Особенности развития эмоциональной сферы детей с ОВЗ | Филатова-Годлевская Лариса Евгеньевна. Работа №351805
Аннотация. В статье рассматриваются особенности развития эмоциональной сферы у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Уделено внимание специфике проявления эмоций у детей с различными видами нарушений, их взаимосвязи с когнитивной и социальной сферой. Приведены примеры работы педагога-психолога, направленной на развитие эмоционального интеллекта и коррекцию трудностей, а также даны рекомендации для взаимодействия с семьей ребенка.
Ключевые слова: эмоциональная сфера, дошкольники с ОВЗ, эмоциональный интеллект, психокоррекция, педагог-психолог, эмоциональные нарушения.
Особенности развития эмоциональной сферы детей
с ОВЗ
Филатова-Годлевская Лариса Евгеньевна, педагог-психолог
МБОУ СОШ № 36 «Новые горизонты» ДО Мечтатели
Аннотация. В статье рассматриваются особенности развития эмоциональной сферы у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Уделено внимание специфике проявления эмоций у детей с различными видами нарушений, их взаимосвязи с когнитивной и социальной сферой. Приведены примеры работы педагога-психолога, направленной на развитие эмоционального интеллекта и коррекцию трудностей, а также даны рекомендации для взаимодействия с семьей ребенка.
Ключевые слова: эмоциональная сфера, дошкольники с ОВЗ, эмоциональный интеллект, психокоррекция, педагог-психолог, эмоциональные нарушения.
Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста играет ключевую роль в их развитии и социализации. У детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) особенности эмоционального реагирования могут быть связаны как с характером нарушения, так и с условиями их воспитания и обучения. Эмоции у дошкольников с ОВЗ могут проявляться нестабильно, неадекватно ситуации или выражаться в форме гиперреакции либо, напротив, эмоциональной заторможенности.
Дети с нарушением зрения, например, часто испытывают трудности в восприятии невербальных сигналов, таких как мимика и жесты. Это ограничивает их возможности для развития эмпатии и приводит к трудностям в установлении социальных контактов. В работе с таким ребенком педагог-психолог может использовать тактильные и слуховые стимулы. Так, в одной из групп для ребенка с нарушением зрения был разработан сценарий игровой терапии, где он с помощью звуковых сигналов и текстурных материалов учился распознавать эмоции. Постепенно ребенок начал лучше понимать эмоциональные состояния окружающих, что позитивно сказалось на его взаимодействии со сверстниками.
Дети с нарушением слуха нередко испытывают сложности в выражении своих эмоций из-за ограниченного словарного запаса или отсутствия уверенности в правильности своих высказываний. Такие дети могут выглядеть замкнутыми или раздражительными. Важно создать для них среду, где они смогут безопасно выражать свои чувства. Примером может служить игра с карточками эмоций, в ходе которой дети учатся связывать изображения лиц с различными состояниями. Один мальчик с нарушением слуха в процессе таких занятий стал чаще улыбаться и делиться с педагогами своими ощущениями через жесты, что значительно снизило его уровень тревожности.
Дошкольники с расстройствами аутистического спектра (РАС) являются отдельной категорией с точки зрения эмоционального развития. Для них характерны сложности в интерпретации эмоциональных состояний других людей и зачастую — стереотипное поведение, служащее способом саморегуляции. Например, девочка с РАС в одной из групп часто раскачивалась из стороны в сторону при стрессе, не реагируя на вопросы взрослых. В процессе индивидуальной работы через технику арт-терапии она постепенно начала выражать свои эмоции через рисунки, что стало первым шагом к пониманию ее внутреннего состояния и началу вербального взаимодействия.
Эмоциональная сфера детей с задержкой психического развития (ЗПР) также нуждается в особом внимании. Такие дети могут демонстрировать медленное переключение между эмоциональными состояниями, низкую способность к эмпатии и трудности в различении оттенков эмоций. Педагог-психолог в этом случае может использовать ролевые игры, направленные на разыгрывание различных жизненных ситуаций. Например, в группе с девочкой с ЗПР был организован «магазин эмоций», где дети покупали или продавали «чувства» — радость, грусть, удивление. Это упражнение помогло ей начать осознавать и называть свои эмоции.
Работа с детьми с ОВЗ обязательно должна включать взаимодействие с семьей. Родители зачастую сами испытывают трудности в понимании эмоциональных потребностей ребенка. Важным этапом является обучение родителей приемам эмоционального отклика и создания комфортной среды дома. Например, в одной семье ребенок с двигательными нарушениями постоянно сталкивался с чрезмерной опекой, что вызывало у него вспышки гнева. После проведения родительского собрания и нескольких индивидуальных консультаций родители начали поощрять самостоятельные действия ребенка, что заметно улучшило его эмоциональное состояние.
Одной из основных задач педагога-психолога является диагностика и профилактика эмоциональных нарушений. Для этого можно использовать наблюдения за поведением детей в группе, тесты на распознавание эмоций, а также игры, стимулирующие выражение чувств. Например, игра «Почта эмоций» позволяет детям передавать друг другу письма с «эмоциональными» заданиями, что способствует развитию как саморегуляции, так и навыков взаимодействия.
Таким образом, работа с эмоциональной сферой дошкольников с ОВЗ требует комплексного подхода, включающего как индивидуальные, так и групповые занятия, а также активное вовлечение родителей. Педагог-психолог должен создавать безопасную среду, где ребенок сможет выражать свои эмоции, учиться их распознавать и управлять ими. Успешное развитие эмоциональной сферы способствует лучшей адаптации детей к окружающему миру и формированию основ для их дальнейшего личностного роста.
Список литературы
Матафонова Т. Н. Индивидуальный подход к детям в процессе обучения и воспитания / Т. Н.
Матафонова
, Е. А. Емельяненко. — Текст
:
непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы XI
Междунар
. науч.
конф
. (г. Казань, февраль 2021 г.). — Казань
:
Молодой ученый, 2021. — С. 10-12. — URL:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/387/16326/
Чумахидзе
Т. Л. Эмоциональный комфорт как условие реализации примерной образовательной программы "Детский сад - Дом радости" // Гуманитарные науки .
2015. №4 (32). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnyy-komfort-kak-uslovie-realizatsii-primernoy-obrazovatelnoy-programmy-detskiy-sad-dom-radosti
Шило Т. В. Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка / Т. В. Шило, Ю. Н.
Редкова
. — Текст
:
непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы II
Междунар
. науч.
конф
. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар
:
Новация, 2017. — С. 48-51. — URL:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/211/11749/