"Особенности работы в классе фортепианного ансамбля" | Хамидов Руслан Рауфович, Кошкин Артём Алексеевич, Комарова Ксения Андреевна. Работа №320027
Методическая статья на тему "Особенности работы в классе фортепианного ансамбля с учащимися младших классов ДМШ и ДШИ"
Уроки ансамбля в классе фортепиано позволяют развить целый комплекс способностей учащихся, среди которых музыкальный слух, память, чувство ритма, беглость пальцев, культура звукоизвлечения, умение расслышать разные пласты фактуры и градации динамических оттенков. Кроме того, данный вид музицирования расширяет музыкальный кругозор исполнителя, способствует пониманию формы сочинения, эстетически и художественно обогащает юного музыканта-пианиста.
А. А. Кошкин, Р. Р. Хамидов, К. А. Комарова
МБУДО «ДШИ №4 Советского района г. Казани»
koshkinartem@vk.com
Особенности работы в классе фортепианного ансамбля с учащимися младших классов ДМШ и ДШИ
Форма ансамблевого музицирования с давних пор стала не только видом исполнительской деятельности музыканта, но и формой обучения, начиная с раннего этапа музыкального образования. На уроках по фортепиано во время исполнения ансамбля у учащихся заметен неподдельный интерес к процессу, это является отличной мотивацией в работе с юными музыкантами.
Для многих учеников различных инструментальных классов игра в ансамбле является постоянным процессом. Для пианистов же обращение к ансамблевой игре более редкое явление. Фортепиано как инструмент с богатейшими возможностями позволяет экспериментировать, исполнять практически все музыкальные произведения любых жанров, а игра на фортепиано в четыре руки или на двух фортепиано еще больше обогащает художественные возможности этого инструмента.
К сожалению, в практике преподавания ансамбля на уроках есть и ряд педагогических трудностей. Как правило, занятие фортепианным ансамблем в ДМШ и ДШИ многие педагоги ошибочно рассматривают как вспомогательную форму работы. Зачастую, при разучивании партий фортепианного ансамбля учащимися, педагог уделяет недостаточное количество внимания тому, насколько правильно ученики осмыслили выразительные средства произведения, особенности исполнения, технические трудности совместной игры. Особенно важно уделять внимание осмыслению того, что играет учащийся, уже на раннем этапе обучения.
Для успешного исполнения фортепианного ансамбля необходимо немало факторов, среди которых следующие: грамотный подбор участников ансамбля, поддержание на уроке благоприятной атмосферы для совместного музицирования и творчества, развитие с раннего этапа обучения у учащегося навыка игры в ансамбле, формирование навыка взаимодействия между участниками ансамбля, развитие у учащихся умения определять художественный замысел произведения, следовать композиторскому замыслу, умение определять основные функции собственной партии, умение приходить к консенсусу при создании художественно целостного музыкального образа.
Педагог начинает играть с учащимся уже с первых уроков. На первых уроках это небольшие попевки, маленькие мелодии, музыкальные игры (голос кукушки, переклички в лесу). Ансамблевая игра на начальном этапе обучения подключает музыкальное восприятие, слуховой анализ и развивает обучающегося, позволяя расширить сферу восприятия образов музыки, познакомиться с богатством выразительных музыкальных средств.
На первых занятиях педагог с учащимся разбирает и объясняет правильную посадку каждого из участников ансамбля, а также посадку относительно друг друга. Разбирает сложности и правила педализации при исполнении на одном инструменте. Важно научить учащихся синхронно брать и снимать звук, установить равновесие звучания в аккордах, если они разделены между партиями, соблюдать однотипность ритмического пульса и весь спектр темповых градаций. Постепенно задачи усложняются — между ансамблистами могут возникать трудности, связанные с полиритмией, педализацией.
Большие трудности возникают у учеников при игре за одним фортепиано в четыре руки. Как отмечает пианистка Елена Сорокина, такое близкое соседство способствует достижению внутреннего единства между музыкантами-исполнителями. Но это единство возникает уже на этапе, когда у исполнителей за плечами немалый опыт совместной игры. Уже на первых уроках при музицировании в четыре руки особое внимание уделять стоит посадке за инструментом, ведь у каждого исполнителя в распоряжении теперь не вся клавиатура, как у солиста, а лишь ее часть. Важно, чтобы учащиеся научились правильно определять свою область клавиатуры и не мешали другому исполнителю.
При сольном исполнении произведений ученик привыкает слушать только себя. В ансамбле же важно не просто слушать своего партнера, но и обращать внимание на то, что звучит при совместном исполнении. Важно показать ученику, что если сидеть «уткнувшись» в клавиатуру и не смотреть в сторону партнёра, то никогда не получится хорошего и слаженного ансамбля. Нужно научиться концентрироваться не только на собственном нотном тексте и задачах исполнительства, но и следить за своим партнёром по ансамблю, находясь с ним в непрерывном контакте.
