Особенности развития коммуникативных и речевых навыков детей старшего дошкольного возраста | Мой кабинет. Работа №347073
Актуальность проблемы развития коммуникативных и речевых навыков у старших дошкольников заключается в том, что количество контактов со взрослыми и сверстниками у ребенка в современном мире постоянно увеличивается, а эффективность и успешность таких взаимодействий зависит непосредственно от уровня речевого развития детей.
Особенности развития коммуникативных и речевых навыков детей старшего дошкольного возраста
Актуальность проблемы развития коммуникативных и речевых навыков у старших дошкольников заключается в том, что количество контактов со взрослыми и сверстниками у ребенка в современном мире постоянно увеличивается, а эффективность и успешность таких взаимодействий зависит непосредственно от уровня речевого развития детей.
На данный момент показатели речевого развития многих современных дошкольников не соответствуют возрастной норме. Основная причина этого - разрыв коммуникативных связей между миром детей и миром взрослых: взрослые отчуждаются от детей, дети лишаются содержательных (живых, эмоциональных) способов общения.
Проблемы развития коммуникации сегодня особенно актуальны в старшем дошкольном возрасте, так как именно этот возраст считается отечественными психологами и педагогами (Л.А. Венгером, В.С. Мухиной, Н.Н. Поддъяковым и другими) как сензитивный. То есть это максимально чувствительный период, который обладает благоприятными условиями для формирования определенной способности или типа деятельности организма.
Такие ученые как Л.С. Выготский, М.И. Лисина и другие, занимавшиеся проблемой развития коммуникации старших дошкольников, считают, что главным условием для становления психических способностей и качеств ребенка, а именно речи, воображения, мышления, самооценки, является общение ребенка со взрослым. Такое общение приобщает детей к опыту человечества. Дошкольники посредством такого общения обмениваются знаниями, обогащают свой жизненный опыт.
Как мы успели заметить, современные дети неохотно идут на контакт, не могут понятно для окружающих выразить свою мысль, у таких детей слабо разработан речедвигательный аппарат. Коммуникативные способности необходимы, так как все мы находимся в социуме и так или иначе взаимодействуем с ним.
Зачастую взрослые не понимают всей важности звучащего слова в развитии и воспитании детей раннего возраста. Общение взрослого с ребенком сегодня вряд ли можно назвать общением. В современном мире это общение чаще кратковременное, формальное и поверхностное: проявляется в виде замечаний, указаний, инструкций. В том случае, когда у малыша не удовлетворилась потребность в общении со взрослыми, начинают проявляться всевозможные отклонения в поведении дошкольников: неуверенность при новых начинаниях, тяжелая адаптация в дошкольном учреждении, огромное количество страхов, тревожность и агрессивность, снижение показателей их речевой и познавательной активности.
ФГОС ДО выделяет такие образовательные области как «Речевое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие». Сегодня данные области играют важнейшую роль для развития ребенка не только в плане речи, но и для личности в целом.
Сформировать речевой навык - это значит обеспечить необходимые условия для того, чтобы дошкольник мог правильно построить и реализовать высказывание. Для того, чтобы общение было полноценным, необходимо, чтобы мы, педагоги, сами умели пользоваться речевыми навыками для самостоятельного выражения своих мыслей, чувств, намерений, переживаний; если этого не будет, то речевая деятельность сформируется только лишь частично.
Коммуникативный навык - это навык взаимодействия с другими людьми, умение находить компромисс, умение слушать и высказывать свое мнение.
Известный психолог М.И. Лисина отмечала, что, начиная от раннего и до конца дошкольного возраста общение между детьми проходит значительные изменения по всем категориям: меняются содержание, потребности, мотивы и средства общения. От двух до семи лет выделяются два перелома; первый отмечается приблизительно в четыре года, второй - около шести лет.
Первый перелом мы можем наблюдать тогда, когда в жизни ребенка большую роль начинают играть другие дети. В этот период дошкольники начинают открыто предпочитать одиночную игру либо общество других детей взрослому.
