Название статьи:
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕДПОСЫЛОК ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | Тюрина Ирина Анатольевна. Работа №234645
Дата публикации:
15.02.2020
Автор:
Тюрина Ирина Анатольевна
Описание:
Автор: Тюрина Ирина Анатольевна
В статье рассматривается понятие «дисграфия» с точки зрения разных авторов. Особенности работы учителя-логопеда работающего с дошкольниками по предупреждению и устранению предпосылок дисграфии в совместной коррекционно-развивающей работе всех специалистов детского дошкольного учреждения
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕДПОСЫЛОК ДИСГРАФИИ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Тюрина Ирина Анатольевна.
г. Новосибирск, ФГБОУ ВО Новосибирский государственный педагогический университет, студент, irinaklass1979@gmail.com.
Аннотация: В статье рассматривается понятие дисграфия с точки зрения разных авторов. Особенности работы учителя-логопеда работающего с дошкольниками по предупреждению и устранению предпосылок дисграфии в совместной коррекционно-развивающей работе всех специалистов детского дошкольного учреждения
Ключевые слова: учитель-логопед, дети дошкольного возраста, дисграфия, предпосылки.
Учитель-логопед – это человек, который изучает причины и способы корректировки речи. И.Н.Садовникова, М.Е.Хватцев пишут, такой специалист помогает скорректировать речь с помощью особых упражнений, массажа и прочих методов, улучшающих артикуляцию [5; 6].
Р.И.Лалаева дает следующее определение: Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в постоянных, неоднократных ошибках, вызванных несформированным характером высших психических функций, участвующих в процессе написания [4, с. 15].
И.Н.Садовникова определяет дисграфию как частичное нарушение письма, где основным симптомом является наличие постоянных специфических ошибок, не связанных с нарушением слуха, зрения или снижение интеллекта [5, с. 136].
По словам А. Н. Корнева [2, с. 461] дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма. Как считает автор, письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс, где принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность. Письмо тесно связано с процессом устной речи ребенка, осуществляется только на основе достаточно высокого уровня её развития. Процесс письма взрослого человека является автоматизированным и отличается от характера письма ребенка, овладевшего этим навыком.
Л.К.Назарова [6, с. 450] обосновывает, что дисграфия – недоразвитие высших психических функций, осуществляющих процесс письма в норме.
Таким образом, из представленных точек зрения, определение понятия дисграфия более развернуто и точно дают ученые Р.И.Лалаева, А.Н.Корнев, И.Н.Садовникова делая вывод о том, что у детей с дисграфией отмечаются стойкие, повторяющиеся ошибки, которые вызваны несформированностью высших психических функций.
В функции учителя-логопеда может входить работа со многими нарушениями речи. Логопеды работают как с детьми, имеющими речевые недостатки или различные виды дисграфии. Прежде всего, специалист определяет причину речевых недостатков. Для этого нужно знать, как устроена речевая полость, каким образом воспроизводятся звуки, образуется голос. Но строить работу логопеду надо с учетом специальных программных требований.
Для логопедических групп разработан особый режим дня, отличающийся от обычного. Предусмотрено проведение логопедом фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Наряду с этим в расписание занятий входит время для занятий по типовой комплексной программе для детей дошкольного возраста: математика, развитие речи и ознакомление с окружающим, экология, рисование, лепка, физкультурные и музыкальные занятия.
Л. С. Выготский [2], предлагает модель коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему, которая включает в себя диагностику, профилактику и коррекционно-развивающий аспект, обеспечивающий высокий, надежный уровень речевого, интеллектуального и психического развития ребенка.
