Особенности разработки методического материала по иностранному языку для детей с ОВЗ | Зубащенко Ирина Васильевна. Работа №350489
Аннотация. В статье рассматриваются ключевые аспекты разработки методических материалов по иностранному языку для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Автор выделяет важность адаптации учебных ресурсов, направленных на повышение доступности и эффективности обучения, и предлагает рекомендации, основанные на практических примерах и современных педагогических подходах.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, иностранный язык, адаптация материалов, методика преподавания, инклюзивное образование, специальные образовательные потребности.
Особенности разработки методического материала
по иностранному языку для детей с ОВЗ
Зубащенко Ирина Васильевна, учитель английского языка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Новоусманского муниципального района Воронежской области «Новоусманский образовательный центр»
Аннотация. В статье рассматриваются ключевые аспекты разработки методических материалов по иностранному языку для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Автор выделяет важность адаптации учебных ресурсов, направленных на повышение доступности и эффективности обучения, и предлагает рекомендации, основанные на практических примерах и современных педагогических подходах.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, иностранный язык, адаптация материалов, методика преподавания, инклюзивное образование, специальные образовательные потребности.
Для эффективного преподавания иностранного языка детям с ОВЗ необходимо учитывать разнообразие их образовательных потребностей. Создание методических материалов требует тщательного подхода, который позволит адаптировать содержание и формы подачи информации таким образом, чтобы они соответствовали индивидуальным возможностям каждого ученика. Прежде всего, важно понимать, что обучающиеся с ОВЗ не представляют собой однородную группу. К данной категории относятся дети с различными нарушениями — от слуховых и зрительных до интеллектуальных и психоэмоциональных, что влияет на специфику методической работы.
Одним из основных аспектов при разработке материалов является визуализация информации. Дети с нарушениями восприятия, особенно слуха и речи, лучше воспринимают материал через зрительные образы. Учитель может использовать карточки с изображениями, цветные схемы, видео и слайды, которые помогают представить лексический и грамматический материал более доступно. Например, при изучении темы «Домашние животные» полезно использовать карточки с изображением животных и написанными под ними названиями. Такая визуальная поддержка способствует лучшему запоминанию слов и созданию устойчивых ассоциаций. Для детей с нарушениями интеллекта подача материала должна сопровождаться простыми и короткими фразами, сопровождаемыми иллюстрациями, что помогает снизить когнитивную нагрузку и сделать обучение более доступным.
При работе с детьми с ограниченными возможностями важно также учитывать темп обучения. Педагогу рекомендуется разрабатывать материалы с учетом возможности увеличения времени на освоение каждого этапа. Например, на занятиях по изучению новой лексики полезно предоставить время для многократного повторения каждого слова и предложить учащимся несколько способов его использования. Дети с нарушениями памяти, концентрации и внимания особенно нуждаются в повторении материала для его лучшего усвоения. Разработка дополнительных упражнений, таких как простые карточные игры, помогает закрепить изученные слова и сделать обучение более интересным.
Применение аудиовизуальных материалов особенно полезно для детей с нарушениями зрения, слуха и речи. Записи с четким произношением слов и фраз помогают учащимся осваивать язык в их собственном темпе. Однако важно учитывать, что для слабослышащих детей могут понадобиться субтитры или визуальные схемы, поясняющие содержание. Например, для изучения разговорных фраз можно использовать короткие видео с субтитрами, показывающие типичные ситуации общения, такие как знакомство или просьба о помощи. Таким образом, дети получают возможность наблюдать за выражениями лиц и языком тела, что является важной составляющей для развития навыков общения у детей с ОВЗ.
Методика создания материалов для детей с ОВЗ должна учитывать принцип структурированности. Дети, испытывающие трудности с восприятием информации, нуждаются в четкой, предсказуемой структуре урока. Каждый урок лучше строить по схеме: вступление, основная часть и закрепление. Например, в начале урока можно повторить ранее изученные слова с помощью игры «Вопрос-ответ», затем перейти к объяснению нового материала и завершить занятие повторением и закреплением. Этот подход позволяет детям лучше ориентироваться в содержании и последовательности обучения, снижает уровень тревожности и улучшает мотивацию к обучению.
Игровой подход также играет важную роль в обучении детей с ОВЗ. Различные игровые методики помогают создать комфортную атмосферу и поддерживать интерес детей к предмету. Например, можно использовать игру «Найди слово», в которой дети ищут слова по английскому языку на время, а затем объясняют их значение. Этот вид деятельности позволяет закрепить новый лексический материал, снизить страх перед ошибками и повысить самооценку ученика, что особенно важно для детей с эмоциональными нарушениями. Игровые занятия создают возможность для взаимодействия, позволяют детям делиться своими мыслями и чувствами, что способствует развитию не только языковых, но и коммуникативных навыков.
Эффективность методических материалов для детей с ОВЗ возрастает при использовании адаптированных текстов. Например, тексты, включающие простые и короткие предложения, позволяют облегчить восприятие и делают процесс чтения менее напряженным. Важно включать задания на проверку понимания текста, такие как выбор подходящего ответа или краткий пересказ прочитанного. Для детей с нарушениями внимания полезно включать в тексты иллюстрации или фотографии, связанные с темой, чтобы визуально направить их внимание и улучшить восприятие. Учитель может разработать материалы, которые позволят детям работать с текстами в индивидуальном режиме, что снижает риск перегрузки и способствует повышению мотивации.
Для создания эффективного методического материала также важно взаимодействие с родителями и специалистами, такими как логопеды, психологи и дефектологи. Совместное обсуждение помогает учителю понимать, какие методы лучше подходят для конкретного ребенка и какие задания требуют адаптации. Например, для ребенка с моторными нарушениями можно использовать упражнения, требующие минимального письма и больше устного ответа. Включение родителей в процесс разработки материалов позволяет учителю корректировать задания в соответствии с потребностями ребенка и добиваться более значительных успехов в обучении.
Таким образом, методические материалы по иностранному языку для детей с ОВЗ должны быть максимально ориентированы на их особенности и потребности. Адаптация материалов, визуальная поддержка, структурированность и игровые элементы способствуют улучшению качества обучения, делая процесс изучения иностранного языка более доступным и интересным. Учителям, работающим с детьми с ОВЗ, важно помнить, что каждый ребенок уникален, и от их профессионализма зависит успешность формирования языковых и коммуникативных навыков у этих детей.
Список литературы
Липатова А. В. Особенности обучения детей с ОВЗ английскому языку // Специальное образование.
2017. №. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obucheniya-detey-s-ovz-angliyskomu-yazyku
Мананникова Е. В. Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка // Евразийский научный журнал.
2017. №12. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-raboty-s-detmi-s-ovz-na-urokah-angliyskogo-yazyka
Фазмутдинова
Р. Р. Подходы к обучению студентов с ОВЗ иноязычной коммуникации: на примере фонетики английского языка // Современное педагогическое образование.
2024. №3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/podhody-k-obucheniyu-studentov-s-ovz-inoyazychnoy-kommunikatsii-na-primere-fonetiki-angliyskogo-yazyka