Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАЦИИ И СИСТЕМЫ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ОБУЧЕНИИ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА | Матвеева Валентина Александровна. Работа №350307

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье рассматриваются особенности развития коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра. Какие бывают трудности, нарушения у детей с расстройствами аутистического спектра, из-за которых не происходит правильное формирование данного навыка. В статье описаны системы альтернативной коммуникации для детей с аутизмом, которые могут помощь в общении с другими людьми.

 

Валентина Александровна Матвеева

(OVA.87@yandex.ru)

 

Россия, Волгоград

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

 

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАЦИИ И СИСТЕМЫ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ОБУЧЕНИИ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

 

Описываются особенности развития коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра, какие возникают сложности. Рассматриваются системы альтернативной коммуникации для обучения просьбам у детей с расстройствами аутистического спектра.

 

Ключевые слова: коммуникация; альтернативная коммуникация; расстройства аутистического спектра; система; навыки; поведение

 

 

Особенности развития коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра заключаются в том, что у детей возникают сложности в приобретении навыка коммуникации, она формируется значительно позже и медленнее или неравномерно по сравнению с нейротипичными детьми. Из-за отсутствия функциональной коммуникации могут возникать трудности в общении, со стороны может показаться, что ребенок не слышит, когда к нему обращаются. Так же из-за этих трудностей ребенок находиться в поиске поведения, замещающего коммуникацию (например, проявлять истерики, агрессию, когда хочет что-то получить). У некоторых детей с расстройствами аутистического спектра слова и выражения звучат не для того, чтобы вступить в диалог, а являются повторением услышанных ранее фрагментов речи (например, высказываний других людей, фраз из рекламы, мультфильмов, знакомых стихов или рассказов), что является эхолалией (декларированием фраз), и она часто не является функциональной коммуникацией - такие виды речевого поведения часто повышают тревожность у ребёнка, но не улучшают социальную адаптацию [1].

К особенностям коммуникации при расстройствах аутистического спектра можно отнести нарушения просодической стороны речи - дети могут произносить слова слишком громко или слишком тихо; быть навязчивым при построении диалога, зациклен только на своих интересах. Так же присутствуют сложности в распознавании эмоций других людей и передачи своих собственных эмоций в коммуникативных реакциях - дети с расстройством аутистического спектра используют в речи простые формы существительных и глаголов, многим детям трудно развивать навык сообщать о боли, радости, удивлении. Данные виды нарушений коммуникации связываются с семантико-прагматическим расстройством речи, которое выступает в структуре нарушений расстройств аутистического спектра, но у всех имеет разную степень сложности дефекта и длительности коррекционной работы.

При расстройствах аутистического спектра отмечаются нарушения коммуникации в триаде: речь - не обращается с просьбой, в основном самостоятельно берет предметы, которые хочет получить или тянет руку взрослого к желанному предмету, при этом взрослый является неким инструментом для достижения цели, не пытается называть предметы, которые находятся в данный момент в близи в окружающей среде; поведение - ребенок не может попросить социально - приемлемым способом, когда не может достичь желаемого самостоятельно или взрослый его не понимает, а, например, начинает себя кусать, чтобы получить от бабушки печенье; социальное взаимодействие - контакт с другими людьми ограничен, неспособность к общению, не обращает внимание на говорящего, не устанавливает зрительный контакт как со взрослыми так и с другими детьми, ребенок может дать понять, что физический контакт вызывает у него дискомфорт, он может стремиться к социальной изоляции или социальное взаимодействие вызывает у ребенка проблемное поведение, целью которого является прекращение взаимодействия. Ребенок с ограниченными социальными навыками так же спонтанно не следует за другими детьми, не стремиться повторить их моторные действия, не всегда может находиться в обществе других детей, что заметно осложняет обучение ребенка в естественной среде.

На сегодняшний момент исследования показывают, что использование альтернативных средств коммуникации является эффективным методом для развития навыка функциональной коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра. Альтернативные коммуникации не могут навредить ребенку и затормозить развитие вербальной речи, так как это лишь дополнительная поддержка коммуникации [1]. Когда ребенок использует дополнительные средства коммуникации, он слышит речь другого человека, который может озвучивать просьбу ребенка, тем самым формируя понимание речи, образ сказанного слова и подкрепляя поведение ребенка общаться без нежелательного поведения. Введение в работу детям с расстройствами аутистического спектра альтернативных систем коммуникации является важной частью работы при нарушениях социального взаимодействия и поведения, так как не всегда у детей с расстройствами аутистического спектра появляется вокальная речь - для возможности социальной адаптации и улучшения качества жизни семьи необходимо формировать навыки коммуникации в дошкольном возрасте.

