Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Особенности работы с художественным текстом для слабослышащих: адаптация материала и задания | Дорофеева Нелли Николаевна. Работа №352400

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья рассматривает особенности работы с художественными текстами для слабослышащих учеников. Описаны методические подходы, направленные на адаптацию материалов и разработку заданий, учитывающих их особенности восприятия. Представлены примеры упражнений, которые помогают учащимся осваивать содержание произведений, развивать понимание текста, навыки анализа и эмоциональной интерпретации. Даны рекомендации по созданию комфортной образовательной среды и индивидуализации обучения.

Ключевые слова: художественный текст, слабослышащие ученики, адаптация, задания, русский язык, литература, обучение, восприятие текста.

Особенности работы с художественным текстом для слабослышащих: адаптация материала и задания

 

Дорофеева Нелли Николаевна,
учитель русского языка и литературы

ГКБОУ «Школа-интернат Пермского края»

 

Аннотация. Статья рассматривает особенности работы с художественными текстами для слабослышащих учеников. Описаны методические подходы, направленные на адаптацию материалов и разработку заданий, учитывающих их особенности восприятия. Представлены примеры упражнений, которые помогают учащимся осваивать содержание произведений, развивать понимание текста, навыки анализа и эмоциональной интерпретации. Даны рекомендации по созданию комфортной образовательной среды и индивидуализации обучения.

Ключевые слова: художественный текст, слабослышащие ученики, адаптация, задания, русский язык, литература, обучение, восприятие текста.

 

Работа с художественным текстом на уроках русского языка и литературы — это всегда сложный и многогранный процесс, требующий от учителя глубокого понимания материала и особенностей восприятия текста учениками. В случае со слабослышащими детьми эти особенности становятся особенно значимыми. Их восприятие информации, как правило, отличается: основной упор делается на зрительное восприятие и логические связи, а восприятие эмоционально-образного содержания текста может вызывать сложности. Задача учителя — адаптировать материал таким образом, чтобы он был доступен для понимания, и предложить задания, способствующие полноценному освоению текста.

Первым этапом в работе с художественным текстом является его адаптация. Важно учитывать уровень владения языком у слабослышащих детей, который может быть ниже, чем у их слышащих сверстников. Для этого текст может быть переработан: сокращены сложные конструкции, добавлены сноски с пояснением трудных слов, выделены ключевые моменты. Например, при изучении рассказа А. П. Чехова «Каштанка» можно пояснить значение слов, связанных с цирковым искусством, и уточнить смысл некоторых архаичных выражений. При этом важно сохранить авторский стиль, чтобы дети могли прикоснуться к художественной выразительности произведения.

Для лучшего понимания текста слабослышащим ученикам необходимо предоставить визуальную поддержку. Иллюстрации, схемы и таблицы помогают сделать содержание произведения более понятным. Например, при изучении басен И. А. Крылова можно предложить ученикам проследить за сюжетной линией с помощью иллюстрированного плана. Каждую сюжетную часть текста можно снабдить изображением, которое станет визуальным ориентиром и облегчит восприятие текста.

Следующим этапом работы является построение предварительной подготовки к чтению. Важно активизировать словарный запас учащихся, познакомить их с основными персонажами, местом действия и ключевыми событиями произведения. Например, перед чтением «Снежной королевы» Г. Х. Андерсена можно провести обсуждение: «Что такое метель? Какие ассоциации вызывает у вас зима?» Такие вводные беседы помогут установить эмоциональный контакт с текстом.

После чтения художественного текста рекомендуется проводить задания, которые помогают структурировать содержание. Одним из эффективных методов является составление схем или таблиц, отражающих логику сюжета. Например, ученикам можно предложить создать схему из трёх частей: завязка, кульминация, развязка, и кратко описать каждую из них. Это помогает слабослышащим школьникам систематизировать информацию и понять сюжетную динамику.

Особое внимание следует уделять работе с персонажами произведения. Слабослышащим детям бывает сложно воспринимать эмоции и характер героев. Здесь помогут задания на анализ поступков персонажей. Например, после чтения рассказа Л. Н. Толстого «После бала» можно предложить ученикам обсудить: «Почему герой изменил своё мнение о военном? Что повлияло на его решение?» Подобные вопросы помогают не только понять мотивацию героев, но и развить способность сопереживать.

Для развития образного мышления полезны творческие задания. Например, слабослышащие ученики могут попробовать нарисовать иллюстрацию к прочитанному тексту, а затем объяснить, почему они изобразили события именно так. Этот метод помогает раскрыть их внутреннее восприятие и развить навыки интерпретации текста. Также можно предложить ученикам написать продолжение рассказа или придумать новую ситуацию для персонажей — это активизирует их творческое мышление.

Групповые задания способствуют более глубокому освоению текста. Например, после чтения сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» класс можно разделить на три группы. Одна группа анализирует желания старухи, другая обсуждает поведение старика, третья — роль золотой рыбки. Затем группы делятся выводами, а учитель помогает выстроить общий итог. Такое взаимодействие развивает умение работать в команде, аргументировать свою точку зрения и слушать других.

При работе с художественными текстами важно учитывать индивидуальные особенности учеников. Некоторым детям может потребоваться больше времени для осмысления материала, другим — дополнительные пояснения. Для слабослышащих детей особенно важна ясная структура урока и повторение ключевых моментов. Например, после изучения текста полезно вернуться к основным сюжетным линиям и обсудить их ещё раз, чтобы закрепить материал.

Эмоциональная сторона текста также заслуживает внимания. Слабослышащие дети могут не сразу уловить тонкий подтекст или настроения героев. Для этого можно использовать задания на выражение эмоций. Например, после чтения рассказа предложите ученикам выбрать цвет, который они ассоциируют с каждым из героев, и объяснить, почему они сделали такой выбор. Это поможет им проникнуться атмосферой произведения и лучше понять эмоциональную составляющую.

Таким образом, работа с художественным текстом для слабослышащих детей требует адаптации материалов, чёткого планирования и использования разнообразных методов. Визуальная поддержка, структурированные задания, творческие упражнения и индивидуальный подход помогают учащимся глубже понять произведение, развить навыки анализа и интерпретации. Учитель, используя эти подходы, может создать условия, в которых каждый ребёнок сможет ощутить радость от погружения в мир литературы и открыть для себя её уникальную красоту.

 

 

Список литературы

Абашкина

Р. А. Технология развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха на общеобразовательных уроках / Р. А.

Абашкина

. — Текст

:

непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 26 (212). — С. 155-157. — URL:

https://moluch.ru/archive/212/51876/

Красильникова

О. А.

,

Люкина

А. С.

, Чиж

О. А.

,

Киреенкова

Е. Е.

В

озможности использования интерактивных литературных ресурсов в условиях дефектологического образования // Вестник НГПУ. 2021.

№2. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-ispolzovaniya-interaktivnyh-literaturnyh-resursov-v-usloviyah-defektologicheskogo-obrazovaniya

Красильникова

О. А.

С

истема оценки достижения

слабослышащими

и позднооглохшими обучающимися планируемых результатов освоения системы литературного развития // НАУ. 2015. №5-3

(10).

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-otsenki-dostizheniya-slaboslyshaschimi-i-pozdnooglohshimi-obuchayuschimisya-planiruemyh-rezultatov-osvoeniya-sistemy

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×