Особенности работы с детьми с ОВЗ в вокальном ансамбле . | Блинова Ольга Александровна. Работа №285665
Автор: Блинова Ольга Александровна
Данная работа посвящена изучению проблемы особенностей работы с детьми с ОВЗ в вокальном ансамбле.
Проблема исследования :
Работая в школе , я столкнулась с рядом проблем обучения детей с ОВЗ.
Я решила рассмотреть возможности воздействия на внутренний мир ребёнка, на формирование его нравственно-эстетических представлений и становления личности в целом, социализации в обществе, используя различные виды музыкальной деятельности.
Цели данной работы:
1) Изучить влияние занятий в вокальном ансамбле на коррекцию сфер личности детей с ОВЗ .
2) Развивать чувство ритма, речевой активности, музыкальной памяти у детей .
Для осуществления данной цели служат следующие задачи исследования :
1) Подобрать и изучить материал по данной теме.
2) Исследовать влияние музыкальной деятельности на формирование у школьников эстетических потребностей, знаний, умений, необходимых в повседневной жизни.
3) Провести профилактические беседы с педагогами и родителями школы.
4) Создать памятку для педагогов и родителей , базу упражнений для занятий с детьми.
I Введение.
Данная работа посвящена изучению проблемы особенностей работы с детьми с ОВЗ в вокальном ансамбле.
Проблема исследования :
Работая в школе , я столкнулась с рядом проблем обучения детей с ОВЗ.
Я решила рассмотреть возможности воздействия на внутренний мир ребёнка, на формирование его нравственно-эстетических представлений и становления личности в целом, социализации в обществе, используя различные виды музыкальной деятельности.
Цели данной работы:
1) Изучить влияние занятий в вокальном ансамбле на коррекцию сфер личности детей с ОВЗ .
2) Развивать чувство ритма, речевой активности, музыкальной памяти у детей .
Для осуществления данной цели служат следующие задачи исследования :
1) Подобрать и изучить материал по данной теме.
2) Исследовать влияние музыкальной деятельности на формирование у школьников эстетических потребностей, знаний, умений, необходимых в повседневной жизни.
3) Провести профилактические беседы с педагогами и родителями школы.
4) Создать памятку для педагогов и родителей , базу упражнений для занятий с детьми.
Предмет исследования : Процесс организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в вокальном кружке в общеобразовательной школе.
Гипотеза : музыкальная деятельность способствует коррекции сфер личности ребенка с ОВЗ.
Актуальность : наличие в классах детей с ОВЗ требует решения не только образовательных, развивающих, воспитательных , но и коррекционных задач.
Практическая значимость : донести информацию до педагогов и родителей .
Выяснено, что на данный момент количество детей с ОВЗ по школе составляет 32 чел.
У таких детей нарушен не только музыкальный ритм и певческие навыки.
У них выявлены эмоционально-поведенческие расстройства, неадекватные формы поведения. Часто встречаются стойкое нарушение внимания, памяти .
Музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для ребенка с ОВЗ : оказывает сильное эмоциональное воздействие, способствует развитию эстетических чувств, эстетического восприятия, позволяет проявить себя , принимать участие в концертной деятельности , преодолевая при этом определенные отклонения в физическом и психическом развитии.
II Основная часть
Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека.
Василий Александрович Сухомлинский
В последнее время увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Этому способствуют : неблагоприятная экологическая ситуация, тяжелое положение семей, спад общего уровня культуры . Необходимо развивать творческие способности таких детей , созидательное отношение к себе и к окружающим, укреплять физическое, духовное и социальное здоровье. Это даст детям чувство принадлежности к обществу, ощущение нужности, возможность самовыражения.
Занятия детей в вокальном ансамбле оказывают положительнее влияние на улучшение физического и морально- психологического состояния детей с ОВЗ. Способствуют коррекции имеющихся недостатков эмоционально- волевой сферы. Развивают эстетическое восприятие . Обогащают детей положительными впечатлениями. Формируют душевное равновесие.