В настоящее время проблема коммуникации недостаточно затронуты среди коррекционных специалистов. Специалисты уделяют большое внимание навыкам, которые у ребёнка получаются быстрее и эффективнее (например, развитию визуального восприятия), но эти навыки не являются жизненно-важными для детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Также многие специалисты не обучены в применении альтернативной формы коммуникации для детей с расстройствами аутистического спектра, прилагают много усилий на развитие вокальной речи, а на практике ребенок может так и не заговорить, и приобрести какую-либо форму нежелательного поведения для достижения определенной коммуникативной цели, также отсутствие «опоры», подсказки (например, вид карточки и слова в PECS, движение в жестах, пиктограмма в «Макатон») может задерживать коммуникативное развитие ребёнка с расстройствами аутистического спектра.

Системы альтернативной коммуникации - это системы, которые способны помочь ребенку общаться даже при отсутствии вокальной речи. Если ребенок не способен произнести слово или попросить что-то вокально, необходимо начинать обучение просьбам с тех программ, для которых нет необходимости в использовании речи. Для неговорящего ребенка нет таких инструментов, с помощью которых можно «заставить» говорить необходимые слова, так же будут неэффективны вербальные подсказки, но можно научить ребенка просьбам используя эффективную методику, обозначить необходимое слово жестом или предоставить изображение с этим словом, при этом совершенно не важно на каком уровне у ребенка речевые навыки.

Существует множество систем альтернативных коммуникаций, самые апробированные и часто используемые в работе специалистов - жестовая и PECS.

Система общения при помощи обмена карточками (The Picture Exchange Communication System; сокращенно - PECS) была разработана Лори Фрост и Энди Бонди для быстрого обучения детей с аутизмом и сопутствующими нарушениями развития целенаправленному, самостоятельно инициируемому общению [2]. Фундамент теоретической части включает в себя принципы прикладного анализа поведения, а план обучения основывается на прикладной работе Б.Ф. Скиннера «Вербальное поведение», которое включает все формы коммуникации, такие как язык жестов, систему обмена карточками (PESC) письменную речь, жесты, азбуку Морзе или любую другую форму, которую может принять вербальная реакция. Так же включает в себя обучение с помощью запланированных подсказок и высокомотивационных поощрений, это стимулирует появление инициативы в общении у ребенка с другими людьми, что повышает успешность в обучении и расширении репертуара просьб.

Данные научных исследований всё чаще показывают, что система общения при помощи обмена карточками позволяет молодым людям с аутизмом преодолевать значительные препятствия в общении и жизни в социуме. Как правило, поведение, нежелательное поведение и социально неприемлемые ситуации, проявляются у учащихся по системе PECS всё реже по мере того, как они приобретают способность к удовлетворению своих потребностей и желаний посредством общения при помощи карточек, а впоследствии - зачастую и устной речи.

Жестовая система коммуникации - коммуникация с помощью использования специальных жестов. Автором Э.Вилкен разработан метод «коммуникация с опорой на жесты». Он заключается в разработке специальных жестов, которые позволяют расширить взаимодействие между ребенком и окружающими его людьми. Но есть сложность, которая заключается в том, что ребенка может понимать только определенный круг людей, которые умеют распознавать их и интерпретировать. Эту сложность можно решить с помощью создания альбома с картинками, на которых будет изображены жесты, которые есть в репертуаре ребенка и соответствующие к ним предметы. Этот альбом необходимо передавать другим людям, которые в дальнейшем будут взаимодействовать с ребенком и пополнять его по необходимости. Преимущества жестовой системы в том, что «руки ребёнка всегда с ним» и в любой момент он может попросить желаемое, например, когда прыгает на батуте или плавает в бассейне. Так же к плюсам можно отнести не сложность жестов, как в других жестовых системах, а гибкость в выборе моторных жестов - в практике всегда подбираются жесты, исходя из моторных особенностей ребёнка, система строится в формате один жест - одно слово. Кроме того, жестовый язык визуально демонстрирует, что слова различны, слово шоколад и мороженое звучат по-разному и обозначаются отличающимися жестами, что помогает ребёнку дифференцировать используемые просьбы.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что при расстройствах аутистического спектра всегда отмечаются нарушения коммуникации разной степени тяжести. Альтернативные системы коммуникации - доказанные методы при работе с детьми с расстройствами аутистического спектра, у которых отсутствует вокальная речь, речь заменена нежелательным поведением, не разборчива и не понятна окружающим. При коррекционной работе с данной категорией детей, необходимо формировать жизненно-важные навыки, которые повысят уровень социальной адаптации ребёнка с расстройством аутистического спектра.

 

Литература

 

 

1. Сахьянова, С. В. Развитие коммуникации у детей с РАС (расстройство аутистического спектра). Методические рекомендации / С. В. Сахьянова. - Иркутск : ГАУ ЦППМиСП, 2021. - 39 с. - Текст : непосредственный.

2. Фрост, Л. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) / Л. Фрост, Э. Бонди. - руководство для педагогов. - Москва : Теревинф, 2016. - 416 с. - Текст : непосредственный.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×