Особенности работы в малых творческих группах на уроках русского языка и литературного чтения | Гришечко Юлия Александровна. Работа №347469. Номер работы: №347469
Аннотация. Статья посвящена особенностям организации работы в малых творческих группах на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе. Описаны основные педагогические преимущества такой формы обучения, включая развитие навыков общения, сотрудничества, критического мышления и творческих способностей учащихся. Особое внимание уделяется методике организации групповой работы, роли учителя и конкретным практическим приемам, позволяющим сделать процесс обучения более эффективным и увлекательным. В статье предложены рекомендации по успешной организации малых групп на уроках русского языка и литературного чтения с учетом возрастных и психологических особенностей младших школьников.
Ключевые слова: малые группы, творчество, русский язык, литературное чтение, начальная школа, сотрудничество, критическое мышление.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ В МАЛЫХ ТВОРЧЕСКИХ ГРУППАХ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Гришечко Юлия Александровна, учитель начальных классов
МБОУ СОШ 2, г. Салехард
Аннотация. Статья посвящена особенностям организации работы в малых творческих группах на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе. Описаны основные педагогические преимущества такой формы обучения, включая развитие навыков общения, сотрудничества, критического мышления и творческих способностей учащихся. Особое внимание уделяется методике организации групповой работы, роли учителя и конкретным практическим приемам, позволяющим сделать процесс обучения более эффективным и увлекательным. В статье предложены рекомендации по успешной организации малых групп на уроках русского языка и литературного чтения с учетом возрастных и психологических особенностей младших школьников.
Ключевые слова: малые группы, творчество, русский язык, литературное чтение, начальная школа, сотрудничество, критическое мышление.
Одной из важных тенденций в современной педагогике является отход от традиционной, фронтальной модели обучения в пользу интерактивных и креативных методов работы. Одним из таких методов является организация работы в малых творческих группах. Для начальных классов данный подход особенно важен, поскольку дети только начинают осваивать навыки коллективного взаимодействия и работы в команде. На уроках русского языка и литературного чтения творческие группы помогают формировать у детей чувство коллективизма, развивают устную речь, стимулируют интерес к предмету и формируют навыки самостоятельного мышления.
Работа в малых творческих группах представляет собой активную форму обучения, которая предполагает разделение учащихся на небольшие группы для совместного выполнения учебных задач. Этот метод направлен не только на развитие учебных навыков, но и на формирование социальных компетенций, таких как умение сотрудничать, принимать решения, критически оценивать информацию и генерировать идеи. На уроках русского языка и литературного чтения работа в группах помогает младшим школьникам глубже осмысливать художественные тексты, анализировать языковые особенности и формировать грамотную письменную речь.
Рассмотрим педагогические преимущества работы в малых творческих группах:
1. Развитие коммуникативных навыков
Работа в малых группах способствует развитию у детей навыков общения. При выполнении коллективных заданий ученики учатся выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, слушать и учитывать мнение других. На уроках русского языка это особенно важно, так как активная устная практика способствует развитию речи и увеличению словарного запаса.
2. Развитие критического мышления
В процессе групповой работы дети учатся анализировать тексты, находить в них основные идеи, обсуждать смысл произведений и делать выводы. На уроках литературного чтения школьники могут делиться своими мыслями и впечатлениями о произведении, что стимулирует их критическое мышление и способствует более глубокому пониманию текста.
3. Творческое самовыражение
Работа в группах создает условия для развития творческих способностей учеников. Например, при анализе литературных произведений дети могут создавать собственные иллюстрации, сочинять продолжение рассказа или инсценировать фрагменты текста. Эти творческие задания позволяют им раскрыть свои таланты и поддерживают интерес к учебному процессу.
4. Умение работать в команде
Работа в малых группах учит детей сотрудничеству, что важно не только в учебной деятельности, но и в повседневной жизни. Ученики учатся делить ответственность, распределять роли, помогать друг другу и принимать коллективные решения. Эти навыки пригодятся им на всех уровнях образования и в будущем.