Система работы по предупреждению и устранению предпосылок дисграфии может быть эффективной только при совместной коррекционной работе всех специалистов детского дошкольного учреждения. Все специалисты работают под руководством логопеда, который является организаторам и координаторам всей коррекционно-развивающей работы. Только комплексный подход всех специалистов ДОУ дает возможность наметить речевую работу в разных жизненных ситуациях:
Логопед осуществляет постановку диафрагмально-речевого дыхания, коррекцию дефектных звуков, их автоматизацию, дифференциацию, введение их в самостоятельную речь, способствует практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения на занятиях. Воспитатели закрепляют приобретенные знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей, в содержание других занятий, а также в режимные моменты по заданию логопеда.
Инструктор физкультуры проводит занятия способствующие оздоровлению детского организма, постановке диафрагмально-речевого дыхания, совершенствованию координации основных видов движений, мелкой моторики руки, формированию положительных личностных качеств в поведении ребенка: общительности, умения рассчитывать свои силы, воспитание самоконтроля, смелости, решительности, отзывчивости, чувства товарищества.
Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь детей музыкально-терапевтических произведений. На логоритмических занятиях совершенствуются общая и мелкая моторика, выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса.
Психолог проводит тренинги уверенного поведения, психогимнастику, учит детей управлять своим настроением, мимикой, поддерживать положительный тонус, бесконфликтное поведение. Особое значение для коррекции речевого и психического развития детей имеет развитие эмоциональной сферы.
Воспитатель должен знать основные направления коррекционной программы, возрастные и индивидуальные особенности формирования речи дошкольников, понимать особенности произносительной и лексико-грамматической сторон речи и учитывать речевые возможности каждого ребенка в процессе учебной и внеучебной деятельности. Совместно с логопедом воспитатель планирует занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, подготовке к грамоте и подготовке руки к письму. Формы работы логопеда с воспитателями по профилактике речевых недостатков у детей: консультации мастер-классы; семинары-практикумы; еженедельное предоставление календарного планирования на лексические темы.
А.Н.Корнев утверждает, что в связи с этим возникает необходимость обеспечить взаимодействие, преемственность в работе воспитателя и логопеда в логопедической группе [3]. Работа воспитателя и работа логопеда должна быть совместной. Преемственность в работе логопеда и воспитателя предполагает не только совместное планирование, но и обмен информацией, обсуждение достижений детей, как в речи, так и на других занятиях. Все это фиксируется в специальной тетради.
Свою работу по предупреждению предпосылок дисграфии учитель-логопед строит также с родителями. В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей, пользуются нетрадиционные формы общения с родителями, среди которых выделяют несколько групп: информационно-аналитические, досуговые, познавательные. Модель взаимодействия представляет два блока:
Просветительский блок:
– знакомство с возрастными особенностями нервно-психического развития, этапами становления детской речи;
– ознакомление с результатами диагностики речевого развития детей;
– создание пятиминуток с играми, упражнениями;
– оформление стендов с общими рекомендациями;
Практический блок:
– демонстрация приёмов работы по коррекции и развитию речи на консультациях;
– проведение тематических семинаров – практикумов, совместных развлечений.
Наиболее часто и активно используемые формы работы логопеда с родителями – это анкетирование, родительские собрания, семинары-практикумы, консультации, оформление информационно-методического стенда Советы логопеда, памятки для родителей, индивидуальные консультации.
Вся работа позволяет создать положительный эмоциональный настрой родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей, так как родители могут увидеть наглядно проблемы собственных детей и методы их решения.
Таким образом, особенности работы учителя-логопеда работающего с дошкольниками по предупреждению предпосылок дисграфии, должна строиться на создание положительной мотивации на занятиях, познавательного интереса и развитие высших психических функций. Именно поэтому чётко представлять себе последовательность каждого этапа логопедической работы по всем направлениям по предупреждению предпосылок дисграфии, надо продумывать достаточное количество игр и упражнений, надёжно отрабатывающих формируемые навыки, но не вызывающих у детей утомления и снижения интереса.
Библиографический список:
Волкова Л. С. Логопедия. – СПб.: Детство-Пресс, 2006. – 703 с.
Выготский Л.С. Проблемы развития психики/ Под ред. А. М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с.
Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: МиМ, 2007. – 286 с.
Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб.: Союз, 2004. – 224 с.
Садовникова И. Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. – М.: Владос, 2005. – 140 с.
Хватцев М. Е. Логопедия. – М.: Владос, 2009. – 272 с.
4
Скачать работу
ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕДПОСЫЛОК ДИСГРАФИИ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Тюрина Ирина Анатольевна.
г. Новосибирск, ФГБОУ ВО Новосибирский государственный педагогический университет, студент, irinaklass1979@gmail.com.
Аннотация: В статье рассматривается понятие дисграфия с точки зрения разных авторов. Особенности работы учителя-логопеда работающего с дошкольниками по предупреждению и устранению предпосылок дисграфии в совместной коррекционно-развивающей работе всех специалистов детского дошкольного учреждения
Ключевые слова: учитель-логопед, дети дошкольного возраста, дисграфия, предпосылки.
Учитель-логопед – это человек, который изучает причины и способы корректировки речи. И.Н.Садовникова, М.Е.Хватцев пишут, такой специалист помогает скорректировать речь с помощью особых упражнений, массажа и прочих методов, улучшающих артикуляцию [5; 6].
Р.И.Лалаева дает следующее определение: Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в постоянных, неоднократных ошибках, вызванных несформированным характером высших психических функций, участвующих в процессе написания [4, с. 15].
И.Н.Садовникова определяет дисграфию как частичное нарушение письма, где основным симптомом является наличие постоянных специфических ошибок, не связанных с нарушением слуха, зрения или снижение интеллекта [5, с. 136].
По словам А. Н. Корнева [2, с. 461] дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма. Как считает автор, письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс, где принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность. Письмо тесно связано с процессом устной речи ребенка, осуществляется только на основе достаточно высокого уровня её развития. Процесс письма взрослого человека является автоматизированным и отличается от характера письма ребенка, овладевшего этим навыком.
Л.К.Назарова [6, с. 450] обосновывает, что дисграфия – недоразвитие высших психических функций, осуществляющих процесс письма в норме.
Таким образом, из представленных точек зрения, определение понятия дисграфия более развернуто и точно дают ученые Р.И.Лалаева, А.Н.Корнев, И.Н.Садовникова делая вывод о том, что у детей с дисграфией отмечаются стойкие, повторяющиеся ошибки, которые вызваны несформированностью высших психических функций.
В функции учителя-логопеда может входить работа со многими нарушениями речи. Логопеды работают как с детьми, имеющими речевые недостатки или различные виды дисграфии. Прежде всего, специалист определяет причину речевых недостатков. Для этого нужно знать, как устроена речевая полость, каким образом воспроизводятся звуки, образуется голос. Но строить работу логопеду надо с учетом специальных программных требований.
Для логопедических групп разработан особый режим дня, отличающийся от обычного. Предусмотрено проведение логопедом фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Наряду с этим в расписание занятий входит время для занятий по типовой комплексной программе для детей дошкольного возраста: математика, развитие речи и ознакомление с окружающим, экология, рисование, лепка, физкультурные и музыкальные занятия.
Л. С. Выготский [2], предлагает модель коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему, которая включает в себя диагностику, профилактику и коррекционно-развивающий аспект, обеспечивающий высокий, надежный уровень речевого, интеллектуального и психического развития ребенка.
Система работы по предупреждению и устранению предпосылок дисграфии может быть эффективной только при совместной коррекционной работе всех специалистов детского дошкольного учреждения. Все специалисты работают под руководством логопеда, который является организаторам и координаторам всей коррекционно-развивающей работы. Только комплексный подход всех специалистов ДОУ дает возможность наметить речевую работу в разных жизненных ситуациях:
Логопед осуществляет постановку диафрагмально-речевого дыхания, коррекцию дефектных звуков, их автоматизацию, дифференциацию, введение их в самостоятельную речь, способствует практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения на занятиях. Воспитатели закрепляют приобретенные знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей, в содержание других занятий, а также в режимные моменты по заданию логопеда.