При игре двух учащихся за одним инструментом в 4 руки педагогу следует объяснить ученикам, что педализировать должен исполнитель второй партии (secondo), ведь партия именно этого исполнителя является гармонической основой. Исполнителю второй партии следует обращать внимание на педализацию не только своей отдельно взятой партии, т.к. порой следует педализировать первую партию даже в момент собственной паузы. Важно следить, что происходит в партии партнера (primo), научиться панорамно смотреть, слышать, охватывая обе партии. Для формирования навыка правильной «чистой» педализации можно предложить учащемуся, исполняющему вторую партию, несколько раз при исполнении ансамбля не играть свою партию, а только слушать партнера и при этом педализировать. Как показывает практика, это не просто, и требует от учащихся предельной внимательности и сконцентрированности. Также полезно поменять исполнителей партий secondo и primo местами, чтобы учащиеся не зацикливались на собственных задачах и миссии в ансамбле, а могли как вести основную мелодическую линию, так и исполнять фундамент произведения и учиться правильно использовать педаль.
Еще одна проблема при исполнении ансамбля у учащихся — это трудности с переворотом нотного текста и неумение просчитать длительные паузы или пустые такты. Учащихся нужно сразу научить, что между собой еще на уроках следует договориться, кто переворачивает страницы, кому это удобнее и логичнее делать во время исполнения партии. Если у каждого из исполнителей нет пауз перед переворотом страницы, то следует выбрать, какой пропуск в нотном тексте будет меньшей потерей и будет менее заметен слушателю при исполнении. Учащиеся должны понимать, что переворот страницы — дело ловкое и быстрое, можно переворачивать ноты любой рукой, при этом продолжая играть второй.
Еще одна трудность для учащихся, играющих на фортепиано в четыре руки — одновременно начать играть произведение. Одновременное начало потребует от учеников и тренировки, и взаимопонимания. Учащихся следует научить специальному приему — дирижерскому замаху, ауфтакту. Манера считать перед началом ансамбля «три, четыре» не является правильной, ведь произведение, во-первых, может быть трехдольным, а во-вторых, на конкурсе или на экзамене подсчет вслух будет считаться грубой ошибкой. Полезным будет для учащихся совместно с жестом перед началом произведения одновременно взять дыхание — сделать короткий вдох. Это поможет начать произведение очень органично, а заодно снимет скованность и зажатость.
Как одновременное начало, так и одновременное «снятие» не менее важно при исполнении произведения, при игре аккордов, при снятии окончаний фраз. Синхронность в ансамбле – первое техническое требование совместной игры. Кроме того, важно уметь слышать паузы, не игнорировать их, ведь паузы обладают очень выразительным значением. Одним из важнейших факторов при исполнении ансамбля является умение держать равновесие и баланс как в аккордах, так и в одновременном проведении голосов. Ученики должны уметь договориться о всех приемах звукоизвлечения.
Динамические оттенки при игре ансамбля также являются важнейшим выразительным средством. При разборе произведения и исполнении следует избегать динамического однообразия, стараться передать весь спектр оттенков динамики — от pp до ff. При четырехручном исполнении диапазон динамических оттенков больше, чем при исполнении произведения одним пианистом. Два исполнителя могут задействовать всю клавиатуру, исполнять плотные совместные аккорды. Исполнитель второй партии является фундаментом ансамбля, именно от него и зависит динамическое развитие произведения. Полезной формой работы на уроке при разучивании ансамбля может стать исполнение фрагментов произведения с измененной динамикой.
В ансамбле очень важно совместно понимать и чувствовать темп, четко представлять ритмический рисунок произведения. Учащимся и педагогу нужно найти художественно наиболее оправданный темп, удобный для обоих исполнителей и выразительно передающий образный замысел композитора. При исполнении ансамблей формируется коллективный ритм. Для его развития хорошо практиковаться в разборе разнохарактерных пьес и менять партиями партнеров.
Уроки ансамбля в классе фортепиано позволяют развить целый комплекс способностей учащихся, среди которых музыкальный слух, память, чувство ритма, беглость пальцев, культура звукоизвлечения, умение расслышать разные пласты фактуры и градации динамических оттенков. Кроме того, данный вид музицирования расширяет музыкальный кругозор исполнителя, способствует пониманию формы сочинения, эстетически и художественно обогащает юного музыканта-пианиста.
Грамотно организованная форма занятий ансамблем на уроке фортепиано в ДМШ и ДШИ позволит любому ученику раскрыться, научиться выражать себя в музыке и впоследствии станет одним из важнейших факторов для дальнейшего профессионального развития.