Для того чтобы работа в небольших группах была продуктивной и соответствовала образовательным целям, учителю необходимо тщательно спланировать и организовать процесс. Важно уделить внимание ряду ключевых аспектов.
1. Четкое распределение ролей. Важно, чтобы в каждой группе было четкое распределение ролей: кто-то может выступать в роли координатора, кто-то - ответственного за выполнение определенных задач. Это помогает детям лучше понять, какие функции они выполняют, и повышает ответственность за общий результат.
2. Постановка конкретных целей
Для успешной работы важно, чтобы дети понимали, какую задачу перед ними ставят. На уроках русского языка это может быть коллективное написание рассказа, создание словаря по теме, составление вопросов к тексту и так далее. На уроках литературного чтения – обсуждение сюжета, характеристики героев или анализ авторских приёмов.
3. Использование творческих заданий
Творческие задания способствуют поддержанию интереса детей к процессу обучения. Например, учитель может предложить детям нарисовать персонажей литературного произведения, придумать альтернативную концовку или инсценировать диалоги между героями. Это не только способствует лучшему пониманию текста, но и развивает фантазию и художественное мышление детей.
4. Рефлексия после выполнения задания
После завершения работы в группах важно проводить рефлексию, где дети могут поделиться своими впечатлениями о выполненной работе, обсудить трудности, с которыми они столкнулись, и найти пути их преодоления. Это помогает развить у школьников навыки самооценки и анализа своей работы.
Роль учителя в организации работы малых групп заключается в том, чтобы направлять учащихся, помогать им выстраивать взаимодействие и оказывать необходимую помощь в ходе выполнения заданий. Учитель выступает скорее координатором, нежели непосредственным участником групповой работы. Важно, чтобы педагог умел ненавязчиво наблюдать за процессом и помогать в случае затруднений, не нарушая автономию группы.
Учитель также должен стимулировать активное участие всех детей в группе, предотвращая доминирование одних учеников и пассивное поведение других. В этом помогает регулярная смена ролей внутри группы, что позволяет каждому ученику почувствовать свою значимость в процессе обучения.
Практические рекомендации для учителей:
1. Формирование групп с учетом личностных особенностей детей
Важно учитывать психологические особенности каждого ребёнка при формировании групп. Учитель может создавать группы, исходя из уровня подготовленности учеников, их коммуникативных навыков и стиля работы.
2. Разнообразие заданий
Для поддержания интереса детей к работе важно использовать разнообразные задания: от обсуждения текстов до создания творческих проектов. Это позволяет вовлечь в работу даже тех детей, которые склонны к пассивности при традиционных методах обучения.
3. Поощрение самостоятельности
Работа в группах должна быть организована так, чтобы дети могли самостоятельно принимать решения и справляться с поставленными задачами. Учитель должен выступать в роли наставника, помогая в сложных ситуациях, но не вмешиваясь в каждую деталь работы.
В заключение можно отметить, что работа в малых творческих группах на уроках русского языка и литературного чтения является эффективным средством развития у детей коммуникативных, творческих и аналитических навыков. Такой подход способствует повышению интереса к учебным предметам, улучшает усвоение материала и помогает формировать навыки коллективной деятельности. Однако успешность групповой работы зависит от правильной организации и умелого руководства со стороны учителя. Важно, чтобы задания были разнообразными, интересными и соответствовали уровню подготовленности учащихся, а также чтобы в процессе обучения учитывались индивидуальные особенности каждого ребёнка.
Список литературы
Желтовская
Л.Я. Особенности развития умения общаться у младших школьников // Начальная школа. – 201
5
. – № 5. – С. 50-57.
Жесткова
Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников на уроках литературного чтения посредством технологии
квест
/ Е.А.
Жесткова
, М.Д Зимина // Начальная школа. – 2017. - №12. – С. 41-45.
Клевакина
В. П. Групповая форма обучения как способ совместной педагогической деятельности учителя и обучающихся в процессе обучения литературному чтению//Экс
перимент и инновации в школе. – 2018. – № 4.