Процесс обучения пению ребенка с ОВЗ длительный и сложный. Но в результате формируется вокальная и исполнительская культура, параллельно осуществляется коррекция имеющихся отклонений в развитии.
Пение развивает у детей вокальный слух, ритм, умение различать правильное и неправильное исполнение , слушать себя и других, приобщает к исполнительской деятельности. Дети учатся различать добро и зло, уважать труд людей, бережно относиться к природе, сопереживать, поддерживать и помогать другим.
У детей формируются не только знания, умения и навыки, но и потребность в общении с окружающими людьми , умение адекватно реагировать на происходящее вокруг, проявлять свои эмоциональные состояния принятыми в обществе средствами.
Духовно- нравственное развитие и воспитание, расширение культурного диапазона обучающихся, повышение культуры поведения – это можно осуществлять на занятиях вокального ансамбля.
На занятиях осуществляется дифференцированный подход к детям , используется вариативность в построении занятия. Используются педагогические технологии , адекватные имеющимся нарушениям у ребёнка, включается наглядно- дидактический материал.
Деятельность должна увлекать ребят , приносить радость, давать удовлетворение, т.к. в состоянии интереса возникает подъем всех человеческих сил.
Исходя из особенностей детей, на занятиях ансамбля решаются как общие , так и коррекционные задачи.
2.1. Задачи по музыкальному воспитанию.
Задачи образовательные: (направленные на формирование знаний о музыке)
формировать знания о музыке в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;
формировать музыкально-эстетический словарь;
формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности.
Задачи развивающие:(направленные на развитие и совершенствование музыкально-исполнительских навыков, творческих способностей)
совершенствовать певческие навыки;
развивать эмоциональную отзывчивость и способность реагировать на музыку;
активизировать творческие способности.
Задачи воспитательные:(решение которых способствует воспитанию чувства товарищества, коллективизма, взаимопомощи, ответственности, толерантности; повышению общего культурного уровня воспитанников)
повышать культурный уровень воспитанников;
развивать художественный вкус детей;
обогащать их музыкальный кругозор;
создавать атмосферу творчества;
воспитывать чувство товарищества, коллективизма, взаимопомощи, ответственности за общее дело, толерантности.
Задачи коррекционные: (решение которых, способствует коррекции сфер личности ребенка с ОВЗ)
корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи;
помочь самовыражению детей с ОВЗ через занятия музыкальной деятельностью;
способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими.
2.2. Формы занятий в вокальном ансамбле.
Коллективное пение- прекрасная психологическая, нравственная и эстетическая среда для формирования лучших качеств личности. Пение развивает мышление детей и подростков.
При включении в хоровую деятельность у обучающихся возникает целая гамма отношений эмоционально- психологического характера.
Занятия по форме делятся на :
Массовые (общешкольные мероприятия, праздники, посещение концертов)
Групповые ( хоровое пение)
Индивидуальные(позволяют музыкально одарённому ребёнку получить дополнительный материал или занятие с детьми со сложными расстройствами).
На начальном этапе значительное место отводится освоению необходимых практических вокально - технических умений и навыков, необходимых для свободного владения голосовым аппаратом. Важно на этом этапе создать ситуацию успеха ,чтобы ребёнок с ОВЗ испытал радость собственного творчества. Развиваю детскую фантазию, воображение, снимаю отрицательные эмоции.
Далее совершенствую полученные ранее практические умения . Обучаю детей сольному и ансамблевому пению. Формирую эмоционально- сознательное отношение к музыке.
Направление индивидуальной работы выбирается исходя из нарушений и ограничений жизнедеятельности обучающихся.
Все перечисленные виды деятельности создают возможность для расширения художественной и музыкальной культуры. Это способствует благоприятным условиям для коррекции отклонений в познавательной, эмоционально- волевой , личностной сферах ребёнка. Формирует предпосылки для развития его творческих и музыкальных способностей.
2.3. Основные виды нарушений и особенности работы .
