Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Особенности работы учителя с трудным подростками | Ларионова Оксана Николаевна. Работа №343610

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья рассматривает основные особенности работы учителя с трудными подростками. Описаны сложности, с которыми сталкивается педагог, и даны рекомендации по созданию благоприятной учебной среды, которая способствует развитию трудных подростков. Особое внимание уделено подходам, направленным на установление доверительных отношений и воспитание ответственности и самоконтроля у учеников.

Ключевые слова: трудные подростки, педагогические методы, мотивация, дисциплина, психологическая поддержка, доверие. 

Особенности РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ с трудным подростками

 

Ларионова Оксана Николаевна, учитель математики

МБОУ СОШ 39

 

Аннотация. Статья рассматривает основные особенности работы учителя с трудными подростками. Описаны сложности, с которыми сталкивается педагог, и даны рекомендации по созданию благоприятной учебной среды, которая способствует развитию трудных подростков. Особое внимание уделено подходам, направленным на установление доверительных отношений и воспитание ответственности и самоконтроля у учеников.

Ключевые слова: трудные подростки, педагогические методы, мотивация, дисциплина, психологическая поддержка, доверие.

 

Работа учителя с подростками всегда требует особого подхода, так как этот возрастной период характеризуется кризисом взросления, изменением ценностей и стремлением к самостоятельности. Однако в случае с так называемыми "трудными" подростками, педагог сталкивается с еще более серьезными проблемами. Трудные подростки отличаются повышенной эмоциональностью, конфликтностью, склонностью к нарушению дисциплины и сложностями в общении. Эти особенности требуют от учителя не только педагогического мастерства, но и психологической гибкости.

Первое, с чем сталкивается учитель при работе с трудными подростками, это дефицит доверия со стороны учеников. Подростки этого типа часто не признают авторитетов, не хотят подчиняться установленным правилам и не видят необходимости следовать общепринятым нормам поведения. Поэтому для педагога важно выстраивать отношения на основе доверия и взаимного уважения. Чтобы добиться этого, учителю нужно проявить терпение и искреннюю заинтересованность в каждом ученике, независимо от его поведения или академических успехов. Важно показать, что учитель видит в ученике личность и уважает его мнение.

Примером успешного взаимодействия может служить ситуация, когда учитель обращается к подростку за советом по какому-то вопросу, связанному с учебным процессом или организацией школьных мероприятий. Такое поведение демонстрирует ученику, что его мнение важно, и может способствовать развитию у него ответственности и интереса к учебе. При этом важно не просто спрашивать совета, но и учитывать предложения подростка, чтобы он видел реальные результаты своего вклада.

Еще одной важной особенностью работы с трудными подростками является необходимость учета их эмоциональной неустойчивости. В этом возрасте подростки часто переживают сильные эмоциональные колебания, которые могут выражаться в агрессии, замкнутости или даже апатии. Задача учителя быть чутким к эмоциональному состоянию подростка и, по возможности, помогать ему справляться с трудными ситуациями. Это может проявляться в простом разговоре, индивидуальной беседе или предоставлении возможности отдохнуть от напряженной обстановки в классе.

Многие трудные подростки страдают от низкой самооценки, что часто является причиной их деструктивного поведения. Важно, чтобы учитель не акцентировал внимание на ошибках и промахах подростка, а наоборот, поддерживал его в стремлении к позитивным изменениям. Похвала за любые, даже небольшие достижения, может оказать огромное влияние на мотивацию подростка. Например, если ученик, который обычно не проявляет интереса к учебе, выполнил домашнее задание, даже не полностью, учитель должен отметить его усилия. Это стимулирует подростка к дальнейшим шагам в правильном направлении.

Учителю также необходимо создавать условия, при которых подросток сможет проявить свою самостоятельность и инициативу. Например, дать возможность участвовать в проектной деятельности, где подросток будет отвечать за определенный этап работы или поручить ему организацию школьного мероприятия. Это позволит подростку почувствовать себя полезным и значимым, что позитивно скажется на его поведении.

Не менее важен вопрос дисциплины. Трудные подростки часто нарушают правила поведения в классе, и учителю приходится принимать меры для восстановления порядка. Однако здесь важно избегать излишне авторитарного подхода, который может только усилить сопротивление со стороны подростка. Вместо этого учителю стоит разъяснить правила и последствия их нарушения, объясняя, почему те или иные нормы важны для успешного обучения. Справедливость и последовательность в применении дисциплинарных мер это ключ к успеху. Ученики должны четко понимать, за что наказывают и поощряют, а также знать, что правила одинаковы для всех.

Особое внимание стоит уделять профилактике конфликта. Учитель должен уметь вовремя замечать нарастающее напряжение между учениками или между учеником и учителем и принимать меры по его снижению. Это может быть вовремя сказанное слово поддержки, приглашение ученика к беседе или предложение поучаствовать в общей активности, которая поможет переключить внимание подростка с конфликта на созидательную деятельность.

Важным элементом работы с трудными подростками является сотрудничество с родителями и школьными психологами. Часто именно в семье кроются причины проблемного поведения, и для учителя важно понимать семейный контекст, в котором растет подросток. Совместные усилия учителя и родителей могут помочь в выработке единых подходов к воспитанию и коррекции поведения. Психологическая поддержка, в свою очередь, может включать как индивидуальные консультации для подростка, так и разработку коллективных мероприятий, направленных на улучшение психологического климата в классе.

Таким образом, работа с трудными подростками требует от учителя высокого уровня профессионализма, эмоциональной гибкости и умения строить отношения на доверии и уважении. Личное участие учителя в жизни подростка, проявление искреннего интереса к его успехам и трудностям, поддержка в сложных ситуациях и справедливое отношение к дисциплине все это способствует формированию у подростка положительного отношения к учебному процессу и улучшению его поведения.

 

Список литературы

Нечаев

М

.

П

.

П

одготовка

педагогов

к

работе

с

трудными

подростками

в

современной

школе

//

Инновационные

проекты

и

программы

в

образовании

. 2020.

1 (67).

Рыбачук

Д

.

А

.

С

пецифика

социально

-

педагогической

работы

с

трудными

подростками

// Science Time. 2016.

10 (34).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×