Особенности работы в инклюзивной школе | Рюмина Вера Анатольевна. Работа №339217
При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
Задача школы: создать условия для развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В школьном коллективе должна сформироваться установка: «К каждому ребенку с ОВЗ подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющиеся нарушения». Этому как нельзя кстати подходят слова Игнасио Эстрады «Если ребенок не может учиться так, как мы учим, может быть, мы должны учить, так как он умеет».
Первыми и самыми важными условиями для успешной организации инклюзивного обучения являются:
установка положительного психологического климата в классе.
установление тесного сотрудничества между педагогом, ребенком, родителями, специалистами сопровождения.
Одной из трудностей, которая появится у педагога, постараться перестроить своё сознание и научиться строить свои отношения с ребёнком по правилам:
Все ученики равны в школьном сообществе.
Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения.
У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей.
Вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности
.
ГЛАВНЫЕ требования к уроку с детьми ОВЗ:
- на все органы чувств;
- разнообразные виды деятельности;
- обращение к опыту ребенка;
- комфортные условия на уроке;
- ребенок должен испытывать успех в преодолении трудностей;
-содружество учителя;
- задания малыми дозами;
- игра;
- чувство самодостаточности, уважение к личности (можно осудить поступок, но не личность).
Мной использовались методы и формы работы с детьми с ОВЗ, дающие положительную динамику:
1.Индивидуальный подход на всех этапах обучения (при опросе, инд. дом. задания, посильная работа на уроке; обязательная оценка положительных результатов при всём классе даже небольшого вида деятельности).
2. Максимальное использование наглядности, опорных схем, конспектов, рисунков таблиц, карт.
3.Смена видов деятельности каждые 15–20 минут с целью предупреждения утомления.
4. Рассказ по рисунку, опорным словам, схемам.
5. Дробить вопрос на более мелкие, если возникает затруднение с ответом.
6. К подаче материала подходить очень обдуманно и не требовать от обучающегося того, что он не может сделать, учитывать материальное положение ученика, психологическое состояние на конкретный момент.
7.Чаще включать в урок коллективные, групповые виды деятельности, предусматривающие взаимопомощь.
8. Оценивать не результат и его соответствие нормам отметок, а участие в коллективной работе, поддерживать желание работать (лучший стимул-похвала).
9. Снижение объёма и скорости выполнения письменных заданий по всем предметам;
10. При работе с дневником обучающегося, делать записи об успехах.
11.На уроке максимально загружать умственной работой (дома могут не выполнить), помогать во время урока, оказывать поддержку, внимание.
12. Учить работать с книгой: чтение с хоровым проговариванием фраз, слов, с объяснением значения слов, терминов, с привлечением личного опыта ученика с целью вызвать ассоциации, образы.
13. Создание на всех этапах обучения обстановки принятия обучающегося, благоприятных отношений между обучающимися в классе, между учеником и учителем.
14. В начале урока вызвать на разговор, установить контакт с учеником, проводить повторение материала перед опросом.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬСМИ С ОВЗ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ШКОЛЕ
С каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети с неврозами, дисграфией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами (ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП).
При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
Задача школы: создать условия для развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В школьном коллективе должна сформироваться установка: «К каждому ребенку с ОВЗ подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющиеся нарушения». Этому как нельзя кстати подходят слова Игнасио Эстрады «Если ребенок не может учиться так, как мы учим, может быть, мы должны учить, так как он умеет».
Первыми и самыми важными условиями для успешной организации инклюзивного обучения являются:
установка положительного психологического климата в классе.
установление тесного сотрудничества между педагогом, ребенком, родителями, специалистами сопровождения.
Одной из трудностей, которая появится у педагога, постараться перестроить своё сознание и научиться строить свои отношения с ребёнком по правилам:
Все ученики равны в школьном сообществе.
Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения.
У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей.
Вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности
.
ГЛАВНЫЕ требования к уроку с детьми ОВЗ:
- на все органы чувств;
- разнообразные виды деятельности;
- обращение к опыту ребенка;
- комфортные условия на уроке;
- ребенок должен испытывать успех в преодолении трудностей;
-содружество учителя;
- задания малыми дозами;
- игра;
- чувство самодостаточности, уважение к личности (можно осудить поступок, но не личность).
Мной использовались методы и формы работы с детьми с ОВЗ, дающие положительную динамику:
1.Индивидуальный подход на всех этапах обучения (при опросе, инд. дом. задания, посильная работа на уроке; обязательная оценка положительных результатов при всём классе даже небольшого вида деятельности).