Во время второго перелома, по мнению М.И. Лисиной, происходит появление избирательных привязанностей, дружбы; возникают более устойчивые и глубокие отношений между дошкольниками.
Эти переломы можно считать временными границами 3-х этапов в развитии общения детей. Эти этапы (также как и этапы со сферой общения со взрослым) получили название «формы общения дошкольников со сверстниками».
По мнению М.И. Лисиной, первой формой является эмоционально-практическое общение со сверстниками (второй-четвертый годы жизни). На втором году у дошкольников мы замечаем заинтересованность к другому ребенку, дошкольник уделяет повышенное внимание к действиям сверстника, а к концу второго года возникает желание привлечь внимание сверстника к себе, показать свои результаты и увидеть его ответную реакцию. На представленном этапе дети общаются без предметных действий, общение происходит само по себе.
Вторая форма общения сверстников, которую выделяет М.И. Лисина, -ситуативно-деловая. Данная форма складывается приблизительно к четырем годам и до шести лет. Сюжетно-ролевая игра уже коллективная - дошкольники преимущественно играют вместе, а не по одному. В процессе ситуативно-делового общения дети заняты совместным делом, они согласовывают свои действия с действиями партнеров и учитывают активность сверстников для достижения общей цели. Такое взаимодействие между детьми получило название сотрудничества.
По мнению М.И. Лисиной, к концу дошкольного возраста у многих (но не у всех) детей дошкольного возраста появляется новая форма общения, которая получила название «внеситуативно-деловая». К шести-семи годам значительно увеличивается количество внеситуативных контактов. Дети начинают рассказывать друг другу о том, где они отдыхали и что нового увидели, делятся своими впечатлениями и эмоциями.
Итак, социальная ситуация развития старшего дошкольника усложняется и дифференцируется. Взрослый человек остается главным в жизни ребенка, но взаимоотношения с ним кардинально меняются. В раннем возрасте ребенок общается исключительно с близкими взрослыми, как только ребенок немного подрастает, он вступает в отношения с более широким социальным миром. Появляется новая сфера социальных контактов ребенка - его отношения со сверстниками.
Общение дошкольников со сверстниками можно описать рядом характерных особенностей, которые отличают его от общения со взрослыми.
Как отмечает Е.О. Смирнова, первой и самой важной отличительной чертой является огромное разнообразие коммуникативных действий. Ребенок может спорить со сверстником, навязывать свою волю, успокаивать и т.д. Такие сложные формы поведения, как симулирование, стремление сделать вид, выразить обиду впервые появляются именно в общении с другими детьми.
Вторая яркая черта общения сверстников, как считала Е.О. Смирнова, состоит в его особо яркой эмоциональной насыщенности. При общении со сверстниками мы наблюдаем у дошкольника намного больше эмоций, чем при общении со взрослым, это самые разнообразные эмоциональные состояния - от злостного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до агрессии.
Третья отличительная особенность контактов детей состоит в том, что они нестандартны. Если при взаимодействии со взрослым даже малыши соблюдают определенные общепринятые нормы поведения, то при общении со сверстником дошкольники не соблюдают нормы поведения. Они могут использовать самые неожиданные действия и движения: дети скачут, изображают различные позы, делают гримасы и т.д.
Еще одной особенностью общения сверстников является то, что инициативные действия берут верх над ответными. Особенно отчетливо это замечается, когда невозможно продолжить и развить диалог, так как отсутствует ответная реакция партнера.
Для дошкольника намного важнее его собственное действие или высказывание, а инициативу сверстника он чаще всего не замечает и не поддерживает.
Таким образом, рассмотренные выше особенности общения раскрывают специфику детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста.
Итак, понимание коммуникации подводит педагогов к пониманию того, что все-таки необходимо прикладывать все усилия для становления, формирования и развития у дошкольников коммуникативных умений и навыков.
Немаловажную роль в данном процессе играют также принципы и методы развития детской коммуникации. Ведь только правильная организация методологии развития процесса способна дать эффективный результат.