Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Особенности развития коммуникативной компетентности детей в ДОУ | Хасанова Разиля Гиззатовна. Работа №345493. Номер работы: №345493

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Развитие коммуникативной компетентности у детей в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) представляет собой один из ключевых аспектов их общего формирования и социализации. Коммуникативная компетентность включает в себя не только базовые навыки общения, но и умение понимать и принимать различные точки зрения, разрешать конфликты, а также выражать свои мысли и чувства. В данной статье рассматриваются основные особенности и факторы, влияющие на развитие коммуникативной компетентности у детей в ДОУ.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, дошкольное образование, развитие речи, социальные навыки, взаимодействие, игры, творческие методики.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОУ

 

Хасанова Разиля Гиззатовна, воспитатель

МАДОУ "ДС №13 "РОДНИЧОК",ХМАО, пгт. Высокий

 

Аннотация. Развитие коммуникативной компетентности у детей в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) представляет собой один из ключевых аспектов их общего формирования и социализации. Коммуникативная компетентность включает в себя не только базовые навыки общения, но и умение понимать и принимать различные точки зрения, разрешать конфликты, а также выражать свои мысли и чувства. В данной статье рассматриваются основные особенности и факторы, влияющие на развитие коммуникативной компетентности у детей в ДОУ.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, дошкольное образование, развитие речи, социальные навыки, взаимодействие, игры, творческие методики.

 

Коммуникация — это основа социальной жизни, и для детей дошкольного возраста она становится особенно важной, так как в этом возрасте происходит активное развитие не только речевых навыков, но и социального взаимодействия. В условиях ДОУ дети учатся взаимодействовать с окружающими, что в свою очередь формирует их способность общаться, выражать свои мысли и чувства, а также понимать эмоции и намерения других.

Коммуникативная компетентность является многогранным понятием, которое охватывает различные аспекты общения. Это и умение формулировать свои мысли в речевой форме, и навык слушать и слышать собеседника, а также способность к сопереживанию и установлению эмоционального контакта. Все эти аспекты составляют основу для успешной социализации ребёнка в обществе.

Коммуникативная компетентность включает в себя несколько ключевых компонентов:

Лексическая компетенция – это запас слов и выражений, которые ребенок использует в общении.

Грамматическая компетенция – умение строить правильные фразы и предложения.

Прогностическая компетенция – способность предугадывать реакции собеседника и адаптировать своё поведение в зависимости от обстоятельств.

Социокультурная компетенция – знание норм и правил общения в разных социальных контекстах.

Развитие этих навыков начинается в раннем детстве и достигает своего пика в дошкольном возрасте, когда дети активно познают мир и взаимодействуют с окружающими.

Коммуникативная компетентность служит основой для дальнейшего успешного обучения в школе и жизни в обществе. Умения, полученные в ДОУ, помогут детям сформировать позитивные отношения с окружающими, развить критическое мышление и повысить уровень эмоционального интеллекта.

Особенности развития коммуникативной компетентности в ДОУ.

Возрастные особенности дошкольников. Дошкольный возраст охватывает период от 3 до 7 лет, когда у детей происходят заметные изменения в психическом и речевом развитии. В этом возрасте дети становятся более активными в общении. Они начинают осваивать различные формы взаимодействия: от простого обмена речевыми репликами до более сложных видов общения, таких как игры в группе.

Роль игрового взаимодействия. Игра является важнейшим аспектом дошкольного обучения и социализации. Через игру дети учатся общаться, понимать правила и принимать различные роли. Воспитатели могут использовать игры как основной метод развития коммуникативной компетентности. Ролевые игры, театрализованные представления и другие формы взаимодействия развивают речь, эмпатию и умение слушать.

Примеры игр.

Ролевые игры: дети могут разыгрывать различные ситуации (магазин, больница, семья), что позволит им проявить креативность и развить навыки общения.

Игры на внимание: такие как "Слушай и повторяй", где воспитатель произносит фразу, а дети должны её повторить, развивают слуховое внимание и артикуляцию.

Методы и подходы к развитию коммуникативной компетентности.

Методики работы с детьми. Педагогические стратегии, направленные на развитие коммуникативной компетентности, должны быть разнообразными и учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка. Это может включать как традиционные методы, так и инновационные подходы.

Творческие методики. Использование творческих подходов, таких как театрализованная деятельность, рисование, музыка и танцы, способствует развитию эмоциональной выразительности и помогает детям лучше понимать друг друга. Например, дети могут создавать свои небольшие спектакли, в которых изучают эмоции, учатся их выражать и воспринимать.

Создание поддерживающей среды. Очень важно, чтобы учреждение создавало поддерживающую и комфортную атмосферу для общения. Воспитатели должны не только обучать, но и вдохновлять детей на активное взаимодействие. Важно поощрять попытки общения, даже если речь детей содержит ошибки.

Взаимодействие с родителями. Родители играют ключевую роль в развитии коммуникативной компетентности детей. Воспитатель может активно работать с родителями, объясняя им, как они могут поддерживать речевое развитие своих детей дома.

Развитие коммуникативной компетентности у детей в ДОУ — это комплексный процесс, который охватывает различные аспекты речевого и социального развития. Использование игровых методик, создание поддерживающей среды и активное взаимодействие с родителями являются основными факторами успеха. Воспитатели, обладая необходимыми знаниями и методами работы, могут значительно содействовать формированию у детей навыков, необходимых для успешной социализации и взаимодействия с окружающими в будущем.

Применяя на практике методы, изложенные в данной статье, каждый воспитатель сможет внести свой вклад в развитие коммуникативной компетентности своих воспитанников, тем самым подготовив их к успешной жизни в обществе.

 

Список литературы

Безменова

, К. И. Обеспечение качества формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе использования современных образовательных технологий / К. И.

Безменова

. —

Текст :

непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V

Междунар

. науч.

конф

. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-

Петербург :

СатисЪ

, 2014. — С. 48-51. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5924/.

Гриценко, Н. В. Особенности развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста / Н. В. Гриценко. —

Текст :

непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 6 (26). — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/146/4685/.

Евдотьева

, Н. С. Особенности формирования коммуникативной компетенции дошкольников в условиях разновозрастной группы детского сада / Н. С.

Евдотьева

, А. Ф. Новикова, Е. В. Реутова. —

Текст :

непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 48 (495). — С. 175-176. — URL: https://moluch.ru/archive/495/108289/.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×