Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Особенности разработки индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования | Мутагарова Гульнара Кашаповна. Работа №348326

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются особенности разработки индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях инклюзивного образования. Акцент делается на необходимость учета индивидуальных потребностей и возможностей каждого ребенка с ОВЗ, а также на важности междисциплинарного подхода при организации образовательного процесса. Приводятся примеры успешной интеграции коррекционной работы с учебной деятельностью.

Ключевые слова: дети с ОВЗ, инклюзивное образование, индивидуальный образовательный маршрут, коррекционная работа, междисциплинарный подход, образовательные потребности.

Особенности разработки индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

 

Мутагарова Гульнара Кашаповна, учитель-дефектолог

МБОУ СОШ №32, г. Сургут

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности разработки индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях инклюзивного образования. Акцент делается на необходимость учета индивидуальных потребностей и возможностей каждого ребенка с ОВЗ, а также на важности междисциплинарного подхода при организации образовательного процесса. Приводятся примеры успешной интеграции коррекционной работы с учебной деятельностью.

Ключевые слова: дети с ОВЗ, инклюзивное образование, индивидуальный образовательный маршрут, коррекционная работа, междисциплинарный подход, образовательные потребности.

 

Разработка индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является важным и сложным процессом, который требует особого внимания к каждому ребенку. В условиях инклюзивного образования перед педагогами стоит задача не только адаптировать учебную программу, но и обеспечить полноценное включение ребенка с ОВЗ в учебный процесс, учитывая его психофизические особенности, потребности и потенциал. ИОМ позволяет создать гибкую и эффективную систему обучения, которая направлена на максимальное развитие способностей ребенка и его успешную интеграцию в общество.

Первым этапом в разработке ИОМ является детальная диагностика особенностей ребенка. Учителю-дефектологу необходимо изучить медицинские, психологические и педагогические данные о ребенке. Это позволяет определить его актуальный уровень развития, сильные и слабые стороны, а также потенциальные трудности, с которыми он может столкнуться в процессе обучения. Например, ребенок с расстройством аутистического спектра (РАС) может иметь высокие когнитивные способности, но испытывать сложности в общении и взаимодействии с другими детьми. Задача педагога — разработать маршрут, который будет учитывать не только образовательные задачи, но и особенности социализации ребенка.

ИОМ разрабатывается на основе федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), но адаптируется под конкретные возможности ребенка. Важно, чтобы маршрут был направлен не на устранение недостатков, а на развитие потенциала. Например, если у ребенка с ОВЗ наблюдаются сложности с чтением, то образовательный маршрут может включать специальные задания по развитию фонематического слуха и техники чтения, а также элементы игровой терапии для снижения напряжения при обучении. Такой подход позволяет сделать процесс обучения для ребенка не только более доступным, но и интересным, снижая стресс и улучшая результаты.

Одним из ключевых элементов ИОМ является включение коррекционной работы в общий образовательный процесс. Это предполагает сотрудничество учителя-дефектолога, педагога-психолога, логопеда, а также других специалистов в зависимости от потребностей ребенка. Например, для ребенка с задержкой психического развития (ЗПР) может быть организована коррекционная поддержка, направленная на развитие памяти, внимания и мышления. Важно, чтобы все специалисты работали в тесной взаимосвязи, разрабатывая общие цели и задачи для ребенка. Такой междисциплинарный подход позволяет не только улучшить учебные результаты, но и создать условия для полноценного развития личности ребенка.

Практика показывает, что успешность реализации ИОМ во многом зависит от взаимодействия с семьей ребенка. Родители должны быть вовлечены в процесс обучения и понимать, какие задачи стоят перед их ребенком, какие методы используются для его обучения и развития. Учитель-дефектолог, в свою очередь, должен регулярно консультировать родителей, помогая им корректировать поведение и учебные задачи ребенка в домашних условиях. Например, если ребенок с нарушениями речи испытывает трудности с произношением звуков, родители могут использовать специальные игры и упражнения для закрепления навыков, полученных на занятиях.

Еще одним важным аспектом разработки ИОМ является гибкость образовательного процесса. Ребенок с ОВЗ может развиваться неравномерно, и его успехи в одной области могут сопровождаться сложностями в другой. Например, ребенок с ДЦП может хорошо справляться с заданиями на мышление и логику, но испытывать трудности с выполнением письменных заданий из-за моторных нарушений. В таких случаях важно адаптировать учебные задания так, чтобы они были посильны для ребенка, но при этом сохраняли образовательную ценность. Это может быть, например, использование альтернативных способов выполнения заданий, таких как устные ответы или работа с компьютерными программами.

Инклюзивное образование требует создания комфортной и доступной среды для всех детей, включая тех, у кого есть особенности развития. Индивидуальный образовательный маршрут становится тем инструментом, который помогает учителю организовать процесс обучения с учётом потребностей каждого ученика, сохраняя при этом общий ритм класса. Важно помнить, что целью ИОМ является не только достижение учебных целей, но и создание условий для полноценного личностного и социального развития ребенка с ОВЗ.

Примером успешного внедрения ИОМ может служить ситуация, когда ребенок с РАС, который испытывает сложности в социальных взаимодействиях, постепенно начинает включаться в общие игры и задания с другими детьми, благодаря использованию индивидуальных методов работы. Педагог может предложить задания, где ребенок будет участвовать сначала индивидуально, а затем с партнёром или небольшой группой, постепенно расширяя круг взаимодействий.

Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут является важнейшим инструментом в инклюзивном образовании, позволяющим учителям и специалистам создавать условия для гармоничного развития детей с ОВЗ. Его успешная реализация требует комплексного подхода, тесного сотрудничества всех участников образовательного процесса, а также гибкости и внимания к индивидуальным особенностям каждого ребенка.

 

 

Список литературы

Герасимова Ю. А.

И

ндивидуальный образовательный маршрут // Символ науки. 2023. №9-2. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/individualnyy-obrazovatelnyy-marshrut

Колосова Елена Борисовна

И

ндивидуальный образовательный маршрут ребенка с ограниченными возможностями здоровья в горизонте жизненных перспектив: постановка проблемы // Проблемы современного образования.

2021.

№1. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/individualnyy-obrazovatelnyy-marshrut-rebenka-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-gorizonte-zhiznennyh-perspektiv

Котова Светлана Аркадьевна, Цветков Валерий Викторович Технология проектирования индивидуального образовательного маршрута // Школьные технологии.

2017.

№3. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-proektirovaniya-individualnogo-obrazovatelnogo-marshruta

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×