Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 23.12
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Особенности работы с учащимися ОВЗ | Мой кабинет. Работа №342117

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье говорится о методах. И способах работы с учениками с овз. Написано рекомендации работы с такими учениками. Методы работы с ними. Анализируетсявиды овз. Способы подхода к каждому ученику. Рассматриваются методы контроля. Которые должны быть комфортны для учеников. Чтобы они могли выполнить работу за 30-45 минут.

«Особенности работы с учащимися ОВЗ при обучении математике в 5-6 классах»

Автор: Кузнецова Оксана Геннадиевна

Организация: МБОУ Образовательный центр «Созвездие»»

Населенный пункт: Московская область, г. Красногорск

 

Данная статья посвящена описанию особенности работы с учащимися ОВЗ при обучении математике. В настоящий момент в России наблюдается тенденция роста детей с ограниченными возможностями. Сегодня мы существуем в исключительно сложной обстановке, нам необходимо вписаться в мир, который уже есть, со всеми его нравственными проблемами. С детьми c ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) я работаю не первый год и главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики здоровья и психики каждого ребенка.

ОВЗ, или ограниченные возможности здоровья — это нарушения физического и (или) психического развития. Педагогика и медицина подходят к ним, исходя из своих задач, и имеют собственные расшифровки.

В современном обществе одним из основных национальных приоритетов России является создание и обеспечение благополучного и защищенного детства. Одним из основных направлений является обеспечение равных возможностей для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в особых условиях обучения и воспитания. В условиях инклюзии учитель оказывается в новом психологическом и педагогическом пространстве. Это пространство требует целенаправленно и последовательно развивать навыки гибкого реагирования на особые потребности детей с ОВЗ и использовать альтернативные формы коммуникации с ними.

О формировании профессиональных качеств инклюзивной компетенции педагога упоминают в своих работах отечественные специалисты Е.Н. Кутепова, С.В. Алехина, О.С Кузьмина, В. И. Лопатина, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. Исследователи считают, что основным аспектом в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья является индивидуализация обучения, применение личностно-ориентированного подхода, что позволяет каждому ученику развиваться в соответствии с его способностями и особенностями.

Всего выделяют 8 категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, в МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»» обучаются дети с изменением опорно-двигательного аппарата, дети с задержкой психического развития и дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети), для которых специально разрабатываются адаптированные программы.

Основная задача учителя математики заключается в грамотной организации учебного процесса, систематизации учебного материала и доступности его изложения для каждого такого ученика. Учитель математики, работающий с детьми с ОВЗ должен:

1. не смотреть на детей с ОВЗ как на более слабых, заботиться о психологическом и физическом здоровье учеников, уважать их границы;

2. выполнять все требования ФГОС, а именно:

• формировать основы гражданской идентичности, основы учебной деятельности;

• охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;

• создавать специальные условия для получения образования в соответствие с особенностями, развивать творческий потенциал учеников;

• формировать общую культуру для развития личности;

В классах, в котором работаю я есть дети с задержкой психического развития. Об особенностях работы с такими детьми и пойдет речь в моей статье.

Проблема, с которой я сталкиваюсь часто на протяжении двух лет работы с детьми с ЗПР заключается в замедленном восприятии информации, трудности с анализом текса и построении выводов.

Так же для таких детей характерна резкая и частая смена настроения, импульсивность.

При обучении я учитываю плохую память, невнимательность и быструю утомляемость, поэтому во время урока стараюсь организовывать смену активной работы и отдыха и применяю разнообразные виды работы, например,:

а) начинаю урок с заданий, которые тренируют память, внимание;

б) сложные задачи даю в середине урока, когда изученный материал был повторен;

г) использую игровые моменты, и стараюсь связать знания с жизнью ребят.

Действительно, на уроках математики требуется использовать разнообразные методы обучения, которые подходят конкретному ученику, которые сочетают словесные, практические и наглядные методы. В свою очередь они:

• стимулируют у учащихся развитие самостоятельности при

решении поставленных учебных задач;

• формируют умение пользоваться имеющимися знаниями;

• имеют четкую структуру и графическое выделение выводов,

важнейших положений, ключевых понятий;

• содержат достаточное количество иллюстраций, облегчающих

восприятие, понимание материала.

