Особенности работы с учащимися ОВЗ при обучении математике в 5-6 классах | Степенко Лариса Павловна . Работа №339147
Организация: МБОУ школа N 7 г.о. Самара
Данная статья посвящена описанию особенности работы с учащимися ОВЗ при обучении математике. В настоящий момент в России наблюдается тенденция роста детей с ограниченными возможностями. Сегодня мы существуем в исключительно сложной обстановке, нам необходимо вписаться в мир, который уже есть, со всеми его нравственными проблемами. С детьми c ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) я работаю не первый год и главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики здоровья и психики каждого ребенка.
ОВЗ, или ограниченные возможности здоровья — это нарушения физического и (или) психического развития. Педагогика и медицина подходят к ним, исходя из своих задач, и имеют собственные расшифровки.
Особенности работы с учащимися ОВЗ при обучении математике в 5-6 классах
Автор: Степенко Л.П.
Организация: МБОУ школа N 7 г.о. Самара
Данная статья посвящена описанию особенности работы с учащимися ОВЗ при обучении математике. В настоящий момент в России наблюдается тенденция роста детей с ограниченными возможностями. Сегодня мы существуем в исключительно сложной обстановке, нам необходимо вписаться в мир, который уже есть, со всеми его нравственными проблемами. С детьми c ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) я работаю не первый год и главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики здоровья и психики каждого ребенка.
ОВЗ, или ограниченные возможности здоровья — это нарушения физического и (или) психического развития. Педагогика и медицина подходят к ним, исходя из своих задач, и имеют собственные расшифровки.
В современном обществе одним из основных национальных приоритетов России является создание и обеспечение благополучного и защищенного детства. Одним из основных направлений является обеспечение равных возможностей для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в особых условиях обучения и воспитания. В условиях инклюзии учитель оказывается в новом психологическом и педагогическом пространстве. Это пространство требует целенаправленно и последовательно развивать навыки гибкого реагирования на особые потребности детей с ОВЗ и использовать альтернативные формы коммуникации с ними.
О формировании профессиональных качеств инклюзивной компетенции педагога упоминают в своих работах отечественные специалисты Е.Н. Кутепова, С.В. Алехина, О.С Кузьмина, В. И. Лопатина, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. Исследователи считают, что основным аспектом в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья является индивидуализация обучения, применение личностно-ориентированного подхода, что позволяет каждому ученику развиваться в соответствии с его способностями и особенностями.
Всего выделяют 8 категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, в МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»» обучаются дети с изменением опорно-двигательного аппарата, дети с задержкой психического развития и дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети), для которых специально разрабатываются адаптированные программы.
Основная задача учителя математики заключается в грамотной организации учебного процесса, систематизации учебного материала и доступности его изложения для каждого такого ученика. Учитель математики, работающий с детьми с ОВЗ должен:
не смотреть на детей с ОВЗ как на более слабых, заботиться о психологическом и физическом здоровье учеников, уважать их границы;
выполнять все требования ФГОС, а именно:
• формировать основы гражданской идентичности, основы учебной деятельности;
• охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
• создавать специальные условия для получения образования в соответствие с особенностями, развивать творческий потенциал учеников;
• формировать общую культуру для развития личности;
В классах, в котором работаю я есть дети с задержкой психического развития. Об особенностях работы с такими детьми и пойдет речь в моей статье.
Проблема, с которой я сталкиваюсь часто на протяжении двух лет работы с детьми с ЗПР заключается в замедленном восприятии информации, трудности с анализом текса и построении выводов.
Так же для таких детей характерна резкая и частая смена настроения, импульсивность.
При обучении я учитываю плохую память, невнимательность и быструю утомляемость, поэтому во время урока стараюсь организовывать смену активной работы и отдыха и применяю разнообразные виды работы, например,:
а) начинаю урок с заданий, которые тренируют память, внимание;
б) сложные задачи даю в середине урока, когда изученный материал был повторен;
г) использую игровые моменты, и стараюсь связать знания с жизнью ребят.
