Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья | Жукова Лидия Васильевна. Работа №364248

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Дети с ОВЗ часто сталкиваются с трудностями в адаптации к окружающему миру, что может отражаться на их эмоциональном состоянии.  Они могут испытывать повышенную тревожность, неуверенность в себе,  чувство собственной неполноценности,  агрессию или, наоборот,  излишнюю пассивность и апатичность.  Эти состояния могут быть обусловлены как самим заболеванием, так и реакцией окружающих на особенности ребенка.  Сложности в общении,  ограниченные возможности в деятельности могут приводить к фрустрации и развитию негативных эмоций.

Жукова Лидия Васильевна,

воспитатель высшей категории, МБДОУ ДС № 452

Особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья

Особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) представляют собой сложную и многогранную проблему, требующую комплексного подхода. В отличие от типично развивающихся детей, формирование эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ имеет свои специфические характеристики, которые зависят от типа и тяжести нарушения, а также от индивидуальных особенностей ребенка и условий его жизни.

Общие особенности

Дети с ОВЗ часто сталкиваются с трудностями в адаптации к окружающему миру, что может отражаться на их эмоциональном состоянии. Они могут испытывать повышенную тревожность, неуверенность в себе, чувство собственной неполноценности, агрессию или, наоборот, излишнюю пассивность и апатичность. Эти состояния могут быть обусловлены как самим заболеванием, так и реакцией окружающих на особенности ребенка. Сложности в общении, ограниченные возможности в деятельности могут приводить к фрустрации и развитию негативных эмоций.

Влияние типа нарушения

Дети с нарушениями зрения: Могут испытывать повышенную тревожность в новых ситуациях из-за ограниченной информации о внешнем мире, трудностей в ориентировании и зависимости от окружающих. Это может приводить к замкнутости, трудностям с адаптацией к незнакомому пространству, снижению самооценки и сложностям в общении.

 

Дети с нарушениями слуха: Затруднения в общении могут приводить к чувству изолированности, неуверенности в себе, а также к задержкам в социально-эмоциональном развитии. Они могут быть более пассивны в общении или, наоборот, проявлять агрессию в результате непонимания, иметь проблемы в коммуникации со сверстниками, быть замкнутыми и испытывать чувство одиночества.

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Ограничение в двигательной активности может приводить к снижению самооценки, депрессии, а также к возникновению чувства зависимости от окружающих.

Дети с ДЦП, испытывающие трудности с координацией движений, могут проявлять агрессию и раздражительность при неудачах в выполнении простых заданий.

Дети с интеллектуальными нарушениями: Могут испытывать затруднения в понимании эмоций других людей, регулировании собственных эмоций, планировании деятельности и достижении целей. Это может приводить к агрессии, импульсивности или пассивности, трудности в понимании социальных норм и правил, что приводит к импульсивным действиям и конфликтам с окружающими.

Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС): Характеризуются специфическими особенностями эмоциональной сферы, такими как трудности в эмоциональной регуляции, неадекватность эмоциональных реакций, ограниченный диапазон эмоциональных переживаний. Они могут быть чрезвычайно чувствительны к сенсорным раздражителям. Такой ребенок может демонстрировать неадекватные эмоциональные реакции на окружающие стимулы, например, чрезмерную тревогу в ответ на незначительные изменения в расписании.

Развитие волевой сферы

 

Волевая сфера у детей с ОВЗ также имеет свои особенности. Они могут испытывать трудности с самоконтролем, планированием деятельности, преодолением препятствий. Однако упорство и настойчивость могут быть выражены у них особенно ярко, как компенсаторная реакция на ограничения.

Методы коррекционной работы

Эффективная коррекционная работа должна быть направлена на развитие как эмоциональной, так и волевой сферы ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и типа нарушения, включает:

Игровую терапию: Помогает детям выражать свои эмоции, разрешать конфликты, развивать социальные навыки.

Арт-терапию: Позволяет детям выражать свои эмоции через творчество.

Музыкальную терапию: Способствует релаксации, развитию эмоциональной регуляции и самовыражения.

Сказкотерапию: Помогает детям понимать и перерабатывать сложные ситуации.

Психодраму: Развивает эмпатию, учит понимать и учитывать чувства других людей.

Формирование положительной самооценки: Важно постоянно поддерживать ребенка, отмечать его достижения, помогать ему верить в свои силы.

 

Важно помнить, что каждый ребенок индивидуален, и подход к коррекционной работе должен быть индивидуализированным. Своевременная и квалифицированная помощь специалистов позволяет детям с ОВЗ адаптироваться к жизни в обществе и достигать высоких результатов.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×