Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Особенности развития коммуникативной компетентности детей в ДОУ | Дорофеева Светлана Леонидовна. Работа №346141. Номер работы: №346141

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются ключевые особенности формирования и развития коммуникативной компетентности, значимость эффективного общения для полноценного развития ребенка, а также роль воспитателя в создании условий для совершенствования коммуникативных навыков детей. Приводятся примеры методик и игр, которые способствуют развитию речевых и коммуникативных навыков в ДОУ, подчеркивается необходимость интеграции коммуникации в повседневную жизнь дошкольников через взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, дошкольники, общение, речевое развитие, игры, взаимодействие, воспитатель.

Особенности развития коммуникативной компетентности детей в ДОУ

 

Дорофеева Светлана Леонидовна, воспитатель

Детский сад «Green Gate»

 

Аннотация. В статье рассматриваются ключевые особенности формирования и развития коммуникативной компетентности, значимость эффективного общения для полноценного развития ребенка, а также роль воспитателя в создании условий для совершенствования коммуникативных навыков детей. Приводятся примеры методик и игр, которые способствуют развитию речевых и коммуникативных навыков в ДОУ, подчеркивается необходимость интеграции коммуникации в повседневную жизнь дошкольников через взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, дошкольники, общение, речевое развитие, игры, взаимодействие, воспитатель.

 

Развитие коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста – это одна из основных задач, стоящих перед воспитателем. На этапе дошкольного детства ребенок активно осваивает навыки общения, что не только влияет на его социальную адаптацию, но и закладывает фундамент для успешного обучения в школе. Коммуникативная компетентность включает в себя умение ребенка выражать свои мысли и чувства, понимать и воспринимать других, находить общий язык в различных ситуациях общения. Важно, чтобы дети умели строить диалоги, работать в группе, поддерживать контакт со сверстниками и взрослыми.

Одной из особенностей развития коммуникативных навыков в дошкольном возрасте является то, что дети учатся не только говорить и слушать, но и понимать, как правильно передать информацию, как строить взаимоотношения и решать конфликты. Коммуникативная компетентность развивается постепенно, по мере того как ребенок познает окружающий мир. В дошкольном учреждении воспитатели играют ключевую роль в создании условий для развития этого важного навыка. Они должны организовывать работу так, чтобы ребенок получал возможность для взаимодействия не только в рамках учебной деятельности, но и в повседневных ситуациях.

Игровая деятельность занимает центральное место в развитии коммуникативной компетентности дошкольников. Дети через игру осваивают различные коммуникативные роли, учатся действовать в команде, находить общий язык с партнерами по игре. Например, такие игры как «Магазин» или «Семья» дают детям возможность примерить на себя разные социальные роли и развивать речевые навыки, обсуждая правила игры и распределяя роли между участниками. В процессе игры дети не только учатся договариваться, но и понимают, как важно прислушиваться к мнению других, что является основой для дальнейшего развития их коммуникативных способностей.

Также важным фактором развития коммуникативной компетентности является использование воспитателями специально разработанных методик, направленных на активизацию речи детей и развитие их навыков общения. Одной из таких методик является техника «вопрос-ответ», которая помогает детям строить диалог, задавать вопросы и получать на них ответы. В процессе таких упражнений дети учатся строить свою речь логично и последовательно, а также понимать, как важно корректно и понятно формулировать свои мысли. Например, во время занятия воспитатель может задавать детям вопросы о прочитанной сказке, стимулируя их к размышлениям и обсуждению. Это не только развивает речевые навыки, но и способствует формированию способности высказывать собственное мнение.

Еще одной важной особенностью развития коммуникативной компетентности является необходимость взаимодействия детей с различными социальными группами. Это могут быть как сверстники, так и взрослые, например, воспитатели или родители. Такое многообразие контактов помогает детям освоить различные модели общения. Важно, чтобы воспитатель стимулировал детей к активному взаимодействию и создавал для этого разнообразные ситуации. Например, в процессе организованных бесед дети учатся задавать вопросы и выражать свое мнение, что способствует развитию их коммуникативной гибкости.

Также одним из ключевых аспектов является развитие эмпатии и понимания других людей. Воспитатель может использовать игровые ситуации, где ребенок должен предсказать реакцию другого на свои слова или действия. Например, в игре «Что случилось?» воспитатель предлагает детям ситуацию, в которой кто-то из героев расстроен или нуждается в помощи, а дети должны придумать, как поддержать персонажа и какие слова могут помочь решить проблему. Такие задания учат детей понимать эмоции других и выбирать адекватные средства общения в зависимости от ситуации.

Творческая деятельность также оказывает положительное влияние на развитие коммуникативных навыков. Рисование, лепка, конструирование — все это способствует развитию не только мелкой моторики, но и коммуникации. Например, при совместной работе над коллективным проектом, дети учатся договариваться, распределять обязанности и обсуждать процесс выполнения задания. Воспитатель, направляя такой диалог, может акцентировать внимание на правильном общении, умении задавать вопросы и поддерживать беседу, что способствует развитию коммуникативных способностей.

Для успешного формирования коммуникативной компетентности важно также взаимодействие с семьями воспитанников. Родители играют важную роль в речевом развитии детей, поэтому воспитатель должен направлять родителей на создание благоприятной речевой среды в семье. Например, можно предложить родителям организовать регулярные домашние чтения, совместное обсуждение книг или фильмов, а также использовать настольные игры, которые требуют взаимодействия и обсуждения. Важно, чтобы родители понимали значимость общения с ребенком в процессе его развития, что поможет ребенку чувствовать себя уверенно в общении с окружающими.

Таким образом, формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста требует комплексного подхода и активного участия воспитателей. Важно, чтобы в процессе обучения дети получали возможность не только развивать свои речевые навыки, но и учиться эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Игры, творческие задания, беседы, а также организация различных форм взаимодействия помогают детям стать уверенными в общении и заложить основу для дальнейшего успешного обучения. Воспитатель в этом процессе играет роль наставника, который помогает детям осваивать коммуникативные навыки, развивая их социальную адаптацию и готовность к активному взаимодействию в обществе.

 

 

Список литературы

Гриценко Н. В. Особенности развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста / Н. В. Гриценко. — Текст

:

непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 6 (26). — С. 5-7. — URL:

https://moluch.ru/th/4/archive/146/4685/

(дата обращения:

03

.

10

.2024).

Найденова Е.А.,

Багирова

И.А.,

Зембеля

И.А., Васильева С.О. Р

азвитие коммуникативных навыков и способностей у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру

// Обучение и воспитание: методики и практика. 2016. №29. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kommunikativnyh-navykov-i-sposobnostey-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-cherez-syuzhetno-rolevuyu-igru

(дата обращения:

03

.

10

.2024).

Петряшова

А. Ю. Использование театрализованной деятельности как средства развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста (на примере программы внеурочной деятельности

«

Театрариум

» для обучающихся первого класса) / А. Ю. Петряшова.

— Текст

:

непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 24 (523). — С. 184-185. — URL:

https://moluch.ru/archive/523/115491/

(дата обращения:

03

.

10

.2024).

Самохвалова

Н.В.

В

заимодействие воспитателя и ребёнка как условие коммуникативного развития дошкольника

// Педагогический вестник. 2020. №17. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-vospitatelya-i-rebyonka-kak-uslovie-kommunikativnogo-razvitiya-doshkolnika

(дата обращения:

03

.

10

.2024).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×