать у них сильное беспокойство или, наоборот, отсутствие реакции. Учитывая это, учителю необходимо тщательно продумывать сенсорную среду в классе.

 

 

Эффективное обучение детей с РАС требует соблюдения нескольких принципов, основанных на индивидуализации и коррекционно-развивающем подходе.

1 Индивидуальный подход. Каждый ребенок с РАС уникален в своих особенностях и потребностях. Учителю важно учитывать степень выраженности нарушений у каждого ученика и адаптировать образовательный процесс под его возможности. Для этого могут использоваться индивидуальные образовательные маршруты, которые учитывают не только учебные цели, но и развитие социальных и коммуникативных навыков.

2 Организация учебного пространства. Физическое пространство класса должно быть организовано таким образом, чтобы минимизировать отвлекающие факторы и обеспечить комфортную среду для обучения. Возможно, потребуется создать отдельные зоны для работы в тишине, групповой деятельности и сенсорной разгрузки. Это поможет ребенку с РАС легче ориентироваться в пространстве и снизит его тревожность.

3. Четкость структуры и расписания. Дети с РАС нуждаются в предсказуемой и структурированной среде. Для них важно заранее знать, что и когда произойдет. Использование визуальных расписаний, планов уроков и таймеров может помочь ребенку лучше понимать последовательность действий и избежать стрессовых ситуаций, связанных с неожиданными изменениями.

Существуют различные педагогические подходы и методики, направленные на развитие у детей с РАС навыков коммуникации, социального взаимодействия и познавательной активности. Ниже представлены наиболее эффективные из них.

1 Применение визуальных средств. Визуальные средства обучения (картинки, схемы, карточки) играют ключевую роль в работе с детьми с РАС. Они помогают им лучше усваивать информацию и организовывать свои действия. Например, визуальное расписание уроков может облегчить восприятие структуры дня, а карточки с изображениями эмоций — помочь в развитии эмоциональной сферы.

2 Программа TEACCH (Treatment and Education of Autistic and related Communication handicapped Children) основана на структурированном обучении и помогает детям с РАС адаптироваться к школьной среде. Она включает использование визуальных подсказок, четкую организацию пространства и заданий, а также работу над развитием независимости ребенка. Программа TEACCH успешно применяется для обучения детей с различными степенями аутизма.

3. Применение поведенческой терапии (ABA). Прикладной анализ поведения (Applied Behavior Analysis, ABA) — это методика, направленная на коррекцию нежелательного поведения и развитие новых навыков. Суть метода заключается в том, чтобы через положительное подкрепление стимулировать ребенка к выполнению правильных действий. ABA помогает детям с РАС лучше адаптироваться к социальной среде и осваивать учебный материал.

4 Коммуникативные методики (PECS). Система альтернативной коммуникации с использованием обмена картинками (Picture Exchange Communication System, PECS) предназначена для детей с РАС, у которых нарушена вербальная речь. PECS позволяет таким детям выражать свои желания и потребности с помощью специальных карточек с изображениями предметов и действий. Эта методика способствует развитию речевой активности и снижению уровня фрустрации у детей, которые испытывают трудности в общении.

Инклюзия в образовании предполагает не только физическое присутствие детей с ОВЗ в общеобразовательной школе, но и их полноценное участие в учебном процессе. Для этого требуется адаптация программы обучения, создание поддерживающей среды и активное взаимодействие с родителями и специалистами (психологами, логопедами, дефектологами).

1 Взаимодействие с родителями. Родители детей с РАС играют важную роль в образовательном процессе. Учителю важно установить с ними тесный контакт, регулярно информировать их о успехах и трудностях ребенка, обсуждать возможные пути решения проблем. Совместная работа с семьей помогает ребенку легче адаптироваться к школьной среде и достигать лучших результатов.

2 Поддержка со стороны специалистов. Учителю начальных классов, работающему с детьми с РАС, необходимо взаимодействовать с командой специалистов. Это могут быть школьные психологи, логопеды, дефектологи, которые оказывают помощь в подборе методик обучения и развитии необходимых навыков у ребенка. Совместная работа позволяет более эффективно решать возникающие трудности и обеспечивать комплексный подход к обучению.

Работа с детьми с РАС может представлять определенные трудности для учителя. Например, ребенок может проявлять агрессию, отказываться от выполнения заданий или испытывать трудности в адаптации к школьной среде. В таких случаях важно сохранять терпение и искать индивидуальные подходы к каждому ученику.

Одним из важных аспектов работы с детьми с РАС является эмоциональная поддержка. Учителю важно создать в классе атмосферу безопасности и принятия, где ребенок чувствует себя комфортно. Это помогает снизить уровень тревожности и способствует развитию учебной мотивации.

Для каждого ребенка с РАС могут быть разработаны индивидуальные стратегии, направленные на улучшение его адаптации и успехов в обучении. Это могут быть как поведенческие программы, так и специальные задания, направленные на развитие навыков саморегуляции и самостоятельности.

В заключении можно отметить, что работа с детьми с ОВЗ, имеющими расстройства аутистического спектра, требует от учителя начальных классов глубоких знаний и терпения. Создание инклюзивной образовательной среды, использование индивидуального подхода и современных методик обучения.

 

Список литературы

 

Глухов, В. П.  Специальная педагогика и специальная

психология :

учебник для вузов / В. П. Глухов. 

-

3-е изд.,

испр

. и доп. 

-

Москва :

Издательство

Юрайт

, 2024. 

Годовникова

, Л. В.  Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с

ОВЗ :

учебное пособие для вузов / Л. В. 

Годовникова

-

2-е изд. 

-

Москва :

Издательство

Юрайт

, 2024.

Микляева

, Н. В.  Изучение, образование и реабилитация лиц с

РАС :

учебное пособие для вузов / Н. В. 

Микляева

, М. Н. 

Ромусик

, Е. В. 

Мелина

-

Москва :

Издательство

Юрайт

, 2024.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×