Виды нарушений
Особенности работы с вокалистом
Нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоций, воли, сознания, поведения, психомоторных функций)
Вокальные произведения с несложным текстом, обязательная двигательная нагрузка, использование наглядного материала, жестикуляции, позволяющих более точно передать сюжет песни
Нарушения языковых и речевых функций (нарушения устной: (заикание), вербальной и невербальной речи, нарушения голосообразования ..)
Замедление темпа песен, подбор несложных в произношении текстов. Работа над темпо-ритмической стороной речи и над дыханием
2.4. Влияние музыки на здоровье.
Звуки флейты лечат людей, ровно как и пение
Демокрит.
В активной музыкальной деятельности принимают участие как правое, так и левое полушарие мозга. Правое полушарие позволяет слушателю узнавать мелодию, замечать неточности и ошибки, возникают зрительные образы. Левое полушарие позволяет воспринимать ритм мелодии, темп. Работа левого полушария связывает музыку с движением. Музыка стимулирует структуру правого полушария , повышает и расслабляет общий психический тонус человека.
Медицинские исследования показывают, что под воздействием музыки изменяются скорость дыхания, пульс, даже некоторые ритмы электрической активности мозга. При правильном подборе музыки можно оказывать воздействие на психофизиологический уровень активности организма. Правильным подбором музыки можно добиться нужного эффекта ( успокоить или взбодрить).
Анализ научных источников литературы даёт основание полагать , что вокалотерапия – один из важных видов музыкотерапии , который формирует эмоциональную сферу и образное мышление ребёнка. Вокал оказывает сильное и благотворное влияние на организм ребёнка. Помогает ему в социализации и интегации в общество.
Педагог по вокалу и доктор медицинских наук Шушарджан С.В.выявил некоторые особенности вокальной методики в работе с детьми с ограниченными возможностями , которые благотворно влияют на всю систему организма. Он ввел в 1991 году специальный термин вокалотерапия. Это специальный набор упражнений и особая система пения, имеющие коррекционно - оздоровительную направленность.
Кроме того , он научно обосновал и доказал влияние гласных звуков и звукосочетаний на организм
Так, гласные звуки выполняют следующие функции:
А— снятие любых спазмов, лечение сердца ижелчного пузыря;
И— лечение органов слуха изрения, атакже тонкого кишечника, стимуляция сердечной деятельности, носоглотки;
О— активизация жизнедеятельности поджелудочной железы иустранение многочисленных проблем ссердцем;
У— улучшение дыхания, положительное воздействие действие наработу почек, мочевого пузыря, предстательной железы умужчин , уженщин матки ияичников;
Ы— улучшение работы легких, носоглоточного пространства ивсей дыхательной системы вцелом;
Э— активизация деятельности головного мозга.
Звукосочетания, всвою очередь, также оздоравливают организм, например,
ОМ— снижает кровяное давление;
АЙ, ПА— снижают болевой синдром всердце;
АП,АМ, АТ, ИТ, УТ— исправляют дефекты речи;
УХ, ОХ, АХ— направлены настимуляцию выброса негативной энергии иизорганизма"[5, с.113].
Научно доказана целебная сила произнесения инекоторых отдельных согласных звуков:
"В,Н, М— улучшают работу головного мозга;
К, Щ— лечат уши;
Х— освобождает организм ототработанных веществ инегативной энергии, улучшает дыхание;
Ч— улучшает дыхание;
С— лечит кишечные расстройства , сердечную систему, легкие;
М— лечит сердечные заболевания;
Ш— лечит печень
2.5. Виды коррекционной деятельности.
Коррекция нарушений у детей осуществляется в разных видах деятельности:
1) Дыхательная гимнастика
Практическое занятие начинается с дыхательной гимнастики. Так как, правильное дыхание – это один из главных принципов крепкого здоровья. Автор этой уникальной оздоровительной методики – Александра Стрельникова, педагог-фониатор. Являясь певицей, Стрельникова знала, какое значение имеет правильное дыхание при пении. Сначала в основу гимнастики входили упражнения, направленные на развитие вокальных данных у людей. Но, применив этот метод на собственной дочери, которая страдала сердечным заболеванием, Стрельникова увидела, что состояние ребёнка значительно улучшилось. Комплекс дыхательных упражнений помог излечить болезнь навсегда. Со временем было выявлено и положительное воздействие методики на такое серьезное заболевание, как бронхиальная астма. Главный принцип гимнастики заключается в упражнениях на основе вдохов и выдохов. Во время этих упражнений происходит оздоровление всего организма, выходят шлаки и токсины.