Инструктор физкультуры проводит занятия способствующие оздоровлению детского организма, постановке диафрагмально-речевого дыхания, совершенствованию координации основных видов движений, мелкой моторики руки, формированию положительных личностных качеств в поведении ребенка: общительности, умения рассчитывать свои силы, воспитание самоконтроля, смелости, решительности, отзывчивости, чувства товарищества.
Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь детей музыкально-терапевтических произведений. На логоритмических занятиях совершенствуются общая и мелкая моторика, выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса.
Психолог проводит тренинги уверенного поведения, психогимнастику, учит детей управлять своим настроением, мимикой, поддерживать положительный тонус, бесконфликтное поведение. Особое значение для коррекции речевого и психического развития детей имеет развитие эмоциональной сферы.
Воспитатель должен знать основные направления коррекционной программы, возрастные и индивидуальные особенности формирования речи дошкольников, понимать особенности произносительной и лексико-грамматической сторон речи и учитывать речевые возможности каждого ребенка в процессе учебной и внеучебной деятельности. Совместно с логопедом воспитатель планирует занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, подготовке к грамоте и подготовке руки к письму. Формы работы логопеда с воспитателями по профилактике речевых недостатков у детей: консультации мастер-классы; семинары-практикумы; еженедельное предоставление календарного планирования на лексические темы.
А.Н.Корнев утверждает, что в связи с этим возникает необходимость обеспечить взаимодействие, преемственность в работе воспитателя и логопеда в логопедической группе [3]. Работа воспитателя и работа логопеда должна быть совместной. Преемственность в работе логопеда и воспитателя предполагает не только совместное планирование, но и обмен информацией, обсуждение достижений детей, как в речи, так и на других занятиях. Все это фиксируется в специальной тетради.
Свою работу по предупреждению предпосылок дисграфии учитель-логопед строит также с родителями. В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей, пользуются нетрадиционные формы общения с родителями, среди которых выделяют несколько групп: информационно-аналитические, досуговые, познавательные. Модель взаимодействия представляет два блока:
Просветительский блок:
– знакомство с возрастными особенностями нервно-психического развития, этапами становления детской речи;
– ознакомление с результатами диагностики речевого развития детей;
– создание пятиминуток с играми, упражнениями;
– оформление стендов с общими рекомендациями;
Практический блок:
– демонстрация приёмов работы по коррекции и развитию речи на консультациях;
– проведение тематических семинаров – практикумов, совместных развлечений.
Наиболее часто и активно используемые формы работы логопеда с родителями – это анкетирование, родительские собрания, семинары-практикумы, консультации, оформление информационно-методического стенда Советы логопеда, памятки для родителей, индивидуальные консультации.
Вся работа позволяет создать положительный эмоциональный настрой родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей, так как родители могут увидеть наглядно проблемы собственных детей и методы их решения.
Таким образом, особенности работы учителя-логопеда работающего с дошкольниками по предупреждению предпосылок дисграфии, должна строиться на создание положительной мотивации на занятиях, познавательного интереса и развитие высших психических функций. Именно поэтому чётко представлять себе последовательность каждого этапа логопедической работы по всем направлениям по предупреждению предпосылок дисграфии, надо продумывать достаточное количество игр и упражнений, надёжно отрабатывающих формируемые навыки, но не вызывающих у детей утомления и снижения интереса.
Библиографический список:
Волкова Л. С. Логопедия. – СПб.: Детство-Пресс, 2006. – 703 с.
Выготский Л.С. Проблемы развития психики/ Под ред. А. М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с.
Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: МиМ, 2007. – 286 с.
Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб.: Союз, 2004. – 224 с.
Садовникова И. Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. – М.: Владос, 2005. – 140 с.
Хватцев М. Е. Логопедия. – М.: Владос, 2009. – 272 с.
4