Действительно, на уроках математики требуется использовать разнообразные методы обучения, которые подходят конкретному ученику, которые сочетают словесные, практические и наглядные методы. В свою очередь они:
• стимулируют у учащихся развитие самостоятельности при решении поставленных учебных задач;
• формируют умение пользоваться имеющимися знаниями;
• имеют четкую структуру и графическое выделение выводов, важнейших положений, ключевых понятий;
• содержат достаточное количество иллюстраций, облегчающих восприятие, понимание материала.
Так же эффективным приемом для нормализации учебной деятельности учащихся с ОВЗ является алгоритмизация.
При работе с детьми с ЗПР используются следующие методы проверки знаний:
• индивидуальная проверка
• работа по карточкам
• работой над алгоритмом выполнения задания
• объяснение нового материала обязательно с опорой на наглядность
• выполнение упражнений по учебнику
• тесты.
Для более эффективного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья важно формировать у них познавательный интерес, стремление узнавать на уроке что-то новое, желание и привычку думать.
Таким образом, алгоритм организации учебной деятельности в работе с детьми с ОВЗ может быть следующим:
материал преподносить малыми дозами, с постепенным усложнением;
практиковать многократные повторения и напоминания;
подавать учебный материал эмоционально окрашенным;
чередовать умственную и практическую деятельность;
никогда не спешить;
широко использовать принцип наглядности и доступности в сочетании с принципом научности;
поддерживать и поощрять активность ребенка на уроке;
соблюдать педагогический такт.
Математика, несомненно, один из важнейших предметов, преподаваемых в школе. На этих уроках у учащихся развивается фонематический слух, речь, словарный запас, мелкая моторика рук и многое другое, что помогает в формировании психологических и физических качеств ребенка. Поэтому использование в педагогической практике дидактических игр по математике крайне актуально для детей с ОВЗ.
На различных этапах урока целесообразно использовать упражнения для развития устной и письменной речи, мышления, пространственного воображения.
Для детей с ОВЗ также необходимо постоянно работать над развитием речи, формированием умения работать с учебником, справочной литературой. Актуальны задания на развитие памяти и внимания. Внимание школьников развивают, например, задания с нахождением лишнего элемента или его пропуском, исправление ошибок в заданиях. Память учащихся позволяет развивать составление опорных конспектов, логико-структурных схем, памяток. Решение логических задач позволяет формировать и развивать логическое мышление.
При закреплении учебного материала можно применять следующие типы заданий:
«Математический тренажер»
Раздаточный материал – карточки с заданиями
Особенности организации контроля по математике.
Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Важно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.).
Тематический контроль по математике проводится в письменной форме.
Итоговый контроль проводится в форме контрольных работ.
Объем контрольной работы должен быть таким, чтобы на ее выполнение учащимся требовалось 35-40 минут, причем за указанное время учащиеся должны не только выполнить работу, но успеть ее проверить.
Нередки случаи, когда у ребенка возникает желание решить контрольную работу ту, которую решает класс. Тогда критерии оценивания за одну и ту же работу будут разниться. Если на оценку «5» ученик должен решить 5 заданий без ошибок, то ребенок с ЗПР на оценку «5» решает 3 задания.
Критерии оценивания детей с ОВЗ определяет школа и учитель, в частности самостоятельно, основываясь на особенностях развития каждого ребенка. Рекомендации, которые были даны мне руководством школы заключались в том, чтобы при оценивании ребенка я старалась избегать неудовлетворительной оценки.
Подводя итоги, хочу еще раз акцентировать внимание на том, что при обучении детей с ЗПР требуется
1.Смена различных видов деятельности во время урока во избежание отвлечения внимания и переутомления учащихся.
2. Активное использование наглядного материала, опорных алгоритмов и памяток.
3. Опора на опыт ребенка во время объяснения нового материала.
4. Повторение пройденного материала. Построение объяснения нового материала с опорой на полученные ранее знания.
5. Использование во время урока заданий, направленных на развитие тех или иных психических процессов учащихся: внимания, памяти, восприятия, мышления.
И мы должны все с вами помнить, что каждый ребенок обладает уникальными особенностями, интересами, способностями и учебными потребностями. Задача школы – не только дать качественное образование, но и научить детей существовать в обществе людей с разными способностями.