2) Дикционные упражнения
Речь является важнейшим средством человеческого общения, познания действительности. И здесь нам на помощь приходят скороговорки. Скороговорка- это уникальное явление языковой культуры любого народа. Они созданы для забавы детям, и надо заметить, это очень полезная забава. Маленькие, коротенькие рифмованные фразы - великолепные упражнения для отработки правильной, чёткой и грамотной речи. Скороговорки имеют несложный, ритмичный, часто шуточный текст, построенный на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов, например: на дворе трава, на траве дрова.Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас.
3) Упражнения на координацию речи и движения
Ритмодекламация
Чтение стихов на фоне ритмического или музыкального сопровождения. Отстранение от пения здесь связано с упрощением интонационного процесса (проще и естественнее для ребенка говорить) и направлено на развитие речевого и музыкального слуха. Специально подобранные четверостишия помогают детям почувствовать ритм. Применение ритмодекламации помогает формированию естественного звучания голоса, выработки речевого дыхания, выразительности испол- нения. Например, стихи: А. Барто, С. Маршака, К. Чуковского, Б. Заходера, русские народные потешки и прибаутки и т.д.
Логопедическая ритмика
Сочетание слова с движением или пением, способствующим нормализации речи. Способствует развитию речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, темпа и ритма речи, правильного дыхания, слухового внимания, мимики, двигательных умений и навыков. Применяя на занятиях логопедическую ритмику, дети учатся соотносить свои движения с определенным темпом и ритмом, а музыкальное сопровождение развивает слух, музыкальную память. Например, такие игры: Листочки, Солнышко и тучка, Кто скорей возьмет грибок, Во- робьи, воробушки, Игра в снежки, Мартышки и другие
Музыкально-подвижные игры
Ценность данных игр:
− являются эффективной формой психологического переключения во время занятий; − дают детям возможность ощущать и управлять своим телом;
− развивают двигательные способности памяти, речевое интонирование, чувство ритма;
− учат бережно относиться к другим детям, помогать друг другу и сотрудничать. Например, такие игры: Небо, воздух, земля, Ножками затопали, Птицы, Моем руки, Заинь-ка-зайка, Мячик, Летает — не летает и другие
2.7.ЗУН на конец обучения
При условии успешной реализации программы ребенок 5-7 лет будет знать, будет уметь: В обучении: - будет уметь соблюдать при пении певческую установку; - будет чисто интонировать; - будет знать основные вокально-хоровые навыки; - научится петь чисто и слаженно в ансамбле несложные песни в унисон с сопровождением инструмента; - будет понимать дирижерские жесты и следовать им; В развитии: - будет уметь петь на одном дыхании, равномерно его распределяя; - будет иметь развитый гармонический и мелодический слух; - будет иметь усовершенствованный вокальный слух; - будет уметь преодолевать мышечные зажимы; В воспитании: - будет иметь развитый эстетический вкус; - будет испытывать интерес к певческой деятельности и музыке в целом; - будет обладать волей, дисциплинированностью; ребенок 8-11 лет будет уметь: В обучении: - будет уметь соблюдать при пении певческую установку; - будет чисто интонировать; - будет уметь формировать вокальную артикуляцию, музыкальную память; - будет знать основные вокально-хоровые навыки; - научится петь чисто в ансамбле слитно, согласованно несложные песни в унисон, с сопровождением инструмента; - будет знать приёмы коллективной работы; - обучится приемам самостоятельной работы, самоконтроля; - научится формировать стереотипы координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса; - будет понимать дирижерские жесты и следовать