Так же эффективным приемом для нормализации учебной деятельности учащихся с ОВЗ является алгоритмизация.

При работе с детьми с ЗПР используются следующие методы проверки знаний:

• индивидуальная проверка

• работа по карточкам

• работой над алгоритмом выполнения задания

• объяснение нового материала обязательно с опорой на

наглядность

• выполнение упражнений по учебнику

• тесты.

Для более эффективного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья важно формировать у них познавательный интерес, стремление узнавать на уроке что-то новое, желание и привычку думать.

Таким образом, алгоритм организации учебной деятельности в работе с детьми с ОВЗ может быть следующим:

1. материал преподносить малыми дозами, с постепенным усложнением;

2. практиковать многократные повторения и напоминания;

3. подавать учебный материал эмоционально окрашенным;

4. чередовать умственную и практическую деятельность;

5. никогда не спешить;

6. широко использовать принцип наглядности и доступности в сочетании с принципом научности;

7. поддерживать и поощрять активность ребенка на уроке;

8. соблюдать педагогический такт.

Математика, несомненно, один из важнейших предметов, преподаваемых в школе. На этих уроках у учащихся развивается фонематический слух, речь, словарный запас, мелкая моторика рук и многое другое, что помогает в формировании психологических и физических качеств ребенка. Поэтому использование в педагогической практике дидактических игр по математике крайне актуально для детей с ОВЗ.

На различных этапах урока целесообразно использовать упражнения для развития устной и письменной речи, мышления, пространственного воображения.

Для детей с ОВЗ также необходимо постоянно работать над развитием речи, формированием умения работать с учебником, справочной литературой. Актуальны задания на развитие памяти и внимания. Внимание школьников развивают, например, задания с нахождением лишнего элемента или его пропуском, исправление ошибок в заданиях. Память учащихся позволяет развивать составление опорных конспектов, логико-структурных схем, памяток. Решение логических задач позволяет формировать и развивать логическое мышление.

При закреплении учебного материала можно применять следующие типы заданий:

1. «Математический тренажер»

2. Раздаточный материал – карточки с заданиями

Особенности организации контроля по математике.

Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Важно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.).

Тематический контроль по математике проводится в письменной форме.

Итоговый контроль проводится в форме контрольных работ.

Объем контрольной работы должен быть таким, чтобы на ее выполнение учащимся требовалось 35-40 минут, причем за указанное время учащиеся должны не только выполнить работу, но успеть ее проверить.

Нередки случаи, когда у ребенка возникает желание решить контрольную работу ту, которую решает класс. Тогда критерии оценивания за одну и ту же работу будут разниться. Если на оценку «5» ученик должен решить 5 заданий без ошибок, то ребенок с ЗПР на оценку «5» решает 3 задания.

Критерии оценивания детей с ОВЗ определяет школа и учитель, в частности самостоятельно, основываясь на особенностях развития каждого ребенка. Рекомендации, которые были даны мне руководством школы заключались в том, чтобы при оценивании ребенка я старалась избегать неудовлетворительной оценки.

Подводя итоги, хочу еще раз акцентировать внимание на том, что при обучении детей с ЗПР требуется

1.Смена различных видов деятельности во время урока во избежание отвлечения внимания и переутомления учащихся.

2. Активное использование наглядного материала, опорных алгоритмов и памяток.

3. Опора на опыт ребенка во время объяснения нового материала.

4. Повторение пройденного материала. Построение объяснения нового материала с опорой на полученные ранее знания.

5. Использование во время урока заданий, направленных на развитие тех или иных психических процессов учащихся: внимания, памяти, восприятия, мышления.

И мы должны все с вами помнить, что каждый ребенок обладает уникальными особенностями, интересами, способностями и учебными потребностями. Задача школы – не только дать качественное образование, но и научить детей существовать в обществе людей с разными способностями.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X