Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 23.12
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья в старшей группе | Чебанова Ольга Васильевна. Работа №354903

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена анализу особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в старшей группе дошкольного образовательного учреждения. Рассматриваются психолого-педагогические аспекты, влияющие на образовательный и воспитательный процесс, а также значимость создания условий для успешной социализации и развития таких детей. Автор подчёркивает важность индивидуального подхода, комплексной поддержки и междисциплинарного взаимодействия специалистов в работе с детьми данной категории.

Ключевые слова: дети с ОВЗ, старшая группа, особенности развития, социализация, индивидуальный подход, психолого-педагогическая поддержка, дошкольное образование.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

 

Чебанова Ольга Васильевна, воспитатель

МАДОУ Детский сад «Колосок», п. Краснообск

 

Аннотация. Статья посвящена анализу особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в старшей группе дошкольного образовательного учреждения. Рассматриваются психолого-педагогические аспекты, влияющие на образовательный и воспитательный процесс, а также значимость создания условий для успешной социализации и развития таких детей. Автор подчёркивает важность индивидуального подхода, комплексной поддержки и междисциплинарного взаимодействия специалистов в работе с детьми данной категории.

Ключевые слова: дети с ОВЗ, старшая группа, особенности развития, социализация, индивидуальный подход, психолого-педагогическая поддержка, дошкольное образование.

 

Современная образовательная система уделяет особое внимание созданию условий для полноценного развития и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Старшая группа в дошкольном образовательном учреждении занимает особое место в воспитательном процессе, так как именно в этом возрасте дети готовятся к переходу в школу. У детей с ОВЗ на данном этапе могут наблюдаться специфические особенности развития, которые необходимо учитывать для эффективного обучения, воспитания и подготовки к школьному обучению.

Дети с ОВЗ представляют собой неоднородную категорию, включающую различные нарушения физического, психического, интеллектуального и эмоционального развития. В старшей группе ключевыми задачами работы с такими детьми становятся развитие базовых навыков коммуникации, формирование устойчивых форм поведения и создание условий для раскрытия их потенциала. Прежде всего, это требует от педагогов глубокого понимания особенностей каждого ребёнка, а также гибкости в организации образовательного процесса.

Важной характеристикой развития детей с ОВЗ является замедленный темп освоения новых знаний и навыков, что может быть связано с особенностями познавательной сферы. Дети с нарушениями слуха или зрения, например, сталкиваются с трудностями в восприятии информации, что требует использования специальных методик и адаптированных материалов. У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата могут наблюдаться трудности в двигательной активности, что ограничивает их участие в совместной деятельности. Для детей с нарушениями интеллекта характерны сниженные способности к обобщению и анализу, замедленное развитие речи, а также ограниченность в усвоении сложных концепций.

Психологическое развитие детей с ОВЗ в старшей группе также имеет свои особенности. У них могут быть выражены эмоциональная неустойчивость, повышенная тревожность или трудности в установлении контактов со сверстниками. Эти особенности требуют создания благоприятного эмоционального климата в группе, направленного на снижение уровня стресса и обеспечение психологического комфорта. Важно отметить, что дети с ОВЗ нуждаются в особой поддержке со стороны воспитателя, который становится для них не только педагогом, но и значимой фигурой, способной помочь справляться с трудностями.

Социальное развитие детей с ОВЗ в старшей группе играет ключевую роль в их подготовке к школе. В этом возрасте дети должны овладеть базовыми навыками взаимодействия со сверстниками, развить умение работать в коллективе, соблюдать правила и нормы поведения. Однако для детей с ОВЗ это может быть сложной задачей, так как многие из них испытывают трудности в установлении контактов, выражении своих мыслей и эмоций, а также в понимании социальных ситуаций. Это требует от воспитателя особой чуткости, терпения и готовности к поэтапному формированию необходимых навыков.

Особую роль в работе с детьми с ОВЗ в старшей группе играет индивидуальный подход. Каждому ребёнку необходимо предоставить возможности для развития в его собственном темпе, с учётом индивидуальных особенностей и потребностей. Это включает как адаптацию программного материала, так и использование специальных методов, таких как игровые технологии, арт-терапия, сенсорные тренировки и другие формы деятельности, направленные на развитие познавательной, речевой и эмоциональной сфер.

Комплексный подход в работе с детьми с ОВЗ предполагает не только усилия воспитателя, но и активное взаимодействие со специалистами: логопедами, дефектологами, психологами, а также медицинскими работниками. Такая междисциплинарная работа позволяет более точно определить потребности ребёнка и разработать эффективные стратегии его поддержки. Кроме того, важно вовлекать в образовательный процесс родителей, обучая их эффективным методам взаимодействия с ребёнком и предоставляя рекомендации по созданию развивающей среды дома.

Неотъемлемой частью работы с детьми с ОВЗ в старшей группе является подготовка их к школьному обучению. Это включает не только развитие базовых учебных навыков, таких как внимание, память и логическое мышление, но и формирование устойчивой мотивации к обучению, уверенности в своих силах, умения преодолевать трудности. При этом важно учитывать, что для многих детей с ОВЗ переход к школьному обучению может быть сопряжён с дополнительными трудностями, связанными с изменением привычной среды и увеличением требований.

Таким образом, особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья в старшей группе требуют от воспитателя высокой профессиональной подготовки, глубокого понимания их индивидуальных особенностей и потребностей, а также способности создавать условия для полноценного раскрытия их потенциала. Работая с такими детьми, педагог оказывает значимое влияние на их развитие, помогает преодолевать ограничения и обеспечивает успешную подготовку к дальнейшему обучению в школе.

 

Список литературы

1. Бугаева М. Н. Социализация ребенка с ОВЗ в группе через формирование толерантного отношения дошкольников к людям с ОВЗ / М. Н. Бугаева, Ю. Н. Костюкова, Н. Е. Гусакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (301). — С. 153-155.

2. Сердюкова В. В. Соционально-коммуникативные особенности детей с ограниченными возможностями здоровья / В. В. Сердюкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 47 (337). — С. 222-224.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X