Особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья | Жукова Лидия Васильевна. Работа №364248
Дети с ОВЗ часто сталкиваются с трудностями в адаптации к окружающему миру, что может отражаться на их эмоциональном состоянии. Они могут испытывать повышенную тревожность, неуверенность в себе, чувство собственной неполноценности, агрессию или, наоборот, излишнюю пассивность и апатичность. Эти состояния могут быть обусловлены как самим заболеванием, так и реакцией окружающих на особенности ребенка. Сложности в общении, ограниченные возможности в деятельности могут приводить к фрустрации и развитию негативных эмоций.
Жукова Лидия Васильевна,
воспитатель высшей категории, МБДОУ ДС № 452
Особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья
Особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) представляют собой сложную и многогранную проблему, требующую комплексного подхода. В отличие от типично развивающихся детей, формирование эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ имеет свои специфические характеристики, которые зависят от типа и тяжести нарушения, а также от индивидуальных особенностей ребенка и условий его жизни.
Общие особенности
Дети с ОВЗ часто сталкиваются с трудностями в адаптации к окружающему миру, что может отражаться на их эмоциональном состоянии. Они могут испытывать повышенную тревожность, неуверенность в себе, чувство собственной неполноценности, агрессию или, наоборот, излишнюю пассивность и апатичность. Эти состояния могут быть обусловлены как самим заболеванием, так и реакцией окружающих на особенности ребенка. Сложности в общении, ограниченные возможности в деятельности могут приводить к фрустрации и развитию негативных эмоций.
Влияние типа нарушения
Дети с нарушениями зрения: Могут испытывать повышенную тревожность в новых ситуациях из-за ограниченной информации о внешнем мире, трудностей в ориентировании и зависимости от окружающих. Это может приводить к замкнутости, трудностям с адаптацией к незнакомому пространству, снижению самооценки и сложностям в общении.
Дети с нарушениями слуха: Затруднения в общении могут приводить к чувству изолированности, неуверенности в себе, а также к задержкам в социально-эмоциональном развитии. Они могут быть более пассивны в общении или, наоборот, проявлять агрессию в результате непонимания, иметь проблемы в коммуникации со сверстниками, быть замкнутыми и испытывать чувство одиночества.
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Ограничение в двигательной активности может приводить к снижению самооценки, депрессии, а также к возникновению чувства зависимости от окружающих.
Дети с ДЦП, испытывающие трудности с координацией движений, могут проявлять агрессию и раздражительность при неудачах в выполнении простых заданий.
Дети с интеллектуальными нарушениями: Могут испытывать затруднения в понимании эмоций других людей, регулировании собственных эмоций, планировании деятельности и достижении целей. Это может приводить к агрессии, импульсивности или пассивности, трудности в понимании социальных норм и правил, что приводит к импульсивным действиям и конфликтам с окружающими.
Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС): Характеризуются специфическими особенностями эмоциональной сферы, такими как трудности в эмоциональной регуляции, неадекватность эмоциональных реакций, ограниченный диапазон эмоциональных переживаний. Они могут быть чрезвычайно чувствительны к сенсорным раздражителям. Такой ребенок может демонстрировать неадекватные эмоциональные реакции на окружающие стимулы, например, чрезмерную тревогу в ответ на незначительные изменения в расписании.
Развитие волевой сферы
Волевая сфера у детей с ОВЗ также имеет свои особенности. Они могут испытывать трудности с самоконтролем, планированием деятельности, преодолением препятствий. Однако упорство и настойчивость могут быть выражены у них особенно ярко, как компенсаторная реакция на ограничения.
Методы коррекционной работы
Эффективная коррекционная работа должна быть направлена на развитие как эмоциональной, так и волевой сферы ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и типа нарушения, включает:
Игровую терапию: Помогает детям выражать свои эмоции, разрешать конфликты, развивать социальные навыки.
Арт-терапию: Позволяет детям выражать свои эмоции через творчество.
Музыкальную терапию: Способствует релаксации, развитию эмоциональной регуляции и самовыражения.
Сказкотерапию: Помогает детям понимать и перерабатывать сложные ситуации.
Психодраму: Развивает эмпатию, учит понимать и учитывать чувства других людей.
Формирование положительной самооценки: Важно постоянно поддерживать ребенка, отмечать его достижения, помогать ему верить в свои силы.
Важно помнить, что каждый ребенок индивидуален, и подход к коррекционной работе должен быть индивидуализированным. Своевременная и квалифицированная помощь специалистов позволяет детям с ОВЗ адаптироваться к жизни в обществе и достигать высоких результатов.