Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Особенности развитие коммуникативных навыков у детей ОВЗ" | Горбунова Инга Александровна . Работа №313688

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье рассматриваются особенности формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. 

Важнейшим фактором формирования личности, в психологии, рассматривается общение, как главное условие развития ребенка, ведущий вид деятельности человека, ориентированный на самопознание и самооценку, средствами взаимодействия с окружающими (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина и др.).

Особенности развитие коммуникативных навыков у детей ОВЗ

Коммуникативные качества — это те качества личности, которые помогают ориентироваться в различных ситуациях общения. Они не являются врожденным, их нужно развивать, особенно у детей с ОВЗ. Развитые коммуникативные качества - одного из основных условий развития ребенка, формирования его личности. Проблема развития коммуникативных качеств детей с ограни¬ченными возможностями здоровья (ОВЗ) всегда была в центре внимания отечественных педагогов. Об этом свидетельствуют фундаментальные исследования отечественных психологов прошлых лет и настоящего времени (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.). В современном обществе коммуникативной сфере ребенка уделяется значительно меньше внимания, чем интеллектуальному развитию. Проблема коммуникативной дезадаптации детей с ограниченными возможностями здоровья представляется недостаточно изученной. Педагоги, и конечно родители должны по¬мочь детям научиться общаться, приобрести необходимые для этого знания и качества.

Овладение техникой общения, как и многими другими умениями, у детей с ОВЗ происходит с отставанием. Эти дети пусть и не в полном объеме, но пройдут все ступени коммуникативных умений. Очень важно помочь преодолеть трудности как можно быстрее, не теряя драгоценного время.

Особенности коммуникации детей с ОВЗ:

снижение потребности в общении, так как не знают, как. (дома часто его потребности угадываются родителями до того, как он о чем-то попросит);

речевые недостатки (нарушения звукопроизношения, лексико-грамматического строя и трудности построения связного высказывания) мешают правильному выражению мыслей;

трудности понимания обращенной речи;

трудности в употреблении невербальных средств общения - выразительных движений, мимики, жестов;

при нарушениях зрения наблюдается также затрудненное восприятие неречевых средств, дети не видят реакцию собеседника (они не видят и не понимают улыбку, одобрение);

некоторые дети неактивны,

невербальны

, другие наоборот импульсивны, многословны, невнимательны к словам собеседника.

Развитие выше перечисленных умений нужны для чтобы любой ребенок мог гармонично вписаться в любой коллектив и чувствовать себя полноправными членами общества, т.е. социализироваться.

Социализация – процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

 

Как родителю создать и обеспечить благоприятные условия для общения с «особым» ребенком и развития у него коммуникативных навыков?

 

Не стоит ребенка намеренно изолировать от детского коллектива. Даже если общение не складывается, попытавшись заменить общение со сверстниками общением с взрослыми членами семьи, ему будет оказана «медвежья услуга» - вписаться в детский коллектив в школе ему будет гораздо трудней. Необходимо стараться создавать для ребенка «ситуации успеха» - т.е. такие, в которых он будет интересен остальным, когда у него точно получится какое-то задание, упражнение, где он сможет продемонстрировать свои умения и т.д. Можно активно использовать любые возможности для того, чтобы ребенок общался с другими детьми и взрослыми: посещать детский сад, кружки, секции, ходить в театры и музеи, на детские площадки. Родители могут приглашать детей домой и организовывать для них игры, таким образом, чтобы ребенок мог развивать свои коммуникативные навыки, а здоровые дети - научиться чуткости и доброжелательности.

 

Для развития речевого общения, необходимо помнить, что ребенок учиться такому общению, в первую очередь, подражая взрослым, слушая их. Поэтому необходимо разговаривать с ребенком, общаться с ним, слушать его, обращаться к нему и стимулировать его речевую активность.

 

Если ребенок максимально использует все органы чувств – возможность видеть, слышать, трогать, пробовать на вкус, это позволяет ему больше узнавать о свойствах предметов окружающего мира. Что, в свою очередь, не только развивает его познавательно, но и позволяет использовать эту информацию в речи.

 

По возможности нужно присоединяться к ребенку, когда он занимается тем, что его интересует: смотрит телевизор, играет и т.п. Это также может быть ситуацией общения и поводом обсудить что-то с ребенком.

 

Ребенок с особенностями развития часто сам не проявляет желания действовать совместно с взрослыми или сверстниками, подражать их действиям, разделить с ними игру, обращаться к ним. Поэтому для такого ребенка требуется инициатива, побуждение взрослого, для того, чтобы принять участие в процессе общения, особенно, если ребенок маленький.

 

Большим потенциалом в развитии навыков общения любого ребенка-дошкольника (а для детей с особенностями развития – и более старшего возраста) обладает игра. Во время игровой деятельности идет активное взаимодействие с окружающими в интересной для ребенка форме. Это побуждает ребенка к речевой активности, увеличивает его словарный запас,

 

развивает такие важные навыки, как умение слушать, выражать свои потребности, учиться нормам взаимодействия между людьми.

 

Следует активно поддерживать и развивать интересы и увлечения ребенка, пусть даже самые простые. Например, ребенку можно привить интерес к ухаживанию за цветами, рыбками в аквариуме, наблюдению за облаками, птицами, и т.п. Наличие интересов у ребенка дает больше шансов найти благоприятную тему и завести разговор о приятных для него вещах. А если ребенок посещает кружок или студию, там он может не только проявлять свои способности, но и взаимодействовать, общаться с детьми и взрослыми, разделяющими его интересы.

 

Не следует забывать о профессиональной помощи, которую могут оказать специалисты (психологи, логопеды, дефектологи), в решении различных аспектов проблем общения. Так, например, полезны для ребенка могут быть индивидуальные или групповые занятия с психологом. Такие занятия часто проводятся в игровой форме или с использованием продуктивных видов деятельности (рисование, лепка, конструирование и т.п.).

 

И, в завершении, необходимо отметить, что у ребенка с особенностями развития нередко могут возникать ситуации с негативными моментами в поведении, которые, являются барьером для общения со сверстниками и другими взрослыми. Поэтому родителям важно научиться правильно реагировать в таких ситуациях, чтобы отрицательная оценка отдельных поступков не переносилась на личность ребенка в целом, и все это не усугубляло и не закрепляло имеющиеся проблемы в поведении. Если родителям сложно сделать это самим, помочь разобраться в ситуации и выработать наиболее оптимальную тактику поведения поможет детский психолог.

 

Выводы:

1. Коммуникация необходима для установления и развития контактов,

передачи опыта между людьми в результате совместной деятельности.

2. При отсутствии у людей вербальной коммуникации её заменяет

альтернативная коммуникация (дополнительная, аугментативная, вспомогательная,

тотальная).

3. Альтернативная коммуникация может использоваться как полная

альтернатива вербальной речи или как дополнение к ней.

4. Из нескольких существующих систем альтернативной коммуникации выбор

необходимо делать, учитывая особенности и возможности каждого конкретного человека.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×