им; - будет уметь петь под фонограмму; В развитии: - будет уметь петь на одном дыхании, равномерно его распределяя на довольно продолжительные фразы; - будет иметь развитый гармонический и мелодический слух; - будет иметь усовершенствованный вокальный слух; - будет иметь усовершенствованный речевой аппарат; -будет уметь преодолевать мышечные зажимы; В воспитании: - научится быть непосредственным; -будет иметь развитый эстетический вкус; - будет испытывать интерес к певческой деятельности и музыке в целом; - будет обладать волей, дисциплинированностью; - научится взаимодействовать с партнерами; - будет уметь вести себя в коллективе; ребенок 12-15 лет будет уметь: В обучении: - будет уметь соблюдать при пении певческую установку; - будет чисто интонировать; - будет уметь формировать вокальную артикуляцию, музыкальную память; - будет знать основные вокально-хоровые навыки; - научится петь чисто в ансамбле слитно, согласованно несложные песни в унисон, с сопровождением инструмента; без сопровождения инструмента, фонограммы; - уметь пользоваться при пении мягкой атакой; - обучится приемам самостоятельной работы, самоконтроля; - научится формировать стереотипы координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса; - будет понимать дирижерские жесты и следовать им; - будет уметь петь под фонограмму; В развитии: -- будет уметь петь на одном дыхании, равномерно его распределяя на довольно продолжительные фразы; - будет иметь развитый гармонический и мелодический слух; - будет иметь усовершенствованный вокальный слух; - будет иметь усовершенствованный речевой аппарат; - будет уметь преодолевать мышечные зажимы; - будет обладать артистической смелостью, непосредственностью и самостоятельностью; - будет уметь петь в диапазоне: сим.октавы—ми2-ой октавы; - будет уметь держаться на сцене
2.8.
Требования к результату усвоения программы На протяжении всего курса обучения осуществляется контроль за освоением учебного материала.
Список литературы 1. Вопросы вокальной педагогики. – М., 1997. 2. Алвин Дж., Уорик Э. Музыкальная терапия для детей с аутизмом/Пер. с англ..М.: Теревинф.2004. . 3. Андрианова Н., Особенности методики преподавания вокала. -- М.:1999г. 3. Апраксина А. Из истории музыкального воспитания. – М., 2001. 4. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М., 2007. 5. Барабошкина А. В. Музыкальная грамота для детей , книга первая, издание 7-е; М.: Музыка,1979 г. 6. Баренбойм Л. А. Путь к музицированию. -- Л.: 1989 г. 7. Бекин С. И., Орлов Т. М. Учите детей петь. -- М.: Просвещение,1987 г. 8. Боровик Т. Пути педагогического творчества. Журнал Музыкальный руководитель №2,2004 г. 9. Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов – М., 2004. 10. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. -- М.: Музыка,1985г. 11. 7. Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. М.: Изд-во Института психотерапии, 2004. 8. Выготский Л.С. Психология искусства. Спб.: Азбука,2000. 9. Декер - Фойгт Г.- Г. Введение в музыкотерапию./Пер. с нем. Спб.: Питер, 2003. 14.Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. -- М.:1990 г. 10.Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998. 11. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке в школе. – М., 1998. 12. Кабалевский Д. Б. Как рассказать детям о музыке?, -- М.: Советский композитор,1984 г. 13. Кабалевский Д. Б. Песни утра, весны и мира. -- М.: Советский композитор,1986 г. 14. Калмыков Б., Фридкин Г. Учебное пособие. Сольфеджио. Часть I, одноголосие, .М.,1987 г. 15. Крылусов А. С. С песней весело шагать. -- М.: Музыка,1999 г. 17. Куприна Н.Г. Экология музыкально - звуковой сферы современного ребенка. М.:Академия,2007. 18. .Левкодимов Г. Кто с тобою рядом. -- М.: Музыка,1991 г. 13. Макшанцева Е.