Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Особенности работы с детьми с расстройствами аутического спектра в начальной и средней школе | Беспалова Надежда Алексеевна. Работа №348042

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются особенности работы с детьми с расстройствами аутического спектра (РАС) в начальной и средней школе. Уделяется внимание созданию инклюзивной образовательной среды, применению визуальных средств, разработке индивидуализированных образовательных программ, а также взаимодействию с родителями. Статья подчеркивает важность чуткости и терпения со стороны учителей, а также необходимость повышения квалификации в области работы с детьми с РАС.

Ключевые слова: расстройства аутического спектра, начальная школа, средняя школа, инклюзивное образование, индивидуализированные образовательные программы, визуальные средства, взаимодействие с родителями.

Особенности работы с детьми с расстройствами аутического спектра в начальной и средней школе

 

Беспалова Надежда Алексеевна, учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Костромы «Гимназия № 33 имени выдающегося земляка Маршала Советского Союза, дважды Героя Советского Союза Александра Михайловича Василевского» (Гимназия № 33 города Костромы)

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности работы с детьми с расстройствами аутического спектра (РАС) в начальной и средней школе. Уделяется внимание созданию инклюзивной образовательной среды, применению визуальных средств, разработке индивидуализированных образовательных программ, а также взаимодействию с родителями. Статья подчеркивает важность чуткости и терпения со стороны учителей, а также необходимость повышения квалификации в области работы с детьми с РАС.

Ключевые слова: расстройства аутического спектра, начальная школа, средняя школа, инклюзивное образование, индивидуализированные образовательные программы, визуальные средства, взаимодействие с родителями.

 

Работа с детьми с расстройствами аутического спектра (РАС) в начальной и средней школе является актуальной и важной темой, которая требует от учителей специфических знаний и навыков. Дети с РАС могут демонстрировать разнообразные поведенческие, эмоциональные и когнитивные особенности, что влияет на их учебный процесс и взаимодействие с окружающими. Понимание этих особенностей поможет создать более благоприятную образовательную среду, где каждый ребенок сможет развиваться и учиться.

Расстройства аутического спектра охватывают широкий диапазон состояний, от легкой формы аутизма до более сложных расстройств. Дети с РАС могут испытывать трудности в общении, социальной взаимодействии и восприятии окружающего мира. Часто они имеют ограниченные интересы и могут проявлять повторяющееся поведение. Важно отметить, что каждый ребенок уникален, и его индивидуальные потребности могут значительно различаться.

Одной из ключевых задач учителя является создание поддерживающей и инклюзивной образовательной среды. Для этого необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и адаптировать учебный процесс в соответствии с его потребностями. Важно установить доверительные отношения с детьми, чтобы они чувствовали себя комфортно и безопасно в классе. Установка четких правил и ожиданий также способствует созданию структуры, в которой дети могут лучше ориентироваться.

Применение визуальных средств может значительно облегчить обучение детей с РАС. Например, использование картинок, графиков и схем помогает визуализировать информацию и делает ее более доступной для понимания. Учителя могут использовать расписания с иллюстрациями, чтобы дети знали, что будет происходить в течение дня, что снижает уровень тревожности и способствует более успешному выполнению заданий. Визуальные подсказки могут также использоваться для объяснения социальных ситуаций и взаимодействий, что помогает детям лучше понимать поведение окружающих.

Разработка индивидуализированных образовательных программ является важным аспектом работы с детьми с РАС. Учителям следует сотрудничать с родителями, психологами и другими специалистами, чтобы создать программы, учитывающие потребности каждого ученика. Например, если у ребенка есть трудности с чтением, учитель может предоставить дополнительные ресурсы, такие как специализированные книги или программы, которые помогут ему улучшить навыки чтения в индивидуальном темпе. Важно также ставить реалистичные и достижимые цели, чтобы мотивировать детей и отмечать их успехи, независимо от их размера.

