Особенности работы учителя начальных классов с учащимися "группы риска" | Лежнева Ольга Михайловна. Работа №337959
Аннотация: В статье описывается необходимость особого внимания со стороны классных руководителей, педагогов к детям "группы риска" в начальной школе, предлагаются конкретные направления работы классного руководителя с этой категорией учащихся.
Ключевые слова: группа риска, индивидуальный подход, образовательная среда, направления работы.
В каждом классе учителя сталкиваются с детьми, чье поведение вызывает беспокойство и требует особого внимания. Это могут быть дети, которые проявляют ранимость, раздражительность, плаксивость, а иногда даже агрессию, что затрудняет проведение уроков и отвлекает других учащихся. Временные отклонения от нормального поведения - нормальное явление у многих детей и, как правило, их можно преодолеть совместными усилиями родителей, учителей и воспитателей.
с учащимися "группы риска"
Лежнева Ольга Михайловна, учитель начальных классов
ГБОУ Школа № 2200
Аннотация: В статье описывается необходимость особого внимания со стороны классных руководителей, педагогов к детям "группы риска" в начальной школе, предлагаются конкретные направления работы классного руководителя с этой категорией учащихся.
Ключевые слова: группа риска, индивидуальный подход, образовательная среда, направления работы.
В каждом классе учителя сталкиваются с детьми, чье поведение вызывает беспокойство и требует особого внимания. Это могут быть дети, которые проявляют ранимость, раздражительность, плаксивость, а иногда даже агрессию, что затрудняет проведение уроков и отвлекает других учащихся. Временные отклонения от нормального поведения - нормальное явление у многих детей и, как правило, их можно преодолеть совместными усилиями родителей, учителей и воспитателей.
Однако у некоторых детей поведение выходит за рамки обычных шалостей и проступков, и воспитательная работа с ними становится сложной, не приводя к желаемым результатам.
Эти дети составляют так называемую "группу риска" и нуждаются в особом внимании со стороны учителя. Они не являются плохими или безнадежно испорченными школьниками, а просто требуют особого внимания и поддержки от окружающих.
Дети из "группы риска" представляют собой детей, находящихся в сложной ситуации из-за воздействия нежелательных факторов, которые могут препятствовать их полноценному развитию. Эти факторы могут быть разнообразными: от недостатка нормальных условий до физических недостатков, социальной и педагогической запущенности. Дети из "группы риска" требуют особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов.
Направления работы классного руководителя с детьми группы риска:
1) Ликвидация пробелов в их знаниях. Это ключевой компонент системы ранней профилактики асоциального поведения. Для этого необходимо ежедневно контролировать успеваемость учащихся, информировать их родителей и проводить индивидуальную работу для заполнения образовательных пробелов.
2) Борьба с пропусками занятий. В случае отсутствия учащихся на занятиях необходимо выяснить причину их отсутствия у родителей. Это поможет эффективнее решать проблемы и поддерживать учеников в учебном процессе.
Учащиеся должны осознавать, что вопрос посещаемости тщательно контролируется классным руководителем, и нет возможности скрыть или обмануть этот факт. Родители и классный руководитель должны поддерживать тесный контакт.
3) Организация досуга, активное участие в спорте и художественном творчестве являются важными аспектами воспитательной работы. Эти мероприятия способствуют развитию творческой инициативы учащихся, активному и здоровому проведению времени, а также формированию законопослушного поведения.
Классные руководители предпринимают разнообразные меры для вовлечения учащихся, включая тех, кто находится в трудной ситуации, в спортивные секции и общие мероприятия. Организация предметных и спортивных олимпиад, участие в конкурсах на расстоянии и выставках привлекает детей не только в качестве участников, но и как зрителей, болельщиков и организаторов. Это помогает удовлетворить потребность детей в общении, стимулирует их активное участие в школьной жизни и снижает вероятность негативного поведения.
4) Похвала учителя играет особенно важную роль в жизни таких детей. Не следует проводить сравнения между детьми и особенно негативные сравнения. Лучше сравнивать детей только с их собственными успехами и неудачами. Важно принимать ребенка таким, какой он есть.
5) Обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку. Это включает учет особенностей развития и обучения, а также адаптацию программы и методик, чтобы они соответствовали потребностям конкретного ученика. Такой подход позволяет учащимся "группы риска" не отстать от своих сверстников и успешно продолжать образовательный процесс.
6) Создание образовательной среды, которая будет способствовать их развитию и достижению успеха. Это может включать использование инклюзивных методик, адаптацию учебных материалов и создание дифференцированных заданий для каждого ученика. Такой подход способствует развитию и максимальному использованию потенциала каждого ученика "группы риска".
7) Работа с родителями учеников "группы риска". Взаимодействие с родителями играет ключевую роль в обеспечении полноценного образования и развития всех учащихся. Учитель должен предоставлять родителям информацию о прогрессе и потребностях каждого ученика, а также консультировать их по вопросам воспитания и развития.
8) Создание поддерживающей и доброжелательной обстановки в классе. Учителю следует активно работать над формированием доверительных отношений с учащимися "группы риска" и помогать им развивать чувство уверенности в себе. Важно показать ученикам, что их труд и достижения ценятся, а также обеспечить поддержку и помощь при возникновении трудностей.
В заключение, работа учителя с учащимися "группы риска" в начальной школе требует особого подхода и внимания. Учителю необходимо выявлять индивидуальные потребности и проблемы каждого ученика, разрабатывать индивидуальные планы поддержки, а также создавать поддерживающую обстановку в классе. Это поможет учащимся "группы риска" преодолеть свои трудности и достичь успеха в обучении.
Для учителей, работающих с учащимися "группы риска" в начальных классах, особенно важно разработать педагогические подходы и методы, которые помогут им эффективно обучать и поддерживать развитие данных учащихся. Каждый ученик уникален, и достижение полного успеха для каждого из них может потребовать индивидуального подхода.
Список литературы
Вакуленко Т. С. Психолого-педагогическое сопровождение детей группы риска. — М.: Феникс, 2012. — 256 с.
Цабыбин С.А. Взаимодействие школы и семьи. - Волгоград, Учитель, 2005 - 192 с.