Д. Детские забавы. М.: Просвещение, 1991. 14. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. -- Я.:2000г. 15. Некту М. Мастерская звуковой терапии/французский опыт в области музыкальной и танцевальной терапии)//Особый ребенок. Исследования и опыт помощи. 2001. №4. с.61-77. 16. Николаева Е. Основы эстетического воспитания. -- М.:1996 г. 17. Островский А. Л. Методика теории и сольфеджио. -- М.: 1970 г. 17. Оськина С., Парнес Д. Аккомпанемент на уроках гармонии. -- М.: 1989г. 18. Программа по музыке для внеклассных и внешкольных мероприятий. – М., 2000. 19. Русские народные песни: мелодии и тексты/ Под ред. Агафонова О. М.: Музыка, 1987 20. Струве Г. Методические рекомендации к работе над песенным репертуаром. – С.П., 1997. 21. Терлов Б. М. Психология музыкальных способностей. -- М.:1991 г. 22. Фадин В. В. Музыкальное сопровождение и оформление праздников. -- М, 2000 г. 23. Экспериментальное исследование. Детский голос. Под ред. Шацкой В.Н. — М., 2000. 24. Юссон Рауль. Певческий голос. — М., 1998. Список литературы для детей: 1. Аверин А. Припевки, шутки, прибаутки. -- М.: Советский композитор,1985 г. 2. Адлер Е., Соловьёва В. Нашим малышам. -- выпуск №5,М.:1999г. 3. Абрамян Г. Солнечный круг. -- М.: 1995 г. 4. Ивашева Г. Твой друг музыка. -- Л.:1980 г. 5. Москалёва Т. Музыка вокруг. -- М.: 1996 г. 6. Кузнецова Э. Г. Игры, викторины, праздники. -- М.:2000 г. 7. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. -- М.: Советский композитор,1989 г. 8. Семена Л. Рождественские сюрпризы. -- Владимир, 1999 г. 9. Сокольский Е. Мой парус. -- Иваново, 2000 г. 10. Усова И. Хоровая литература. -- Музыка, М.:1976 г. 11. Чичков Ю. М. Простые песенки. -- М.: Советский композитор,1991 г
Таким образом, занятия музыкой в процессе социализации детей с ОВЗ необходимы как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира. Музыка также является средством, способным помочь детям с ОВЗ увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь им познать свое Я, войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем.
8) Изучение состояния здоровья обучающихся МБОУ СОШ №1
9) Составление памятки Как правильно питаться.
10) Проведение часов общения
С полученными результатами исследования ознакомлены обучающиеся начальной школы МБОУ СОШ №1.
IV Выводы
1. Систематизирован теоретический материал о пищевых добавках в продуктах питания.
2.Установлена связь между пищевыми добавками и их воздействием на организм человека.
3. Составлена памятка по правильному питанию.
4. Проведены часы общения в начальных классах
Вывод отсюда только один – от использования продуктов с пищевыми добавками больше вреда, чем пользы.
VПрограмма дальнейших исследований
В дальнейшем я хотела бы используя знания по химии более подробно изучить влияние на организм человека пищевых добавок.
VI) Библиография
Голубев В.Н. Пищевые и биологически активные добавки. – М.: Издательский центр Академия, 2003-208 с.
В.Васюк , Л.Ломсадзе Откушайте или малые секреты о пищевых добавках.-Минск: Звёзды гор,2009.-64с.
Скурихин И.М. Всё о пище с точки зрения химика. – М.: Высшая школа, 1991 – 287с.
Девяткин В.В., Ляхова Ю.М. Химия для любознательных, или О чём не узнаешь на уроке/ Холдинг, 2000.- 240 с., ил. – (Серия: “Это мы не проходили”)
http://ozppso.ru Книга жалоб;
www.edobavkam.net Е – добавкам нет!
VI) Приложения
В результате музыкальных занятий было выявлено резкое снижение таких отклонений в поведении и эмоционально – личностной сфере детей, как общая возбуждённость, негативизм, упрямство, агрессивность по отношению к окружающим, двигательная расторможенность. Отмечены проявление сдержанности, самоконтроля; развитие уверенности в своих возможностях, целенаправленности при достижении результата.
HYPER13PAGE HYPER15
12