Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Особенности развития игровой деятельности у детей раннего возраста в условиях ДОУ | Воскреса Елена Николаевна. Работа №348525

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются особенности развития игровой деятельности у детей раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Игра в этот период становится ведущей деятельностью, способствующей всестороннему развитию ребенка, включая когнитивную, эмоциональную и социальную сферы. Рассматриваются различные виды игр, их влияние на психическое развитие детей и роль воспитателя в создании условий для полноценной игровой активности.

Ключевые слова: игровая деятельность, ранний возраст, дошкольное образовательное учреждение, психическое развитие, социальное развитие, воспитатель, условия для игры.

Особенности развития игровой деятельности у детей раннего возраста в условиях ДОУ

 

Воскреса Елена Николаевна, воспитатель

ГБДОУ «Ясли-сад № 6 «Золотой ключик»

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности развития игровой деятельности у детей раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Игра в этот период становится ведущей деятельностью, способствующей всестороннему развитию ребенка, включая когнитивную, эмоциональную и социальную сферы. Рассматриваются различные виды игр, их влияние на психическое развитие детей и роль воспитателя в создании условий для полноценной игровой активности.

Ключевые слова: игровая деятельность, ранний возраст, дошкольное образовательное учреждение, психическое развитие, социальное развитие, воспитатель, условия для игры.

 

Игровая деятельность детей раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) занимает особое место в их развитии. В этот период игра становится ведущим видом деятельности, через который дети познают окружающий мир, развивают свои когнитивные и эмоциональные способности, а также учатся взаимодействовать с окружающими.

Для детей раннего возраста (от 1,5 до 3 лет) игра носит в основном предметно-манипулятивный характер. На этом этапе ребенок активно взаимодействует с объектами, стремится исследовать их свойства и возможности использования. Игрушки становятся важным инструментом для развития сенсомоторных навыков: манипуляции с кубиками, пирамидками, мячами помогают развивать мелкую моторику, координацию движений и восприятие форм и размеров. Однако важность игры не ограничивается только физическим развитием. Через игру дети учатся решать задачи, проявляют любознательность, начинают понимать причинно-следственные связи и укрепляют память.

Игра способствует не только когнитивному, но и эмоциональному развитию. Дети раннего возраста часто выражают свои эмоции через игровую деятельность: радость, удивление, разочарование или интерес. В процессе игры ребенок учится различать и осознавать свои чувства, а также эмоции других детей. Например, когда один ребенок пытается построить башню из кубиков, а другой её случайно разрушает, первый может испытать раздражение или огорчение. В этот момент воспитатель может помочь детям справиться с этими эмоциями, научить их выражать чувства словами и находить компромисс. Таким образом, игра становится площадкой для эмоциональной социализации и развития навыков общения.

Социальное развитие также является важным аспектом игровой деятельности. В условиях ДОУ дети имеют возможность общаться друг с другом, учиться взаимодействовать, делиться игрушками и действовать в коллективе. В процессе совместных игр дети начинают осознавать правила поведения в группе, учатся сотрудничеству и решению конфликтов. Например, в сюжетно-ролевой игре «Магазин» один ребенок исполняет роль продавца, а другой — покупателя, что позволяет развивать навыки общения, ролевого поведения и совместных действий. Это способствует формированию таких социальных навыков, как умение ждать своей очереди, договариваться и соблюдать правила.

Важную роль в организации игровой деятельности детей играет воспитатель. Он создает условия, которые способствуют активной и творческой игре, а также помогает детям находить новые способы взаимодействия с окружающим миром. Воспитатель должен внимательно наблюдать за детьми, чтобы вовремя предложить помощь или направить игру в нужное русло, но при этом не вмешиваться чрезмерно, оставляя простор для самостоятельности. Например, если дети затрудняются в сюжетной игре из-за отсутствия идей, воспитатель может предложить новую тему или роль, но не должен полностью контролировать процесс игры.

Также важным аспектом является создание развивающей среды. В ДОУ необходимо обеспечить разнообразие игрушек и материалов для игры, которые будут соответствовать возрастным особенностям детей и стимулировать их воображение. Игровое пространство должно быть организовано таким образом, чтобы дети могли свободно выбирать, с чем и как играть. Например, наличие уголка для сюжетно-ролевых игр (кукольный театр, кухня, магазин) или материалов для строительных игр (конструкторы, кубики) позволяет детям самостоятельно выбирать игровые роли и формировать сюжет игры. При этом важно учитывать, что в раннем возрасте игра может быть достаточно кратковременной и переключаемой, что требует гибкости в организации пространства и материалов.

Особое внимание следует уделить сенсорным играм, которые помогают детям раннего возраста развивать тактильные, зрительные и слуховые ощущения. Игры с песком, водой, крупами или глиной позволяют детям не только получать новые ощущения, но и развивают мелкую моторику и воображение. Например, игра с мокрым песком позволяет не только развивать тактильные ощущения, но и стимулирует творческое мышление, так как ребенок может создавать различные формы и фигуры.

Кроме того, следует учитывать, что для успешного развития игровой деятельности необходима поддержка со стороны взрослых, не только воспитателей, но и родителей. Важно наладить взаимодействие между ДОУ и семьей, чтобы родители могли продолжать развивающие игры дома, поддерживая интерес ребенка к игре и стимулируя его к новым достижениям. Например, воспитатель может проводить консультации для родителей, делясь идеями игр, которые можно реализовать в домашних условиях с простыми подручными материалами.

Таким образом, игровая деятельность детей раннего возраста в условиях ДОУ является ключевым элементом их развития. Она способствует когнитивному, эмоциональному и социальному развитию, помогая детям осваивать окружающий мир и учиться взаимодействовать с ним. Важная роль при этом отводится воспитателю, который должен создавать условия для активной и творческой игры, а также направлять развитие ребенка через игровые формы обучения и общения.

 

 

Список литературы

Апанасова

И. А. Развитие двигательной активности детей младшего дошкольного возраста через подвижные игры и двигательные упражнения / И. А.

Апанасова

, М. Л. Зверева. — Текст

:

непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 32 (531). — С. 123-126. — URL:

https://moluch.ru/archive/531/117093/

Кладова

Е. С., Никитенко Е. А.,

Конради

Е. В. [и др.]. Сенсорное развитие детей раннего воз

раста в условиях дошкольной образовательной организации посредством нетрадиционных дидактических игр /— Текст

:

непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 188-190. — URL:

https://moluch.ru/archive/467/102810/

Космачева Т. А. Роль педагога в организации предметно-пространственной среды как фактора развития самостоятельной игры дошкольников / Т. А. Космачева. — Текст

:

непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 1 (135). — С. 461-464. — URL:

https://moluch.ru/archive/135/37856/

Юрьева Л. А. Игра как средство общения дошкольников / Л. А. Юрьева. — Текст

:

непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 10 (69). — С. 461-463. — URL:

https://moluch.ru/archive/69/11892/

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×