Социальное взаимодействие является одной из областей, где дети с РАС могут испытывать значительные трудности. Учителя могут организовывать ролевые игры и групповые занятия, которые помогут детям практиковать социальные навыки в безопасной и поддерживающей среде. Например, учитель может проводить занятия по тому, как завести разговор или сделать комплимент, и затем дать детям возможность практиковать эти навыки в парах или небольших группах. Также полезно проводить занятия на развитие эмоционального интеллекта, где дети учатся распознавать и выражать свои эмоции, а также понимать эмоции других.

Одним из эффективных методов работы с детьми с РАС является использование структурированного обучения, основанного на подходе TEACCH (Treatment and Education of Autistic and Related Communication-handicapped Children). Этот подход включает в себя создание четкой структуры и распорядка, использование визуальных подсказок и индивидуализированных заданий. Учителя могут разбивать задания на более мелкие шаги и предоставлять детям время на выполнение каждой задачи. Такой подход помогает детям с РАС сосредоточиться на выполнении заданий и снижает уровень стресса.

Важно также помнить о поддержке эмоционального состояния детей с РАС. Часто они могут испытывать сильное беспокойство и стресс из-за изменений в распорядке или окружающей среде. Учителя должны быть внимательны к таким признакам, как изоляция, агрессия или физические проявления тревоги. Применение техник расслабления, таких как глубокое дыхание или использование успокаивающих уголков, может помочь детям справляться с негативными эмоциями.

Родители играют важную роль в поддержке детей с РАС. Учителям стоит сотрудничать с родителями, информируя их о прогрессе и проблемах, а также предоставляя советы о том, как они могут помочь своим детям дома. Например, регулярное общение с родителями о достижениях ребенка и рекомендациях по работе над определенными навыками может усилить эффект обучения и повысить мотивацию ребенка. Это также способствует созданию единой стратегии обучения как в школе, так и дома.

Необходимо также проводить обучение и повышение квалификации для учителей, работающих с детьми с РАС. Это поможет им быть в курсе современных подходов и методов, которые могут быть полезны в их практике. Проведение семинаров, тренингов и консультаций с экспертами в области аутизма и инклюзивного образования значительно повысит уверенность учителей в работе с такими детьми.

Таким образом, работа с детьми с расстройствами аутического спектра в начальной и средней школе требует от учителей чуткости, терпения и понимания. Применение индивидуализированных подходов, использование визуальных средств, структурированного обучения и активное сотрудничество с родителями поможет создать поддерживающую и инклюзивную образовательную среду. Каждый ребенок, независимо от своих особенностей, имеет право на качественное образование и возможность развивать свои способности, и учителя играют важнейшую роль в этом процессе.

 

 

Список литературы

Абдуллаева Наиля

Ильдусовна

, Инкина

Южанна

Михайловна,

Курбангалиева

Юлия Юрьевна Особенности вхождения детей с расстройствами аутистического спектра в школьное пространство //

Гуманитарные науки . 2019. №1 (45).

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vhozhdeniya-detey-s-rasstroystvami-autisticheskogo-spektra-v-shkolnoe-prostranstvo

Асеева

И.Ю.

Психолого-педагогические условия обучения детей с расстройствами аутистического спектра в начальной школе // Проблемы педагогики. 2016. №12 (23).

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-usloviya-obucheniya-detey-s-rasstroystvami-autisticheskogo-spektra-v-nachalnoy-shkole

Голдобина

Анастасия Юрьевна, Конева Ирина Алексеевна

ф

ормирование навыков социально-бытовой ориентировки у младших школьников с расстройствами аутистического спектра // Проблемы современного педагогического образования. 2023. №81-4.

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-navykov-sotsialno-bytovoy-orientirovki-u-mladshih-shkolnikov-s-rasstroystvami-autisticheskogo-spektra

Соловьева Евгения

Наргизовна

, Васильева Наталья Юрьевна

П

сихолого-педагогическое сопровождение

обучающихся

с расстройствами аутистического спектра на этапе адаптации к условиям регулярного школьного обучения // Северный регион: наука, образование, культура. 2018. №3 (39).

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-obuchayuschihsya-s-rasstroystvami-autisticheskogo-spektra-na-etape-adaptatsii-k-usloviyam

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×