2. Максимальное использование наглядности, опорных схем, конспектов, рисунков таблиц, карт.
3.Смена видов деятельности каждые 15–20 минут с целью предупреждения утомления.
4. Рассказ по рисунку, опорным словам, схемам.
5. Дробить вопрос на более мелкие, если возникает затруднение с ответом.
6. К подаче материала подходить очень обдуманно и не требовать от обучающегося того, что он не может сделать, учитывать материальное положение ученика, психологическое состояние на конкретный момент.
7.Чаще включать в урок коллективные, групповые виды деятельности, предусматривающие взаимопомощь.
8. Оценивать не результат и его соответствие нормам отметок, а участие в коллективной работе, поддерживать желание работать (лучший стимул-похвала).
9. Снижение объёма и скорости выполнения письменных заданий по всем предметам;
10. При работе с дневником обучающегося, делать записи об успехах.
11.На уроке максимально загружать умственной работой (дома могут не выполнить), помогать во время урока, оказывать поддержку, внимание.
12. Учить работать с книгой: чтение с хоровым проговариванием фраз, слов, с объяснением значения слов, терминов, с привлечением личного опыта ученика с целью вызвать ассоциации, образы.
13. Создание на всех этапах обучения обстановки принятия обучающегося, благоприятных отношений между обучающимися в классе, между учеником и учителем.
14. В начале урока вызвать на разговор, установить контакт с учеником, проводить повторение материала перед опросом.
Для детей с различными формами нарушения здоровья особенно необходимо добиваться развития навыка адекватного восприятия результатов своей деятельности, не вызывая излишней нервозности и тревожности.
Прочность знаний, умений и навыков достигается специальной педагогической работой, направленной на углубление и закрепление знаний и выработку навыков. Таким средством является повторение. Повторению в коррекционном обучении принадлежит особая роль. Поэтому в программах большое количество учебного времени отводится на этот процесс. Повторение — это основа всей учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ. Повторение необходимо проводить непрерывно в течение всего учебного года, включая его в процесс изучения нового учебного материала и добиваясь осмысления между пройденным и новым. Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим.
Для себя я выделила следующие задачи педагогического сопровождения:
выявить интересы, склонности, способности,
обучающихся
к различным видам деятельности;
оказать помощь в поисках «себя»;
создать условия для индивидуального развития ребенка;
создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
расширить рамки общения с социумом;
создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру;
выстраивание программы сопровождения ребенка, привлечение педагогов дополнительного образования, родителей родителям к ее реализации;
осуществление мониторинга действенности программы сопровождения и выстраивание новой, в случае неэффективности первой программы;
любовь к ребенку и, как следствие, принятие его как личности, сопереживание, терпение, умение прощать;
ожидание успеха в решении затруднений ребенка, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении затруднений, отказ от субъективных оценок и выводов;
умение быть товарищем, партнером, защитником для ребенка.
Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке.
Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволят сделать это, не выходя из класса. Я приведу пример самых любимых упражнений релаксации:
“Дирижер”
Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка).
Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите, можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком… Пусть в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируй на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.
«Слогопесенка». Ребенок поет знакомую мелодию, используя вместо слов слоги с отрабатываемым звуком. (н-р, на мелодию песни «В траве сидел кузнечик» просим ребенка произносить слоги ЧО, ЧА).
«Телеграмма» звукотерапия. Дети, взявшись за руки, образуют круг. Учитель, поворачиваясь к ребенку, называет звук, слог или пару слогов. Ребенок должен повторить этот слог, повернувшись к товарищу. Телеграмма проходит круг, возвращаясь к педагогу. Если кто-то из детей неверно повторит звуковой ряд, значит телеграмма не дошла до адресата, и игра начинается заново.
Нарисуй букву или цифру (тактильное общение - на спине соседа). Рисование фигур на спине. Это очень полезная игра, знакомая многим из детства. Игра способствует снятию мышечных зажимов, развитию тактильного восприятия, стимулирует работу обоих полушарий головного мозга, развивает воображение.
Широко используется приём с различными цветовыми изображениями.
У учащихся две карточки разного цвета. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Учитель должен обязательно уточнить изменения настроения ребёнка в ходе занятия. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.
«Дерево чувств» – учащимся предлагается повесить на дерево яблоки красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или зелёного, если ощущают дискомфорт.
Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога, психолога, логопеда в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.
Таким образом, получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.