"Особенности развитие коммуникативных навыков у детей ОВЗ" | Горбунова Инга Александровна . Работа №313688
В статье рассматриваются особенности формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Важнейшим фактором формирования личности, в психологии, рассматривается общение, как главное условие развития ребенка, ведущий вид деятельности человека, ориентированный на самопознание и самооценку, средствами взаимодействия с окружающими (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина и др.).
Особенности развитие коммуникативных навыков у детей ОВЗ
Коммуникативные качества — это те качества личности, которые помогают ориентироваться в различных ситуациях общения. Они не являются врожденным, их нужно развивать, особенно у детей с ОВЗ. Развитые коммуникативные качества - одного из основных условий развития ребенка, формирования его личности. Проблема развития коммуникативных качеств детей с ограни¬ченными возможностями здоровья (ОВЗ) всегда была в центре внимания отечественных педагогов. Об этом свидетельствуют фундаментальные исследования отечественных психологов прошлых лет и настоящего времени (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.). В современном обществе коммуникативной сфере ребенка уделяется значительно меньше внимания, чем интеллектуальному развитию. Проблема коммуникативной дезадаптации детей с ограниченными возможностями здоровья представляется недостаточно изученной. Педагоги, и конечно родители должны по¬мочь детям научиться общаться, приобрести необходимые для этого знания и качества.
Овладение техникой общения, как и многими другими умениями, у детей с ОВЗ происходит с отставанием. Эти дети пусть и не в полном объеме, но пройдут все ступени коммуникативных умений. Очень важно помочь преодолеть трудности как можно быстрее, не теряя драгоценного время.
Особенности коммуникации детей с ОВЗ:
снижение потребности в общении, так как не знают, как. (дома часто его потребности угадываются родителями до того, как он о чем-то попросит);
речевые недостатки (нарушения звукопроизношения, лексико-грамматического строя и трудности построения связного высказывания) мешают правильному выражению мыслей;
трудности понимания обращенной речи;
трудности в употреблении невербальных средств общения - выразительных движений, мимики, жестов;
при нарушениях зрения наблюдается также затрудненное восприятие неречевых средств, дети не видят реакцию собеседника (они не видят и не понимают улыбку, одобрение);
некоторые дети неактивны,
невербальны
, другие наоборот импульсивны, многословны, невнимательны к словам собеседника.
Развитие выше перечисленных умений нужны для чтобы любой ребенок мог гармонично вписаться в любой коллектив и чувствовать себя полноправными членами общества, т.е. социализироваться.
Социализация – процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
Как родителю создать и обеспечить благоприятные условия для общения с «особым» ребенком и развития у него коммуникативных навыков?
Не стоит ребенка намеренно изолировать от детского коллектива. Даже если общение не складывается, попытавшись заменить общение со сверстниками общением с взрослыми членами семьи, ему будет оказана «медвежья услуга» - вписаться в детский коллектив в школе ему будет гораздо трудней. Необходимо стараться создавать для ребенка «ситуации успеха» - т.е. такие, в которых он будет интересен остальным, когда у него точно получится какое-то задание, упражнение, где он сможет продемонстрировать свои умения и т.д. Можно активно использовать любые возможности для того, чтобы ребенок общался с другими детьми и взрослыми: посещать детский сад, кружки, секции, ходить в театры и музеи, на детские площадки. Родители могут приглашать детей домой и организовывать для них игры, таким образом, чтобы ребенок мог развивать свои коммуникативные навыки, а здоровые дети - научиться чуткости и доброжелательности.
Для развития речевого общения, необходимо помнить, что ребенок учиться такому общению, в первую очередь, подражая взрослым, слушая их. Поэтому необходимо разговаривать с ребенком, общаться с ним, слушать его, обращаться к нему и стимулировать его речевую активность.
Если ребенок максимально использует все органы чувств – возможность видеть, слышать, трогать, пробовать на вкус, это позволяет ему больше узнавать о свойствах предметов окружающего мира. Что, в свою очередь, не только развивает его познавательно, но и позволяет использовать эту информацию в речи.
По возможности нужно присоединяться к ребенку, когда он занимается тем, что его интересует: смотрит телевизор, играет и т.п. Это также может быть ситуацией общения и поводом обсудить что-то с ребенком.
Ребенок с особенностями развития часто сам не проявляет желания действовать совместно с взрослыми или сверстниками, подражать их действиям, разделить с ними игру, обращаться к ним. Поэтому для такого ребенка требуется инициатива, побуждение взрослого, для того, чтобы принять участие в процессе общения, особенно, если ребенок маленький.
Большим потенциалом в развитии навыков общения любого ребенка-дошкольника (а для детей с особенностями развития – и более старшего возраста) обладает игра. Во время игровой деятельности идет активное взаимодействие с окружающими в интересной для ребенка форме. Это побуждает ребенка к речевой активности, увеличивает его словарный запас,
развивает такие важные навыки, как умение слушать, выражать свои потребности, учиться нормам взаимодействия между людьми.
Следует активно поддерживать и развивать интересы и увлечения ребенка, пусть даже самые простые. Например, ребенку можно привить интерес к ухаживанию за цветами, рыбками в аквариуме, наблюдению за облаками, птицами, и т.п. Наличие интересов у ребенка дает больше шансов найти благоприятную тему и завести разговор о приятных для него вещах. А если ребенок посещает кружок или студию, там он может не только проявлять свои способности, но и взаимодействовать, общаться с детьми и взрослыми, разделяющими его интересы.
Не следует забывать о профессиональной помощи, которую могут оказать специалисты (психологи, логопеды, дефектологи), в решении различных аспектов проблем общения. Так, например, полезны для ребенка могут быть индивидуальные или групповые занятия с психологом. Такие занятия часто проводятся в игровой форме или с использованием продуктивных видов деятельности (рисование, лепка, конструирование и т.п.).
И, в завершении, необходимо отметить, что у ребенка с особенностями развития нередко могут возникать ситуации с негативными моментами в поведении, которые, являются барьером для общения со сверстниками и другими взрослыми. Поэтому родителям важно научиться правильно реагировать в таких ситуациях, чтобы отрицательная оценка отдельных поступков не переносилась на личность ребенка в целом, и все это не усугубляло и не закрепляло имеющиеся проблемы в поведении. Если родителям сложно сделать это самим, помочь разобраться в ситуации и выработать наиболее оптимальную тактику поведения поможет детский психолог.
Выводы:
1. Коммуникация необходима для установления и развития контактов,
передачи опыта между людьми в результате совместной деятельности.
2. При отсутствии у людей вербальной коммуникации её заменяет
альтернативная коммуникация (дополнительная, аугментативная, вспомогательная,
тотальная).
3. Альтернативная коммуникация может использоваться как полная
альтернатива вербальной речи или как дополнение к ней.
4. Из нескольких существующих систем альтернативной коммуникации выбор
необходимо делать, учитывая особенности и возможности каждого конкретного человека.